Об оформлении перевода сотрудников банка на дистанционной режим работы на период пандемии
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Описание ситуации.
В связи с распространением на территории РФ вируса COVID-19 и опасностью заражения данной болезнью Банк переводит на удаленную работу на дому часть сотрудников. В этот период для некоторых сотрудников планируется периодическое посещение офиса.
Вопрос.
Просим дать разъяснения, как правильно оформить указанный перевод на период пандемии.
Мнение консультантов.
На основании статьи 1 ТК РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе, по организации труда и управлению трудом.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателемо личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядкапри обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (статья 16 ТК РФ).
В соответствии с частью второй статьей 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условия труда на рабочем месте;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В соответствии с нормами статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.Работодатель обязан обеспечить принятие мерпо предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) установлены Законом № 68-ФЗ.
Действие Закона № 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании статьи 1 Закона № 68-ФЗ:
- чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
- режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании подпункта «м» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерациипринимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 14 Закона № 68-ФЗ определены обязанность организацийв области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, в соответствии с указанной статьей руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организациии иных граждан, находящихся на ее территории.
Согласно статье 57.1 Закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает требования к системе внутреннего контроля (далее по тексту – СВК) кредитной организации.
Кредитная организация обязана создать СВК, соответствующую характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований (статья 24 Закона № 395-1).
Требования к СВК в кредитных организациях и банковских группах, порядок оценки Банком России качества СВК кредитных организаций и банковских групп, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных требований определены в Положении № 242-П, на основании пункта 3.7 которого в рамках разработанной СВК кредитная организация должна обеспечить непрерывность деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций. В указанных целях кредитная организация должна иметь утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – План ОНиВД), предусматривающий использование дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств, а также восстановление критически важных для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Кредитная организация определяет порядок проверки возможности выполнения Плана ОНиВД.
Рекомендации по структуре и содержанию Плана ОНиВД, а также по организации проверки возможности его выполнения (далее по тексту – Рекомендации) приведены в приложении 5 к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций План ОНиВД - внутренний документ (комплект документов) кредитной организации, определяющий цели, задачи, порядок, способы и сроки осуществления комплекса мероприятий по предотвращению или своевременной ликвидации последствий возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (ее подразделений), вызванного нестандартными и чрезвычайными ситуациями (возникновением чрезвычайной ситуации или иным событием, наступление которого возможно, но трудно предсказуемо и связано с угрозой существенных материальных потерь или иных последствий, препятствующих выполнению кредитной организацией принятых на себя обязательств).
План ОНиВД должен быть разработан кредитной организацией с целью (пункт 4 Рекомендаций):
поддержание способности кредитной организации выполнять принятые на себя обязательства перед вкладчиками и кредиторами, в том числе перед Банком России (по кредитам Банка России, уплате процентов по ним и другим денежным обязательствам перед Банком России);
предупреждение и предотвращение возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации;
снижение тяжести последствий нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (в том числе размера материальных потерь, потерь информации, потери деловой репутации);
сохранение уровня управления кредитной организацией, позволяющего обеспечить условия для принятия обоснованных и оптимальных управленческих решений, их своевременную и полную реализацию;
обеспечение способности кредитной организации осуществлять расчеты в соответствии с принятыми на себя обязательствами, в том числе по кредитам Банка России, процентам по ним и другим денежным обязательствам перед Банком России;
обеспечение информационной безопасности кредитной организации, в том числе ее расчетной системы;
обеспечение благоприятных условий труда и безопасности служащих кредитной организации, безопасности лиц, находящихся в помещениях (посетителей) кредитной организации.
При этом в разработанном кредитной организацией Плане ОНиВД должны быть отражены, в том числе, виды и характер возможных нестандартных и чрезвычайных ситуаций, связанные с ними виды и степени воздействия на деятельность кредитной организации, способные нарушить режим повседневного функционирования кредитной организации и способность выполнять принятые на себя обязательства (подпункт 3.1пункта 3 Рекомендаций).
Банк России рекомендует осуществлять разработку и принятие Плана ОНиВД с учетом норм Закона № 68-ФЗ, в том числе в рамках мероприятий по выполнению требований статьи 14 указанного Федерального закона (пункт 5 Рекомендаций).
На основании подпункта 9.1 пункта 9 Рекомендаций в План ОНиВД следует включать:
- порядок его реализации, включая порядок принятия решения о переводе деятельности кредитной организации в режим, предусмотренный Планом ОНиВД (чрезвычайный режим), а также порядок управления кредитной организацией в чрезвычайном режиме;
перераспределение обязанностей и полномочий как между подразделениями, так и между служащими кредитной организации в условиях чрезвычайного режима с учетом взаимозаменяемости служащих в случае отсутствия (недоступности) ответственных и (или) уполномоченных служащих;
детальные инструкции для подразделений и служащих кредитной организации, содержащие описание действий, необходимых для поддержания или своевременного возобновления функционирования критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов и автоматизированных информационных систем;
порядок завершения работы в чрезвычайном режиме и возврата в режим повседневного функционирования.
В инструкциях для подразделений и служащих кредитной организации рекомендуется определять (подпункт 9.2.5 пункта 9 Рекомендаций):
порядок действий при возникновении нестандартных и чрезвычайных ситуаций или появлении реальной угрозы их возникновения;
процедуры перевода работы в чрезвычайный режим;
порядок осуществления критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов в чрезвычайном режиме, описание изменений в технологиях их осуществления, если Планом ОНиВД предусмотрены такие изменения;
порядок доступа к ресурсам, необходимым для работы в чрезвычайном режиме.
Для обеспечения постоянной готовности служащих к действиям на случай нестандартных и чрезвычайных ситуаций рекомендуется организовать изучение Плана ОНиВД на регулярной основе всеми служащими кредитной организации в соответствии со специально разработанной для этих целей программой, включающей проведение учений. Учения рекомендуется планировать таким образом, чтобы оценить реальное время, необходимое для выполнения каждого модуля Плана ОНиВД, и степень подготовленности служащих кредитной организации к работе в чрезвычайном режиме (подпункт 11.1 пункта 11 Рекомендаций).
На основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. № 12-УМ (далее по тексту – Указ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCo V), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 6.5 Указа работодатели обязаны перевести граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пунктом 5.1 настоящего указа[1], с их согласия на дистанционный режим работыили предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.
Из изложенного следует, что:
- на основании требований Банка России кредитные организации должны обеспечить непрерывность деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций;
- введенный в Москве режим повышенной готовности означает прекращение ведения Банком деятельности в режиме повседневного функционирования и возникновение в соответствии со статьей 14 Закона № 68-ФЗ обязанности принятия решения обустановлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите Банка и его работников от последствий чрезвычайной ситуации;
- порядок осуществления Банком деятельности в режиме повышенной готовности в связи с возможным возникновением чрезвычайной эпидемиологической ситуации (в том числе, определение подразделений и служащих, участвующих в работе Банка в период повышенной готовности, возможное перераспределение обязанностей между подразделениями, порядок доступа служащих к банковской информации и программно-техническим банковским средствам, порядок осуществления банковских процессов) должен быть определен в утвержденном в Банке Плане ОНиВД, сположениями которого обязаны ознакомиться все служащие Банка;
- на основании норм ТК РФ особенности трудовых отношений отдельных категорий работниковв случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут быть согласованы между Банком – работодателем и работником непосредственно в заключаемом трудовом договоре или в локальном нормативном документе Банка, на который имеется ссылка в трудовом договоре;
- дополнительно к требованиям внутренних документов Банка в отношении организации труда сотрудников Банка в режиме повышенной готовности пункт 6.5 Указа обязывает Банк обеспечить с согласия работников, определенных в пункте 5.1 Указа, дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.
Таким образом, в случае если:
1) утвержденным в Банке Планом ОНиВД при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (в режиме повышенной готовности) предусмотрен дистанционный характер работы отдельных служащих, и в трудовых договорах (или локальных нормативных документах Банка) закреплена норма об обязанности работника соблюдать положения Плана ОНиВД
либо
2) в трудовых договорах(или локальных нормативных документах Банка) закреплен порядок трудовой деятельности работника при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, предусматривающий осуществления деятельности в дистанционном режиме, то для перевода сотрудников на дистанционный режим работы необходим Приказ руководителя Банка о переходе функционирования Банка в режиме повышенной готовности с указанием подразделений и служащих переведенных на дистанционный режим работы.
Если утвержденный в Банке План ОНиВД не содержит положений о переводе отдельных сотрудников на дистанционный режим работы при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, и трудовыми договорами такой режим работы также не предусмотрен, то для корректного перевода сотрудников на дистанционный режим работы Банку необходимо внести соответствующие изменения в План ОНиВД, либо внести изменения в трудовой договор с каждым сотрудником (составлением дополнительного соглашения к трудовому договору).
Дополнительно отмечаем, что если Планом ОНиВД или трудовым договором с сотрудником, относящимся к лицам, определенным пунктом 5.1 Указа, не предусмотрен дистанционный режим работы при функционировании Банка в режиме повышенной готовности, то Банку следует предоставить указанному сотруднику с его согласия такой режим или очередной отпуск.
Документы и литература.
1. ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;
2. Закон № 68-ФЗ –Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
3. Закон № 86-ФЗ- Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
4. Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
5. Положение № 242-П – Положение Банка России от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
[1]Обязать соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к настоящему указу. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
Режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением Штаба по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Назад в раздел