Главная / Консультации / Банковский аудит / Об обязательных контрольных мероприятиях, проводимых банком при открытии банковского счета юридическому лицу.

Об обязательных контрольных мероприятиях, проводимых банком при открытии банковского счета юридическому лицу.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

18.10.2019
Вопрос

Описание ситуации.
При открытии счета клиенту - юридическому лицу банком осуществляется проверка наличия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 76 НК РФ, а также решения о приостановлении операций по счетам по решению таможенного органа в соответствии со ст. 77 Закона № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018).

Вопрос.
Какие иные законодательно установленные обязательные контроли клиентов - юридических лиц необходимо провести банку при открытии счета?
Ответ

Мнение консультантов.

В рамках настоящей консультации рассмотрены не все, а только основные виды контрольные мероприятия.

Согласно пункту 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

При заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами (пункт 1 статьи 846 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 846 ГК РФ  банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, уставом банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

В статье 30 Закона № 395-1 содержится норма о том, что отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами в Инструкции № 153-И, в соответствии с пунктом 1.1 которой  открытие клиентам счетов производится банками при условии наличия у клиентов правоспособности (дееспособности).

Понятие правоспособности юридических лиц определено в статье 49 ГК РФ, согласно пункту 1 которой  юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении  (пункт 3 статьи 49 ГК РФ). 

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно статье 5 Закона № 395-1 открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления), филиалов (представительств) иностранных юридических лиц осуществляется при наличии сведений о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации юридических лиц, об аккредитации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц, о постановке на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц и государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Пункты 4.1, 4.2 Инструкции № 153-И определяют перечень правоустанавливающих документов, необходимых для предоставления в банк для открытия банковского счета юридическому лицу.

При этом в соответствии с пунктом 2.8 Инструкции № 153-И специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника, открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

Таким образом, порядок и особенности открытия специальных банковских счетов, документы, необходимые для их открытия, определяются специальными нормами соответствующих законодательных нормативных документов.

Согласно пункту 1.2 Инструкции № 153-И  основанием открытия счета является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и сведений, определенных законодательством Российской Федерации, при условии, что в целях исполнения Закона № 115-ФЗ:

- проведена идентификация клиента, его представителя, выгодоприобретателя[1];

- приняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев[2], за исключением случаев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ[3], когда идентификация бенефициарных владельцев не проводится.

Таким образом, необходимым условием для открытия счета клиента – юридического лица, наряду с предоставлением правоустанавливающих документов, является проведение Банком идентификации клиента в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Зконом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны:

-  до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано (подпункт 1);

-  при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной кредитной организацией,  на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (пункт 1.1);

-  принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта (пункт 2).

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитной организации запрещается:

· открывать банковский счет юридическому лицу без личного присутствия его представителя в случае наличия у кредитной организации подозрений в том, что открытие такого банковского счета осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо в случае, если данное юридическое лицо и (или) лицо, имеющее право действовать от имени данного юридического лица, и (или) его бенефициарный владелец (один из его бенефициарных владельцев), и (или) его участник (один из его участников), за исключением акционера, являющийся юридическим лицом и владеющий более 25 процентами в капитале юридического лица, которому открывается банковский счет, являются:

- лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организацией или физическим лицом, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

- лицом, в отношении которого у кредитной организации имеется информация о применении к нему мер, предусмотренных пунктами 5.2 и (или) 11 настоящей статьи;

- лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

- лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

·                заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов и сведений, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ при наличии подозрений о том, что целью открытия счета является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация в соответствии с правилами внутреннего контроля рассматривает вопрос о наличии оснований для отказа в заключении договора счета соответствующего вида.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее по тексту – ПОД/ФТ) разрабатывать правила внутреннего контроля (далее по тексту – ПВК по ПОД/ФТ).

Требования к ПВК по ПОД/ФТ кредитной организации установлены Банком России в Положении № 375-П, согласно пункту 1.3 которого ПВК по ПОД/ФТ являются комплексным документом кредитной организации или комплектом документов, определяемым кредитной организацией, регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых кредитной организацией мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

На основании пункта 1.6 Положения № 375-П в ПВК по ПОД/ФТ в обязательном порядке подлежит включению, в том числе,  программа идентификации кредитной организацией клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее по тексту – Программа).

Согласно пункту 3.1 Положения № 375-П кредитная организация разрабатывает Программу, в том числе с учетом требований, установленных Положением № 499-П.

В части идентификации клиента – юридического лица в Программу включаются (пункт 3.2 Положения № 375-П):

- порядок идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации;

- особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован кредитной организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению банковских операциях и иных сделках при принятии его на обслуживание кредитной организацией;

- перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию кредитной организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия кредитной организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

- основания для признания физического лица бенефициарным владельцем;

- основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);

- указание способов взаимодействия кредитной организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации, а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного банковского обслуживания;

- указание на использование кредитной организацией при проведении процедуры идентификации доступных на законных основаниях источников информации (с указанием источников), в том числе использование сведений, предоставляемых органами государственной власти;

- порядок проведения кредитной организацией мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;

- требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой кредитной организацией в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье); порядок обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений;

- порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска.

В программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.

На основании пункта 2.1 Положения № 499-П при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее по тексту – Идентификация) кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.

При Идентификации, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации кредитная организация использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в сети «Интернет»  либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе (пункт 2.2 Положения № 499-П):

- сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

- сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов[4];

- информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Кредитная организация также вправе использовать иные источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.

Требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении Идентификации, установлены в главе 3 Положения № 499-П, согласно пункту 3.1 которой:

- документы и сведения, на основании которых осуществляется Идентификация, должны быть действительными на дату их предъявления (получения) (подпункт 3.1);

- для целей Идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к Идентификации имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. В случае представления надлежащим образом заверенных копий документов кредитная организация вправе потребовать представления оригиналов соответствующих документов для ознакомления (подпункт 3.2).

Из изложенного следует, что при заключении с клиентом договора банковского счета (до подписания договора) в целях исполнения требований Закона № 115-ФЗ  Банк обязан:

· проверить правоспособность клиента и его представителя на основании:

- представленных клиентом актуальных правоустанавливающих документов в соответствии с требованиями Инструкции № 153-И;

- сведений из официальных источников, доступных Банку на законных основаниях и определенных в утвержденных в Банке правилах по открытию счетов, для проверки информации клиента;

· провести Идентификацию в порядке, установленном ПВК по ПОД/ФТ на основании актуальной информации, полученной от клиента и из иных источников, доступных кредитной организации на законных основаниях. При этом ПВК по ПОД/ФТ должны содержать:

- процедуры проведения Идентификации;

- перечень обязательной информации, запрашиваемой у клиента в целях Идентификации;

- перечень источников официальной информации, доступной Банку на законных основаниях, необходимых для проведения мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце.

В случае отсутствия требуемых документов и сведений на основании норм пункта пунктом 5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банку запрещено заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом. В соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ при наличии подозрений о том, что целью открытия счета является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Банк  имеет основания для отказа в заключении договора счета соответствующего вида,  если такой отказ предусмотрен утвержденными ПВК по ПОД/ФТ.

          Документы и литература.

1.            ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.            Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

3.            Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4.             Положение № 375-П – Положение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5.             Положение № 499-П – Положение Банка России от 15.10.2015г. № 499-П  «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6.             Инструкция № 153-И  - Инструкция Банка России от 30.05.2014г. №  153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».



[1] Выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (статья 3 Закона № 115-ФЗ).

[2]Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо (статья 3 Закона № 115-ФЗ).

[3] Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ):

органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

[4] Для установления сведений, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, кредитная организация использует соответствующие информационные сервисы, размещаемые на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети «Интернет» либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел