Главная / Консультации / Банковский аудит / Об обязанности банка вести список инсайдеров

Об обязанности банка вести список инсайдеров

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

11.02.2021
Вопрос

Описание ситуации.
Инструкция № 180-И утратила силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Инструкции № 199-И. С вступлением в силу Инструкции № 199-И произошло изменения состава обязательных нормативов банков, в частности был отменен норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1).
Инструкция № 183-И, устанавливающая обязательные нормативы для банков с базовой лицензией, также не содержит требования о расчете величины риска по инсайдерам.
Между тем внутренним документом Банка (Порядок отнесения физических и юридических лиц к лицам, связанным с Банком) предусмотрено выявление и ведение перечня инсайдеров Банка (физических лиц, способных оказывать влияние на принятие решения о выдаче кредита).

Вопрос.
Может ли Банк прекратить ведение списка инсайдеров в связи с отменой норматива Н10.1?
Ответ

Мнение консультантов.

Согласно статье 62 Закона № 86-ФЗ  Банк России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать для кредитных организаций обязательные нормативы.

До 17.03.2018г. числовые значения и методики определения кредитными организациями, имеющими базовую лицензию, обязательных нормативов устанавливались Инструкцией № 180-И, в соответствии с пунктом 1.1 которой к числу обязательных нормативов относился норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (далее по тексту – норматив Н10.1).

Порядок расчета норматива Н10.1 устанавливался главой 9 Инструкции № 180-И.

В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции № 180-И норматив Н10.1 регулировал (ограничивал) совокупный кредитный риск банка в отношении всех физических лиц, способных воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком.

Для целей Инструкции № 180-И к числу физических лиц, способных воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком, относились:

физические лица, являющиеся аффилированными лицами юридического лица в соответствии со статьей 4 Закона № 948-1;

члены кредитного совета (комитета) банка;

главный бухгалтер банка (филиала) (лицо, его замещающее);

руководитель филиала банка (лицо, его замещающее);

иные сотрудники кредитной организации, способные в силу своего служебного положения воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Критерии отнесения сотрудников кредитной организации к лицам, способным воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком, должны быть определены во внутренних документах кредитной организации;

близкие родственники лиц, перечисленных в абзацах третьем - седьмом настоящего пункта.

С 17.03.2018г. банки с базовой лицензией при расчете обязательных нормативов руководствуются Инструкцией № 183-И, согласно пункту 1.1 которой обязательными для выполнения являются следующие нормативы:

достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0);

достаточности основного капитала (Н1.2);

текущей ликвидности (Н3);

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25).

Таким образом, как справедливо отмечено в тексте вопроса, в настоящее время у Банка отсутствует обязанность по расчету норматива Н10.1 и, как следствии, определения списка физических лиц – инсайдеровдля целей норматива Н10.1.

 

Вместе с тем, в Российской Федерации действует Закон № 224-ФЗ, целью которого является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации[1] и (или) манипулирования рынком[2] (пункт 1 статьи 1 Закона № 224-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Закон № 224-ФЗ регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ следующие юридические лица обязаны вести список инсайдеров:

-  эмитенты, в том числе иностранные эмитенты, и управляющие компании (пункт 1 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

- организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли (пункт 3 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

- профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов (пункт 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

- лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы(аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации (пункт 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

-  лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов, учредительных документов или внутренних документов (пункт 6 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

- члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 6, 8, 11 и 12 настоящей статьи, управляющих организаций (пункт 7 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

- лица, имеющие доступ к информации о подготовке и (или) направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг в соответствии с главой XI.1 Закона № 208-ФЗ, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольное, обязательное или конкурирующее предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг или требование о выкупе ценных бумаг, банк или иная кредитная организация, предоставившие банковскую гарантию, оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры) (пункт 8 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

- информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, органов и организаций, указанных в пункте 9 настоящей статьи, Банка России (пункт 11 статьи 4 Закона № 224-ФЗ);

-  лица, осуществляющие присвоение кредитных рейтингов лицам, указанным в пунктах 1, 3 настоящей статьи, а также ценным бумагам (пункт 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ).

В Указании № 3379-У поясняются  некоторые  особенности по определению перечня указанных впункта 1 -4, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ лиц, обязанных вести список инсайдеров, а именно:

- на основании подпункта 1.1.1 пункта 1.1 Указания № 3379-У эмитентами, указанными в пункте 1 статьи 4 Закона № 224-ФЗ,  являются эмитенты, эмиссионные ценные бумаги которых допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации или в отношении эмиссионных ценных бумаг которых подана заявка об их допуске к организованным торгам;

- на основании  пункта 1.3 Указания № 3379-У к иным лицам, указанным в пункте 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, относятся, в том числе, кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, которые на организованных торгах осуществляют в интересах клиентов операции с иностранной валютой.

В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3,4 статьи 4 настоящего Федерального закона, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 - 13 статьи 4 настоящего Федерального закона. При этом в пункте 13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ поименованы физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 8, 11 и 12 настоящей статьи, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Таким образом, если Банк относится к организациям, перечисленным в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, то он обязан в целях Закона № 224-ФЗ:

-  вести  список инсайдеров(подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ);

- уведомлять в порядке, установленном нормативным актом Банка России[3], лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях настоящего Федерального закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ);

- передавать организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию в порядке, установленном нормативным актом Банка России[4], список инсайдеров (подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ);

- передавать список инсайдеров в Банк России по его требованию (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ).

В список инсайдеров подлежат включению:

- лица, имеющие доступ к инсайдерской информации Банка на основании заключенных с ним договоров,  в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

- члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены ревизионной комиссии Банка;

- информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации Банка;

- лица, осуществляющие присвоение кредитных рейтингов Банку;

- физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации Банка на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров.

Следует отметить, что Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам утверждены методические рекомендации по составлению кредитными организациями списка инсайдеров[5].

Документы и литература.

1.             Закон № 86-ФЗ- Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2.             Закон № 224-ФЗ- Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3.             Закон № 948-1 – Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

4.             Закон № 208-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

5.             Инструкция № 180-И – Инструкция Банка России от 28.06.2017г. № 180-И «Об обязательных нормативах банков»;

6.             Инструкция № 183-И - Инструкция Банка России от 06.12.2017г. № 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией»;

7.             Указание № 3379-У – Указание Банка России от 11.09.2014г. № 3379-У «О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8.             Указание № 5129-У – Указание Банка России от 22.04.2019г. № 5129-У «О порядке передачи юридическими лицами, указанными в пунктах 1, 3 - 7, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию списка инсайдеров»;

9.             Приказ № 13-51/пз-н – Приказ ФСФР России от 18.06.2013г. № 13-51/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции сфинансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных имиоперациях».



[1]Инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов  либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 224-ФЗ).

Юридические лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, обязаны на основании положений настоящего Федерального закона и с учетом особенностей деятельности юридического лица составлять собственные перечни инсайдерской информации. Собственные перечни инсайдерской информации указанных в настоящей части юридических лиц включают в себя в том числе инсайдерскую информацию, перечень которой утверждается Указанием № 3379-У, и утверждаются лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа (пункт 1 статьи 3 Закона № 224-ФЗ).

[2]Манипулирование рынком - умышленные действия, которые определены законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком или нормативными актами Банка России, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких действий (подпункт 8 пункта1 статьи 2 Закона № 224-ФЗ).

[3] Порядок утвержден Приказом ФСФР России от 18.06.2013 N 13-51/пз-н.

[4] Порядок утвержден Указанием Банка России от 22.04.2019 N 5129-У.

[5]Размещены по адресу: https://arb.ru/b2b/docs/komitet_arb_pod_ft_i_komplaens_riskam_metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu-412358/.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел