Главная / Консультации / Банковский аудит / Об исполнении банком поступившего на бумажном носителе решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Об исполнении банком поступившего на бумажном носителе решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

15.06.2021
Вопрос

Банком на бумажном носителе было получено Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 26.11.2020г. Банк оставил полученное Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика без исполнения, на основании того, что Решение не соответствует требованиям п. 3 ст. 86 НК РФ.

Вопрос
Банк просит дать консультацию о правомерности его позиции в отношении вышеуказанной ситуации.
Ответ

Мнение консультантов.

Позиция Банка в отношении приведенной в тексте вопроса ситуации неправомерна.

 

Обоснование мнения консультантов.

В силу пункта 1 статьи  31 НК РФ налоговые органы вправе, в числе прочего:

контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России (подпункт 2.1);

приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 5);

взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (подпункт 9).

Формы и форматы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ.  В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 4 статьи 31 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ, должностные лица налоговых органов осуществляют следующие мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ:

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов;

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента.

Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента осуществляются без вынесения решения об осуществлении Мероприятий контроля при установлении налоговым органом факта нарушения банком обязанности, связанной с исполнением направленного налоговым органом в банк поручения (решения, запроса) в соответствии с пунктом 2 статьи 46, пунктом 1 статьи 60, пунктом 2 статьи 76, пунктом 5 статьи 76, пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ  (пункт 18 Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ).

При обнаружении налоговым органом по результатам проведения мероприятий налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ, фактов, свидетельствующих о нарушении банком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ, указанные факты являются основанием для возбуждения производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в порядке, установленном статьей 101.4 НК РФ. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ, при осуществлении Мероприятий контроля днем выявления таких фактов (нарушений) для целей возбуждения производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в указанном случае считается день составления справки об осуществленных Мероприятиях контроля (пункт 20 Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ).

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет ответственность, предусмотренную статьей 134 НК РФ, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (пункт 2  статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 7 статьи  76 НК РФ).

Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (пункт 5 статьи 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Это предусмотрено пунктом 4 статьи 76 НК РФ.

В силу пункта 6 статьи 76 НК РФ  решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика - организации в банке и переводов его электронных денежных средств (далее - решение налогового органа об операциях и переводах) утвержден Положением № 440-П, согласно пункту 1.3 которого направление в банки и подразделения Банка России документов налоговых органов, направление банками и подразделениями Банка России документов банков налоговым органам осуществляется через:

подведомственную ФНС России организацию в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, положениями, протоколами (далее - уполномоченная организация ФНС России);

Центр информационных технологий Банка России (далее по тексту - ЦИТ Банка России);

подразделения информатизации территориальных учреждений Банка России, подразделение информатизации Департамента полевых учреждений Банка России (далее при совместном упоминании - подразделения информатизации ТУ Банка России).

Взаимодействие уполномоченной организации ФНС России, ЦИТ Банка России, подразделений информатизации ТУ Банка России, банков, подразделений Банка России в соответствии с порядком направления в банк документов налоговых органов, а также порядком направления банком в налоговый орган документов банка, установленными настоящим Положением, осуществляется путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений (далее по тексту  - сообщения), содержащими составленные в электронной форме документы налогового органа, документы банка, а также извещения, квитанции, подтверждения, уведомления (пункт 1.4 Положения № 440-П).

Направление в банки (филиалы банков), подразделения Банка России, а также банками (филиалами банков), подразделениями Банка России через Банк России сообщений осуществляется с применением средств криптографической защиты информации, принятых к использованию в Банке России. Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации (далее - КА) (пункт 1.7 Положения № 440-П).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 440-П уполномоченная организация ФНС России направляет сообщение, содержащее документ налогового органа, включающее БИК банка (филиала банка) или БИК подразделения Банка России, в ЦИТ Банка России для дальнейшей передачи подразделению информатизации ТУ Банка России, через которое документы налоговых органов направляются в банк (филиал банка), подразделение Банка России. ЦИТ Банка России осуществляет проверку возможности направления сообщения, содержащего документ налогового органа, в подразделение информатизации ТУ Банка России, через которое документы налогового органа направляются в банк (филиал банка), подразделение Банка России, по итогам которой направляет (пункт 3.2 Положения № 440-П):

в уполномоченную организацию ФНС России сообщение, содержащее извещение о результатах проверки сообщения, содержащего документ налогового органа (в том числе с указанием причины отрицательного результата проверки);

в подразделение информатизации ТУ Банка России, к которому относится банк (филиал банка), подразделение Банка России, сообщение, содержащее документ налогового органа, при положительном результате проверки.

На основании пункта 3.3 Положения № 440-П после получения сообщения из ЦИТ Банка России, содержащего документ налогового органа, подразделение информатизации ТУ Банка России осуществляет проверку имеющейся в подразделении информатизации ТУ Банка России информации об отсутствии препятствий в день поступления сообщения, содержащего документ налогового органа, для обмена сообщениями с банком (филиалом банка), подразделением Банка России по причине действия обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях), возникновения технических неисправностей, а также в случае отсутствия либо расторжения договора между банком (филиалом банка) и Банком России, ликвидации, реорганизации подразделения Банка России, изменения БИК банка (филиала банка) без расторжения договора.

При положительном результате проверки, проведенной в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения, подразделение информатизации ТУ Банка России направляет (пункт 3.5 Положения № 440-П):

сообщение, содержащее документ налогового органа, в котором указан БИК банка (филиала банка), банку (филиалу банка), либо сообщение, содержащее документ налогового органа, в котором указан БИК подразделения Банка России, подразделению Банка России, путем предоставления банку (филиалу банка), подразделению Банка России возможности получить данное сообщение;

сообщение в ЦИТ Банка России для последующей передачи уполномоченной организации ФНС России, содержащее извещение об отсутствии в подразделении информатизации ТУ Банка России препятствий для обмена сообщениями с банком (филиалом банка), подразделением Банка России, с указанием даты и периода времени согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к настоящему Положению (с учетом местного времени), в течение и по завершении которого банку (филиалу банка), подразделению Банка России предоставлена возможность получить сообщение.

Согласно пункту 3.4 Положения № 440-П подразделение информатизации ТУ Банка России не направляет в банк (филиал банка), подразделение Банка России сообщение, содержащее документ налогового органа, не прошедшее проверку, предусмотренную пунктом 3.3 настоящего Положения, с положительным результатом. При этом в ЦИТ Банка России для последующей передачи уполномоченной организации ФНС России направляется сообщение, содержащее извещение об отказе в приеме сообщения, содержащего документ налогового органа, с указанием следующих причин отказа:

отсутствие возможности обмена сообщениями с банком (филиалом банка) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях);

отсутствие возможности обмена сообщениями с банком (филиалом банка) вследствие возникновения технических неисправностей;

отсутствие договора, заключенного Банком России с филиалом банка;

расторжение Банком России договора с банком (филиалом банка);

ликвидация, реорганизация подразделения Банка России;

изменение БИК банка (филиала банка) без расторжения договора.

В силу пункта 1 Порядка  при невозможности направления в банк в электронном виде решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, принятое в соответствии со статьей 76 НК РФ, направляются в соответствующий банк на бумажном носителе по форме, утвержденной ФНС России. В таком случае моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, принятого в соответствии со статьей 76 НК РФ, являются (пункт 2 Порядка):

- для решения, направленного в банк заказным почтовым отправлением, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

- для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

В Письме от 16.07.2013г. № АС-4-2/12705 специалисты налогового ведомства разъяснили, что направление в банк решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам на бумажном носителе допустимо только при наличии объективных причин, препятствующих его передаче в электронной форме. В частности, в их числе могут быть технические причины или обстоятельства непреодолимой силы. По общему правилу такое решение направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Таким образом, независимо от того, направлено ли решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в электронной форме или на бумажном носителе, оно подлежит безусловному исполнению банком. Это подтверждается разъяснениями, приведенными в Письмах ФНС России от 23.01.2013г. № АС-4-2/802@, от 01.10.2012г. № АС-4-2/16347@.

В Письме от 22.03.2019г. № КЧ-4-8/5215@ ФНС России отметив, что Приказами ФНС России от 01.12.2006г. № САЭ-3-19/824@ и от 29.11.2011г. № ММВ-7-6/901@ предусмотрена возможность направления документов налоговых органов на бумажном носителе при временной неприменимости штатных механизмов их направления в электронном виде, обратилась к Банку России с просьбой обратить внимание кредитных организаций на необходимость приема к исполнению документов налоговых органов на бумажном носителе, направленных в кредитные организации в соответствии положениями указанных приказов ФНС России.

 

В рассматриваемой ситуации согласно письму МИ ФНС от 02.12.2020г. решение налогового органа от 26.11.2020г. о приостановлении операций по счетам «ХХХ» направлено Банку на бумажном носителе в связи с невозможностью его направления в электронной форме (произвести выгрузку) по техническим причинам.

Таким образом, с учетом изложенного выше, направление налоговым органом решения о приостановлении операций по счету клиента Банка осуществлено надлежащим образом и подлежало безусловному исполнению Банком. В связи с этим отказ Банка исполнить данное решение по причине того, что оно направлено налоговым органом не в электронной форме, неправомерен.

 

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Положение № 440-П  - Положение Банка России от 06.11.2014г. № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах»;

3.             Порядок  - Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам  налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также переводов электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также переводов денежных электронных денежных средств на бумажном носителе, утвержден Приказом ФНС России от 01.12.2006г. № САЭ-3-19/824@;

4.             Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ  - Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской  Федерации, утвержден Приказом ФНМС России от 25.12.2019г. № ММВ-7-8/659@.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел