Главная / Консультации / Банковский аудит / О способах и порядке исполнения иностранным банком обязанности по предоставлению в налоговый орган сведений об участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих)

О способах и порядке исполнения иностранным банком обязанности по предоставлению в налоговый орган сведений об участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих)

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

04.08.2022
Вопрос

Описание ситуации.
Акционер Банка является иностранным банком (далее – Иностранный банк) и стоит на учете в налоговых органах РФ по следующим основаниям:
предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса (оказание электронных услуг);
в связи с открытием счета в Российском Банке.
В соответствии с положением пункта 3.2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации иностранная организация должна предоставлять сведения об участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих) в налоговый орган по месту постановки на учет. При наличии нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору иностранной организации. Форма сообщения может быть представлена на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
После постановки на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК через электронный сервис «НДС - офис интернет-компаний» иностранному банку стал доступен личный кабинет налогоплательщика.
На 22.03.2022 ФНС России в Письме сообщила иностранным организациям, не имеющим присутствия в РФ, что в связи с нарушениями работы почтовых служб, проблемами нотариального заверения и получения апостиля за рубежом для предоставляемых в РФ документов, можно передавать полномочия на заполнение сообщения, содержащего эти сведения, лицам, находящимся в РФ. Полномочия передаются по доверенности. Доверенность нужно перевести на русский язык (перевод заверяется нотариально) и приложить к сообщению, направляемому в налоговые органы.
Банк подключен к ТКС для обмена информацией с налоговой по двум направлениям: в НИ № 5 по месту постановки Банка на учет и к НИ № 9 по крупнейшим налогоплательщикам.

Вопросы.
1.    Может ли Иностранный банк  предоставить сведения через личный кабинет налогоплательщика по установленному формату в электронной форме? В какую налоговую инспекцию направлять через личный кабинет?
2.    В какую налоговую инспекцию должен быть направлен отчет, если Иностранный банк зарегистрирован в других налоговых инспекциях, направления к которым у Банка  нет?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.




Мнение консультантов.

1.        Для передачи в электронном виде сведений в соответствии с пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ Иностранный банк вправе использовать личный кабинет, доступный после постановки на учет в налоговый орган по основаниям, предусмотренным пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ посредством электронного сервиса «НДС – офис интернет-компаний».

2.        Если Иностранный банк примет решение о предоставлении сведений на бумажном носителе, а его представителем будет являться Банк, Иностранный банк должен уведомить Банк о том, в какой из налоговых органов, в которых он состоит на налоговом учете,  должна быть направлена соответствующая информация. Если между Банком и указанным налоговым органом установлен телекоммуникационный канал связи, Банк вправе передать сведения в электронном виде, в противном случае Банку следует передавать сведения на бумажном носителе.

 

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации[1] и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, утверждены Приказом № 293н (далее по тексту – Особенности), в соответствии с пунктом 3 которых постановка на учет иностранных организаций осуществляются в налоговых органах по месту осуществления деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации либо в налоговых органах, уполномоченных Федеральной налоговой службой (далее - уполномоченные налоговые органы).

Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков утверждены Приказом № 26н, в соответствии с пунктом 1 которых постановка на учет организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется в соответствующей межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам. Уполномоченный налоговый орган осуществляет постановку на учет указанных в соответствии с перечнем крупнейших налогоплательщиков, и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных Федеральной налоговой службой.

В Письме Минфина РФ от 21.08.2020г. № 03-02-07/1/78816 указывается: «отнесение налогоплательщика к категории крупнейших налогоплательщиков является самостоятельным основанием постановки на учет в налоговом органе и при этом не исключает возможности его учета в налоговом органе по месту нахождения, что подтверждается судебной практикой (например, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2004 N 7448/04)».

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (пункт 2 статьи 83 НК РФ).

На основании статьи 83 НК РФ постановке на учет в налоговом органе подлежит, в том числе:

-  российская организация по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (пункт 3);

- иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг (пункт 4.6). В соответствии с пунктом 22 Особенностей иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в уполномоченном налоговом органе. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы[2], «ФНС России запустила электронный сервис «НДС – офис интернет-компаний» в промышленную эксплуатацию. С его помощью уже с 1 января 2017 года зарубежные интернет-компании могут подать заявление о постановке на учет в российских налоговых органах….

После постановки на учет иностранной компании будет также доступен личный кабинет, с помощью которого иностранные компании смогут представлять налоговые декларации по НДС, обмениваться документами, письмами с налоговым органом и т.д.»;

- иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, в связи с открытием такой организации счета в российском банке (пункт 4.9). Согласно пункту 27 Особенностей при отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных пунктами 6 - 8, 12 - 18, 20 настоящих Особенностей, иностранная организация (в том числе кредитная организация) в связи с открытием ей счета (депозита) в банке (филиале банка) на территории Российской Федерации подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет этого банка (филиала банка).

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц установлен статьей 84 НК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой:

- налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации, обязан выдать (направить) российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом орган (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось);

- налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации, указанной в пункте 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение 30 дней со дня получения заявления о постановке на учет и иных необходимых документов и в тот же срок направить этой иностранной организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по адресу электронной почты, указанному в заявлении о постановке на учет;

- налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации по основанию, предусмотренному пунктом 4.9 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня получения от такой организации заявления о постановке на учет и документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе, или со дня получения от российского банка, в котором такой организации открывается счет, заявления о постановке на учет такой организации и в тот же срок выдать (направить) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе такой организации или в электронной форме российскому банку, в котором такой организации открывается счет, для передачи такой организации.

Формы и форматы указанных в настоящей статье заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, заявления иностранной организации, уведомлений, предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса, запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения форм заявления, уведомления, запроса и порядок представления заявления, уведомления, запроса в налоговый орган в электронной форме, а также порядок направления налоговым органом заявителю документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе в электронной форме, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5.1 статьи 84 НК РФ).

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

На основании пункта 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее по тексту – ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН (далее по тексту – Порядок) утвержден Приказом № ММВ-7-6/435@, согласно пункту 3 которого для организаций в дополнение к ИНН в связи с постановкой на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, присваивается код причины постановки на учет (далее  по тексту - КПП).

Согласно пункту 6 Порядка ИНН присваивается:

- российской организации - при постановке ее на учет в налоговом органе по месту нахождения российской организации при создании, в том числе путем реорганизации (подпункт 1);

- иностранной организации - при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (подпункт 2).

Пунктом 7 Порядка определены основания присвоения КПП российской организации; пунктом 8 Порядка определены основания присвоения КПП иностранной организации.

Таким образом, в рассматриваемой в тексте вопроса ситуации в соответствии с налоговым законодательством в целях налогового учета:

- Банк состоит на учете в двух налоговых органах, ему присвоен  единый ИНН, а также два КПП:  по месту нахождения Банка и как крупнейшему налогоплательщику;

- иностранному банку, являющемуся акционером Банка (далее по тексту – ИБ), присвоен единый ИНН, а также два КПП: в соответствии с пунктами 4.9, 4.6 статьи 83 НК РФ.

 Обязанности, возложенные на налогоплательщиков НК РФ, перечислены в статье 23 НК РФ, в соответствии с пунктом 3.2 которой иностранные организации (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), а также иностранные структуры без образования юридического лица помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов. При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

В свою очередь, на основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Постановка на налоговый учет иностранного банка в связи с открытием ему корреспондентского счета в российском банке не обусловлена исполнением иностранным банком обязанностей по уплате предусмотренных частью 2 НК РФ налогов в Российской Федерации и не влечет возникновения таких обязанностей. Как следствие, на основании статьи 19 НК РФ иностранный банк, поставленный на налоговый учет в связи с открытием ему корреспондентского счета в российском банке, не признается налогоплательщиком, и на него не распространяются обязанности налогоплательщика, предусмотренные НК РФ.

Вместе с тем, в Письме Минфина РФ от 27.07.2021г. № 03-02-11/59801 разъясняется, что «обязанность, предусмотренная пунктом 3.2 статьи 23 Кодекса, не распространяется на иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса.

Соответственно, если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по нескольким основаниям (одно из которых предусмотрено пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса), такая иностранная организация исполняет обязанность, предусмотренную пунктом 3.2 статьи 23 Кодекса, в общеустановленном порядке».

Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 28.09.2021г. № ШЮ-4-13/13705@: «данная обязанность не распространяется на иностранные организации, которые состоят на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса. Иных исключений указанный пункт не предусматривает.

Сведения представляются по месту постановки на учет. При наличии нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору иностранной организации (иностранной структуры). Пункт 3.2 статьи 23 Кодекса не предусматривает обязанности для иностранной организации (иностранной структуры) информировать иной налоговый орган по местам иных постановок на учет о выборе места представления сведений».

Из указанных разъяснений следует, что и у финансового и налогового ведомства в настоящее время сформирована единая позиция, в соответствии с которой установленная пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ обязанность налогоплательщика распространяется на все иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе, за исключением лишь прямо поименованных иностранных организаций (состоящих на налоговом учете по основанию пункта 4.6 статьи 83 НК РФ). Следуя указанной позиции, иностранный банк обязан сообщать предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ сведения о своих участниках в налоговый орган месту постановки на учет по своему выбору.

Форма «Сообщение об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих)», порядок ее заполнения (далее по тексту – Форма и Порядок, соответственно)  и формат представления Формы в электронном виде утверждены Приказом № ЕД-7-13/1046@.

В Письме ФНС России от 22.03.2022г. № ШЮ-4-13/3449@ разъясняется порядок предоставления Формы иностранными организациями,  не имеющими присутствия на территории Российской Федерации и у которых могут возникать сложности при предоставлении указанных сведений в связи с нарушениями работы почтовых служб и затруднениями при нотариальном заверении и получении апостиля за рубежом для документов, предоставляемых в Российскую Федерацию. Налоговой орган считает возможным, чтобы в указанном случае иностранными организациями могут быть переданы полномочия для заполнения Формы лицам, находящимся на территории Российской Федерации. «Для этой цели уполномоченный представитель иностранной организации оформляет доверенность в простой письменной форме (на любом языке), подписывает и направляет ее в адрес представителя в Российской Федерации в электронном виде в виде сканированного документа. Такая доверенность подлежит нотариально заверенному переводу на русский язык и должна быть приложена представителем иностранной организации к Сообщению при его направлении в налоговые органы Российской Федерации.

В последующем иностранной организации (иностранной структуре) необходимо представить удостоверенную должным образом доверенность, указанную в предыдущем абзаце настоящего письма, в адрес соответствующего налогового органа в срок до 31.12.2022. В этом случае Сообщение считается поступившим без нарушения срока, и иностранная организация (иностранная структура) не подлежит привлечению к ответственности в соответствии с пунктом 2.1 статьи 129.1 Кодекса за несвоевременное представление Сообщения».

На основании изложенного приходим к следующим выводам:

- Иностранный банк вправе определить, что сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ,  будут направляться им в электронном виде в уполномоченный налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по основанию, установленному пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ (а не в налоговый орган, в котором состоит на учете Иностранный банк по основанию, установленному пунктом 4.9 статьи 83 НК РФ).  Полагаем, что из информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, следует, что Иностранный банк вправе использовать личный кабинет для передачи сведений в соответствии с пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ в электронном виде (без необходимости предоставления сведений на бумажном носителе);

- сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ, могут направляться иностранной организацией как на бумажном носителе, так и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее по тексту - ТКС).  Полагаем, что  разъяснения,  изложенные в Письме ФНС России от 22.03.2022г. № ШЮ-4-13/3449@, касаются предоставления иностранной организацией сведений в бумажном виде посредством почтового отправления. В этом случае уполномоченный иностранной организацией российский представитель заполняет Форму и представляет ее в налоговый орган, в котором иностранная организация состоит на учете, с приложением нотариально заверенного перевода доверенности;

- как было отмечено ранее, в рассматриваемой в тексте вопроса ситуации Иностранный банк  может предоставить сведения в соответствии с пунктом 3.2 статьи НК РФ в электронном виде (через личный кабинет). Если Иностранный банк примет решение о предоставлении сведений на бумажном носителе, а представителем Иностранного банка будет являться Банк, то Иностранный банк должен уведомить Банк о том, в какой налоговый орган (в котором состоит Иностранный банк на учете)  по выбору Иностранного банка должна быть направлена соответствующая информация. В этом случае Банку следует руководствоваться разъяснениями налогового ведомства, изложенными в Письме от 22.03.2022г. № ШЮ-4-13/3449@, и предоставлять сведения  в указанный Иностранный банк налоговый орган. При этом Иностранный банк обязан представить удостоверенную должным образом доверенность в адрес соответствующего налогового органа в срок до 31.12.2022г.  Полагаем, что если между Банком и указанным налоговым органом установлена ТКС, то Банк вправе передать сведения в электронном виде через ТКС, в противном случае Банку следует передавать сведения на бумажном носителе.

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Приказ № 293н – Приказ Минфина России от 28.12.2018г. № 293н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 117н»;

3.             Приказ № 26н – Приказ Минфина России от 25.02.2021г. № 26н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков»;

4.             Приказ № ММВ-7-6/435@  Приказ ФНС России от 29.06.2012г. № ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика»;

5.             Приказ № ЕД-7-13/1046@  Приказ ФНС России от 01.12.2021г. № ЕД-7-13/1046@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сообщения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), а также порядка заполнения формы».

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05



[1] Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

[2] По адресу: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/6369577/


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел