Главная / Консультации / Банковский аудит / О признании в целях налогообложения прибыли затрат на уплату транспортного налога, начисленного за период с момента продажи транспортного средства до момента перерегистрации на нового владельца

О признании в целях налогообложения прибыли затрат на уплату транспортного налога, начисленного за период с момента продажи транспортного средства до момента перерегистрации на нового владельца

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

03.05.2023
Вопрос

Описание ситуации.
По Договору купли-продажи и Акту приема-передачи от 08.11.2022г. Банк реализовал автомобиль физическому лицу.  
По состоянию на конец года автомобиль не перерегистрирован на нового владельца и согласно Выписке из ЕГРН числится на налоговом учете за Банком.
Налицо нарушение отведенного срока на перерегистрацию автотранспорта 10 дней, установленного Правилами государственной регистрации транспортных средств № 1764 от 21.12.2019.
В силу недобросовестности или по иным причинам новый владелец может длительно не перерегистрировать автомобиль. А Банк своевременно не подал заявление в ГИБДД о прекращении регистрации (п 2ч 1 ст 18 Федерального закона N 283-ФЗ от 03.08.2018).  
При этом обязанность уплаты транспортного налога Банком сохраняется до даты перерегистрации автомашины  на нового владельца.
Однако в силу ст.252 НК РФ транспортный налог по автомашине, реализованной и списанной с баланса, исчисленный за период после отведенного срока на перерегистрацию не является экономически обоснованным расходом.
Таким образом, исчисленный транспортный налог за 2022г. будет состоять из налога за период владения и использования автомашины по ноябрь включительно и налога за период невладения (но числящийся на налоговом учете за Банком) декабрь 2022г.

Вопрос.
Правомерно ли отнесение исчисленного транспортного налога за период невладения автомашиной – декабрь 2022г.  на расходы, уменьшающие НОБ?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.





Мнение консультантов.

Согласно статье 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 129 ГК РФ).

Статьей 454 ГК РФ предусмотрено:

- по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (пункт 1);

- в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами (пункт 3).

 

Правовая и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, определены Законом № 283-ФЗ.

В силу статьи 3 Закона № 283-ФЗ в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:

- государственного учета транспортных средств (пункт 1);

- обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения (пункт 2).

Согласно статье 5 Закона № 283-ФЗ государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее по тексту – регистрационное подразделение) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 283-ФЗ).

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 8 Закона № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства[1] - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств[2], и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство (подпункт 2 пункта 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 18 Закона № 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.

На основании статьи 27 Закона № 283-ФЗ владельцы транспортных средств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное обращение в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий[3].

Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила) утверждены Постановлением № 1764.

Согласно Правилам:

- заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных (пункт 7);

- регистрационные действия[4]  производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (пункт 14);

- при совершении регистрационных действий в паспорта транспортных средств (при отсутствии электронных паспортов) в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, регистрационными подразделениями вносятся соответствующие отметки о проведенном регистрационном действии. При отсутствии в паспортах транспортных средств записей о собственниках, наименовании и реквизитах документов, подтверждающих право собственности, при проведении регистрационных действий регистрационными подразделениями осуществляется заполнение этих строк на основании представленных владельцем транспортных средств при совершении регистрационных действий документов, подтверждающих право собственности (пункт 17);

- внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство (пункт 51);

- прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем (пункт 57).

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее по тексту – Регламент) утвержден Приказом № 950.

В соответствии с Регламентом:

- внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового владельца транспортного средства (пункт 127);

- внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением данных о владельце транспортного средства производится на основании документов, установленных пунктом 27 Регламента. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4, 61.6 - 61.8 пункта 61 Регламента (пункт 128);

- прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Регламента, заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Регламента (пункт 133).

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом  признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

В пункте 2 Определения КС РФ от 24.04.2018г. № 1069-О указывается:

«Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4) [5]..

Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога».

На основании изложенной выше правовой позиции КС РФ в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 07.06.2022г.  по делу  33а-7422/2022 сделан вывод о том, что «федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362)».

На основании изложенного подтверждаем корректность позиции Банка, что в рассматриваемой в тексте вопроса ситуации после продажи автомобиля (08.11.2022г.) обязанность по уплате транспортного налога у Банка сохранилась, поскольку никаких регистрационных действии  с указанным автомобилем не производилось.  При этом законодательно предусмотрена возможность Банку самостоятельно без действий нового владельца прекратить такую обязанность, совершив предусмотренные пунктом  57 Правил, пунктом 133 Регламента процедуры. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определения № 320-О-П, «налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. …

Следовательно, нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, не допускают, вопреки утверждению заявителей, их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы».

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ  к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном настоящим Кодексом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса[6].

В Письмах Минфина РФ от 27.06.2017г. № 03-03-10/40602 и от 11.07.2017г. № 03-03-10/43987, направленных  для сведения и использования в работе Письмом  ФНС России от 19.07.2017г. № СД-4-3/14037@, разъясняется, что «в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

При этом под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях».

Из изложенного следует, что необходимым и достаточным условием для учета расходов в виде суммы налога является отражение указанной суммы в налоговой декларации.

В отношении транспортного налога с 01.01.2021г. составление и представление в налоговый орган налоговой декларации нормами НК РФ не предусмотрено. Одновременно подпунктом 1 пункта 4 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих этим организациям транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога  в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период.

Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога (пункт 5 статьи 363 НК РФ).

Таким образом, в отношении транспортного налога документом, подтверждающим обоснованность учета сумм налога при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, может служить указанное в пункте 4 статьи 363 НК РФ сообщение налогового органа об исчисленной сумме налога. Как следствие, Банк вправе признать в расходах, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, всю сумму транспортного налога (включая и часть, относящуюся к периоду «невладения»), указанную в сообщении.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, законодательно предусмотрена возможность Банка без действий нового владельца, прекратить обязанность по уплате транспортного налога, совершив регистрационные действия по прекращению государственного учета проданного автомобиля. Поскольку Банк не воспользовался  указанной возможностью и не обратился с заявлением в регистрирующий орган, то расходы по транспортному налогу в части, приходящейся на период «невладения»,  могут быть квалифицированы налоговым органом  как экономически необоснованные.

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах  Банку следует самостоятельно принять решение об учете сумм уплаченного налога при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, принимая во внимание наличие риска предъявления претензий со стороны налогового органа.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

1.             ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

3.             КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ;

4.             Закон № 283-ФЗ  Федеральный закон от 03.08.2018г. №  283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5.             Постановление № 1764  Постановление Правительства РФ от 21.12.2019г. № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

6.              Определение № 320-О-П – Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007г. № 320-О-П «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации»;

7.              Приказ № 950  Приказ МВД России от 21.12.2019г. № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств».



[1] К регистрационным данным транспортного средства, в том числе, относятся данные о владельце транспортного средства (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона № 283-ФЗ).

[2] Государственный реестр транспортных средств - федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные. Форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 Закона № 283-ФЗ).

[3] Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (пункт 1 статьи 19.22 КоАП РФ).

[4] За исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, поставляемого для обеспечения национальной безопасности или передаваемого из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для использования в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета,

[5] Приказ № 605  утратил силу. Аналогичные нормы содержатся в пункте 133 Регламента, утвержденного Приказом № 950.

[6] При определении налоговой базы не учитываются расходы:

- в виде суммы налога, а также суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение (пункт 4);

- в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, а также сумм торгового сбора (пункт 19);

-  в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса (пункт 33).



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел