Главная / Консультации / Банковский аудит / О применении нормы пункта 1.1 статьи 169 НК РФ

О применении нормы пункта 1.1 статьи 169 НК РФ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

23.12.2021
Вопрос

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 169 НК РФ «При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:
1) реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
3) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.

В случае покупки техники (например, холодильников, мониторов, проекторов и т.д.) российской сборки, может ли Банк принять первичные подтверждающие документы на бумажном носителе?  
Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в соответствии с установленными форматами и  порядком.

Наряду с этим пунктом 1.1 статьи 169 НК РФ установлено, что при  реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:

1) реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

3) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.

В силу пункта 1.2 статьи 169 НК РФ организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны, в числе прочего:

страна происхождения товара (подпункт 13);

регистрационный номер декларации на товары (подпункт 14);

код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (подпункт 15);

регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (подпункт 16);

количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (подпункт 17);

количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (подпункт 18).

При этом сведения, предусмотренные подпунктом 13 пункта 5 статьи 169 НК РФ, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Сведения, предусмотренные подпунктом 14  пункта 5 статьи 169 НК РФ, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства - члены Евразийского экономического союза. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Сведения, предусмотренные подпунктами 16 – 18 пункта 5 статьи 169 НК РФ, указываются в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости (абзацы 23-24 пункта 5 статьи 169 НК РФ).

Правила функционирования национальной системы прослеживаемости товаров определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1108 (далее по тексту – Положение).

В силу пункта  6 Положения действие настоящего Положения не распространяется:

а) на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления[1];

б) на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны[2], товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Российской Федерации, и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

в) на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада[3], товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Российской Федерации, и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления.

На основании пункта 13 Положения:

- участники оборота товаров, являющиеся налогоплательщиками НДС (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС), - при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляют счета-фактуры, в том числе корректировочные, по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, без использования шифровальных средств в целях ограничения возможности доступа к сведениям в счете-фактуре, корректировочном счете-фактуре исключительно получателем (подпункт «в»);

- участники оборота товаров, являющиеся налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, участники оборота товаров, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), - при реализации, а также при передаче в собственность на безвозмездной основе товаров, подлежащих прослеживаемости, оформляют[4] универсальные передаточные документы, а в случае изменения стоимости в связи с изменением цены и (или) изменением количества отгруженных товаров - универсальные корректировочные документы в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с отражением в них реквизитов прослеживаемости и передают универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота  (подпункт «г»);

- при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, и получении универсальных передаточных документов от участников оборота товаров, указанных в подпункте «г» настоящего пункта, обязаны обеспечить оформление универсальных передаточных документов в электронной форме с указанием итога приемки товара и передачу таких оформленных универсальных передаточных документов участнику оборота товаров, реализовавшему указанный товар, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (подпункт «ж»);

- при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить наличие и правильность указания реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, в том числе корректировочных, в документах, предусмотренных подпунктами «г»  - «е» настоящего пункта. При приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, участник оборота товаров обязан удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре, в том числе корректировочном, в универсальном передаточном документе, универсальном корректировочном документе регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости[5] (подпункт «з»).

В целях применения Положения (пункт 2):

·         «прослеживаемость» - организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости товаров;

·         «операции с товарами, подлежащими прослеживаемости» - следующие операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости:

ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза товаров, подлежащих прослеживаемости;

реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

приобретение товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;

реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;

получение товаров, подлежащих прослеживаемости, комиссионером (агентом), действующим от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), от комитента (принципала) в целях последующей реализации;

передача товаров, подлежащих прослеживаемости, комитентом (принципалом) комиссионеру (агенту), действующему от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), в целях последующей реализации;

хранение товара, подлежащего прослеживаемости, имеющегося у участника оборота товаров на день вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень (акта Правительства Российской Федерации, утверждающего изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень);

передача (получение) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости;

прекращение прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с  пунктом 4 настоящего Положения;

возобновление прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения;

передача товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товары (передача товаров правопреемнику в рамках реорганизации юридического лица, вклад в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, передача товаров в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов);

получение товара, подлежащего прослеживаемости, не связанное с реализацией или получением на безвозмездной основе права собственности на товар (получение вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, получение в качестве вклада в уставный капитал имущества, получение участником договора простого товарищества имущества при выходе из товарищества, а также при разделе имущества в результате прекращения простого товарищества, получение товара, ранее переданного в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов);

·         «участники оборота товаров» - индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

·         «документы, содержащие реквизиты прослеживаемости» - следующие документы:

уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, предусмотренное пунктом 25 настоящего Положения;

уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, предусмотренное пунктом 23 настоящего Положения;

·         «товары, подлежащие прослеживаемости» - имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, соответствующее поименованным в перечне (далее по тексту   - Перечень[6]) кодам вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которого в соответствии с  пунктом 3 настоящего Положения осуществляется прослеживаемость.

В свою очередь  пунктом 3 Положения установлено, что прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, указанных в перечне, при выполнении одного из следующих условий:

товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) Российской Федерации иным способом;

товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;

товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;

товары ранее ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случаях, определенных абзацами 2 – 6 настоящего пункта, и фактически находятся на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, на день вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень (акта Правительства Российской Федерации, утверждающего изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень).

Из приведенных норм Положения, в нашем понимании следует, что под действие национальной системы прослеживаемости подпадают ввезенные на территорию РФ (импортные) товары, виды которых включены в Перечень. При этом, такой критерий отнесения включенных  в Перечень видов товаров, к категории товаров, подлежащих прослеживаемости, как производство товара именно на территории иностранного государства, Положение не предусматривает. Данное обстоятельство отмечено в Письме ФНС России от 19.08.2021 N ЕА-4-15/11700@): «В соответствии с положениями пунктами 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Постановление N 1108) прослеживаемость осуществляется только в отношении товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости", при выполнении условий, поименованных в пункте 3 Постановления N 1108, вне зависимости от страны происхождения».

Вместе с тем, в Письме от 26.07.2021г. № СД-4-15/10448@, ссылаясь на нормы пункта 3 Положения, представители ФНС России разъяснили, что «товары, произведенные на территории Российской Федерации, не подлежат прослеживаемости».

Таким образом, в случае приобретения Банком произведенных (изготовленных/собранных) в Российской Федерации товаров, наименование или код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза которых совпадают с поименованными в Перечне, такие товары не относятся к товарам, подлежащим прослеживаемости. Следовательно, такие сделки купли-продажи не подпадают под действие Положения, и у сторон (продавца и Банка в качестве покупателя) не возникают обязанности, предусмотренные пунктами 1.1 и 1.2 статьи 169 НК РФ. При приобретении Банком таких товаров у  налогоплательщика НДС счет-фактура составляется и выставляется продавцом в соответствии с правилами пункта 1 статьи 169 НК РФ -  на бумажном носителе и (или) по соглашению Банка и продавца - в электронной форме. В случае если продавцом является налогоплательщик НДС, освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, или лицо, не являющееся налогоплательщиком НДС, Банк вправе принимать первичные подтверждающие документы на бумажном носителе.

Документы и литература.

  1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;
  2. ТК Евразийского экономического союза - Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017г.);
  3. Положение - Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021г. № 1108.


[1] Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке для внутреннего потребления в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой (пункт 1 статьи 188 ТК Евразийского экономического союза). Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные (образовавшиеся) в результате операции по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), приобретают статус иностранных товаров (пункт 2 статьи 188 ТК Евразийского экономического союза).

[2] Таможенная процедура свободной таможенной зоны - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой (пункт 1 статьи 201 ТК Евразийского экономического союза).

[3]  Таможенная процедура свободного склада - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой (пункт 1 статьи 211 ТК евразийского экономического союза).

[4] Универсальный передаточный документ, универсальный корректировочный документ, содержащие реквизиты прослеживаемости, оформляются в электронной форме в соответствии с абзацем 1 настоящего подпункта, за исключением следующих случаев:

реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза

[5] В целях исполнения обязанности, установленной настоящим подпунктом, участник оборота товаров вправе использовать специальные сервисы, размещенные на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

[6] Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021г. № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел