Главная / Консультации / Банковский аудит / О предоставлении налоговым агентом аннулирующей справки по форме 2-НДФЛ по требованию налогового органа

О предоставлении налоговым агентом аннулирующей справки по форме 2-НДФЛ по требованию налогового органа

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

11.12.2020
Вопрос

Описание ситуации.
По задолженности, списанной с учета при прощении долга/истечении 5 лет без исполнения,  Банк регулярно сообщал в ФНС сведения о возникновении дохода и невозможности удержании НДФЛ (справки с признаком «2»).
В настоящее время Банк  получает письма и требования из различных инспекций ФНС с просьбой сформировать аннулирующую справку 2-НДФЛ (корректировка с кодом 99) по некоторым налогоплательщикам, которыепо сведениям инспекций числятся умершими. Иногда помимо ФИО  в этих письмах указываются ИНН, дата рождения, адрес.
Так как, к сожалению, Банк уже сталкивался с ошибками инспекций при указании в таких письмах персональных данных клиентов, Банк запрашивает у ИФНС дополнительные документы, позволяющих однозначно идентифицировать указанных заемщиков, а также документы,  подтверждающие факт  их  смерти, например, выписку  ЗАГС.

Вопрос.
Является ли письмо/требование, заверенное ЭЦП инспекции, достаточным основанием  для корректировки сведений (подачи аннулирующей справки) без запроса дополнительных документов, подтверждающих факт  смерти заемщика?

Ответ

Мнение консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. На основании пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, полученные налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со  статьей 212 НК РФ.

В силу  пункта 1 статьи 226 НК РФ  российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Одновременно пунктом 2 статьи 226 НК РФ  установлено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической уплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226 НК РФ). При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

 

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

В силу пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 2 статьи 230 НК РФ):

- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (далее по тексту – форма 6-НДФЛ);

- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (далее по тексту  - форма 2-НДФЛ).

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.  Лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, признаются налоговыми агентами. В силу пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты, в числе прочего обязаны:  правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Основания прекращения обязанности по уплате налога определены пунктом 3 статьи 44 НК РФ и включают, в числе прочих смерть физического лица – налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, за исключением обязанности по уплате задолженности по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ, которая погашается наследниками впределах стоимости наследного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя (подпункт 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ).

Из совокупности приведенных норм следует, что поскольку со смертью физического лица - заемщика денежных средств прекращается обязанность этого лица по уплате налогов, для займодавца прекращается обязанность налогового агента по исчислению, удержанию налога с доходов налогоплательщика и представлению сообщения о невозможности удержать налог в налоговый орган по месту своего учета в отношении доходов, полученных умершим заемщиков в рамках заемных отношений. Это подтверждается в Письме Минфина РФ от 26.02.2013г. № 3-04-06/5378.

Кроме того, в Письме от 27.03.2019г. № 03-04-06/20993 на основании нормы подпункта 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ представителями финансового ведомства пояснено, что в случае прощения задолженности по договору займа умершим физическим лицамобязанностей налогового агента, предусмотренных статьями 226 и 230 НК РФ, в частности, по представлению формы 2-НДФЛ в отношении доходов указанных лиц у организации не возникает.

Наряду с этим, согласно позиции специалистов финансового ведомства, изложенной в Письме от 15.06.2018г. № 03-04-06/41178,  обязанностей по исчислению и удержанию НДФЛ в отношении доходов умершего клиента в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ у банка не возникает, при условии наличия у банка документов, подтверждающих смерть физического лица - клиента банка. Однако,еслина соответствующую дату возникновения обязанности по исчислению и уплате налога у налогового агентаотсутствуют документы о смерти, то исчисление сумм налога и перечисление исчисленных сумм в бюджетную систему, а также представление в налоговый орган установленной налоговой отчетности производятся в общем порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.  В случае если после уплаты исчисленных сумм налога в бюджет суммы выплаченных налогоплательщику доходоввозвращаются налоговому агенту вследствие неполучения их умершим налогоплательщиком, налоговому агенту следует руководствоваться пунктом 3 статьи 81 НК РФ, в соответствии с которым при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению (в том числе в случае ошибочного удержания налога с сумм, невыплаченных доходов), налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ. Кроме того, в отношении возвращенных налоговому агенту сумм не полученного умершим налогоплательщиком дохода в налоговый орган должна быть направлена корректирующая или аннулирующая справка по форме 2-НДФЛ.

НК РФ не определяет, какие именно документы могут служить основанием для подтверждения факта смерти налогоплательщика и, как следствие, для освобождения организации, выплатившей доход умершему гражданину, от обязанностей налогового агента, в том числе предоставления предусмотренной главой 23 НК РФ налоговой отчетности и (или) внесения в нее изменений. Очевидно, что таким документом безоговорочно является свидетельство о смерти, предоставленное налоговому агенту родственниками (наследниками) умершего налогоплательщика, до или после наступления срока исчисления или удержания налога и (или) предоставления налоговой отчетности.

Вместе с тем, письма/требования налогового органа, сами по себе, без дополнительных документов, подтверждающих факт смерти гражданина, на наш взгляд, формально не могут быть признаны необходимым и достаточным основанием для осуществления Банком корректировки формы 2-НДФЛ (подачи аннулирующей справки), в отсутствие дополнительных документов, подтверждающих факт  смерти заемщика.

Однако, учитывая проблематичность доступа налоговых агентов к подтверждающим смерть налогоплательщиков документам и сведениям, по нашему мнению, Банк вправе принять решение об использовании указанных в тексте вопроса писем/требований налогового органа в качестве подтверждения фактов смерти клиентов и осуществления корректировок справок по форме 2-НДФЛ (подачи аннулирующих справок по форме 2-НДФЛ) без запроса документов, подтверждающих факт смерти. Принимая такое решение, по мнению консультантов, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках (пункт 10 статьи 83 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Минфином РФ (пункт 1 статьи 84 НК РФ). Постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее по тексту – ЕГР ЗАГС), и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 – 6, 8 и 13 статьи 85 НК РФ, или на основании заявление физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору (пункт 7 статьи 83 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления, или сведений о рождении (смерти), содержащихся в ЕГР ЗАГС, или сведений, полученных в соответствии со статьей 85 НК РФ, если иное не предусмотрено абзацем 10 настоящего пункта, и в тот же срок выдать (направить) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. На основании сведений о смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, снятие физического лица с учета в налоговых органах осуществляется по всем основаниям, предусмотренным НК РФ  (пункт 2 статьи 84 НК РФ).

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее по тексту - ИНН). Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 7 статьи 84 НК РФ).

Пунктом 9 Порядка установлено, что ИНН, присвоенный физическому лицу, не может быть повторно присвоен другому физическому лицу.Во избежание повторного присвоения ИННфизическому лицупри постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, налоговый орган обязан использовать документально подтвержденные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее по тексту – Реестр), о наличии (отсутствии) ИНН у указанного физического лица (пункт  10 Порядка).

ИНН, присвоенный при постановке на учет в налоговом органе физического лица, при снятии его с учета по всем основаниям, предусмотренным НК РФ (за исключением случая его смерти), сохраняется (пункт 19 Порядка).  При снятии с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью признается недействительным присвоенный емуИНН(подпункт 2 пункта  20 Порядка). На основании пункта 22 Порядка ИНН, признанный недействительным, и дата признания его недействительным размещаются на сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. ИНН, признанный недействительным, не может быть присвоен другому физическому лицу (пункт  21 Порядка).

Порядок ведения Реестра утвержден Приказом Минфина РФ от22.06.2017г. № 99н, в соответствии с пунктом 2 которого Реестр ведется налоговыми органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов. На основании пункта 3 Порядка ведения Реестра в состав сведений о физическом лице, содержащихся в Реестре, включаются, в том числе  следующие сведения:  фамилия, имя, отчество(при наличии);  дата и место рождения;  данные о гражданстве; адрес места жительства (места пребывания при отсутствии на территории Российской Федерации места жительства);  данные паспорта или иного удостоверяющего личность физического лица документа (вид документа, серия, номер и дата выдачи документа, наименование органа и код подразделения, выдавшего документ);  наименование и код налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет (снятие с учета) физического лица;  датапостановки на учет (снятия с учета) физического лица в налоговом органе;ИНН; основание постановки на учет (снятия с учета) физического лица в налоговом органе; страховой номер индивидуального лицевого счета;  сведения о факте регистрации актов гражданского состояния о рождении, о смерти физического лица.

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что данные Реестра априори предполагаются достоверными и при нормальном течении дел, требование (письмо) о предоставлении корректирующей или аннулирующей справки по форме 2-НДЛФ в связи со смертью налогоплательщика может быть направлено  налоговым органом налоговому агенту только в отношении физических лиц,  ИНН которых признан недействительным, и в Реестр внесена запись о снятии с учета в налоговом органе в связи со смертью. При этом единственным уникальным идентификатором физического лица в налоговых правоотношениях является присвоенный ему ИНН.

Исходя из этого, полагаем, что заверенное электронной цифровой подписьютребование/письмо налогового органа может быть признано достаточным основанием для осуществления Банком корректировки формы 2-НДФЛ (подачи аннулирующей справки по форме 2-НДФЛ) без запроса дополнительных документов, подтверждающих факт  смерти клиента, в случае, если в таком требовании/письме содержатся, как минимум, следующие данные, позволяющие идентифицировать налогоплательщика: фамилия, имя, отчество (при наличии) и ИНН.

 

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Порядок ведения Реестра -  Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержден Приказом Минфина РФ от 22.06.2017г. № 99н;

3.             Приказ Минфина РФ от 22.06.2017г. № 99н – Приказ Минфина РФ от 22.06.2017г. № 99н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и признании утратившими силу  приказов Министерства финансов Российской  Федерации от 30 сентября 2010г. № 116н и от 7 сентября 2011г. № 106н»;

4.             Порядок – Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержден Приказом Минфина РФ от 29.06.2012г. № ММВ-7-6/435@.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел