Главная / Консультации / Банковский аудит / О предоставлении Банком налоговым органам информации о бенефициарных собственниках контрагентов

О предоставлении Банком налоговым органам информации о бенефициарных собственниках контрагентов

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

11.03.2021
Вопрос

Описание ситуации.
Банк получает требования о предоставлении информации (документов) из налоговых органов по встречным проверкам в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
Налоговые органы в требованиях о предоставлении информации (документах) запрашивают, в том числе информацию о бенефициарных собственниках контрагентов, которую банк получает во исполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вопросы.
1.    Насколько правомерны со стороны налоговых органов запросы такой информации, может ли Банк отказать в предоставлении такой информации?
2.    Какие меры воздействия к Банку могут применить налоговый органы, в случае если он такую информацию не предоставит?
Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (пункт 4 статьи 82 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 31 НК РФ определен перечень прав налоговых органов. Указанный перечень не является исчерпывающим. Так, согласно пункту 2 статьи 31  налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные НК РФ. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом[1].

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2  настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ (пункт 4 статьи 93.1 НК РФ).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) исполняет его или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (пункт 5 статьи 93.1 НК РФ):

 -  в течение пяти дней со дня получения -  если требование получено в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

- в течение десяти дней со дня получения - если требование получено в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

На основании пункта 6 статьи 93.1 НК РФ:

- отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки  документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ;

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации вне рамок проведения налоговых проверок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Таким образом, приходим к следующим выводам:

- на основании статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа в рамках проведения мероприятий налогового контроля вправе истребовать у Банка, как контрагента или иного лица, располагающего информацией в отношении деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), документы (информацию):

- касающиеся деятельности налогоплательщика - при проведении налоговой проверки этого налогоплательщика. В этом случае в поручении на предоставление документов должно в обязательном порядке быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации);

- касающиеся конкретной сделки - вне рамок проведения налоговой проверки. В этом случае в поручении на предоставление документов в обязательном порядке должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

- статья 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня документов (информации), которые могут быть истребованы в ходе налоговой проверки. В Письме ФНС России от 30.09.2014г. №  ЕД-4-2/19869 указывается, что  «к таким документам относится любой документ, содержащий информацию, указанную в пунктах 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ»;

- предоставление Банком истребуемых документов не является нарушением банковской тайны, предусмотренной статьей 26 Закона № 395-1. Режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа (Постановление АС Московского округа от 17.04.2018г. № Ф05-4142/2018 по делу № А40-186267/2017, Постановление АС Дальневосточного округа от 10.07.2018г. № Ф03-1204/2018 по делу № А24-3378/2017). В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 указывается, что «судам необходимо учитывать, что возложение Кодексом на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 НК РФ».

В Постановлении от 13.01.2016г. № Ф09-9653/15 по делу № А34-1032/2015  АС Уральского округа пришел к выводу, что «налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика».

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2011г. № 5355/11 по делу № А55-10502/2010 указывается следующее:

«На основании положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Данное положение закрепляет общий принцип правового регулирования в налоговых правоотношениях, который подлежит применению также и к банкам как к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Истребуемые инспекцией документы являются банковскими и относятся только к деятельности клиента банка. Документы, представляемые при заключении договора банковского счета, а также иные документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента - контрагента проверяемого налогоплательщика, как не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не отражают финансово-хозяйственных отношений между клиентом банка и проверяемым налогоплательщиком, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика.

Поскольку истребуемые инспекцией документы не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента - клиента банка, у банка отсутствовали основания для их предоставления».

Аналогичный вывод сделан судом в Постановлении  Западно-Сибирского округа от 02.06.2017г. № Ф04-1138/2017 по делу № А75-11738/2016.

Вместе с тем, в деле  № А40-186267/2017 АС Московского округа анализировалась правомерность действий налогового органа по истребованию у банка документов и информации по ООО «Континенталь», состоявшего в договорных отношениях с контрагентом ООО «Промнет» (ООО «Континенталь» выполняло работы (оказывала услуги) для ООО «Промнет», в отношении которого вышестоящим налоговым органом в период истребования документов проводилась налоговая проверка). В частности, у банка была запрошена информация о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах ООО «Континенталь», представленных данной организацией в АО «Тройка-Д Банк» во исполнение пункта 14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

В Постановлении от 17.04.2018г. № Ф05-4142/2018 по делу № А40-186267/2017 содержится следующий вывод суда: «положения статей 82, 93, 93.1 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

Наличие у налогового органа сведений об IP-адресе, MAC-адресе и телефонных номерах, используемых для соединения с системой «Клиент-Банк», информации о выгодоприобретателях и бенефициарах непосредственно влияет на установление фактов подконтрольности и взаимозависимости ООО «Континенталь» проверяемому налогоплательщику, обналичивания денежных средств, причастности данной организации к легализации (отмыванию) средств либо финансированию террористической деятельности.

Таким образом, запрашиваемые документы имеют непосредственное отношение к вопросам проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов ООО «Промнет», в связи с чем, ссылка общества на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 18.10.2011 № 5355/1 правомерно признана судом апелляционной инстанции, несостоятельной».

В отсутствие выработанной судами единой позиции и с учетом последнего указанного нами судебного  решения полагаем  достаточно высоким  риск признания судом правомерными требования налогового органа о предоставлении Банком информации  о бенефициарных собственниках контрагентов проверяемого налогоплательщика, являющихся клиентами Банка. В случае, если налоговым органом будет доказана обоснованность получения указанной информации и необходимость ее истребования в связи с проверкой правильности исчисления и своевременности уплаты налогов  налогоплательщиком, то при отказе Банка от предоставления информации Банк будет привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 126 (при истребовании информации в ходе проведения налоговой проверки) / 129.1 (при истребовании информации вне рамок проведения налоговой проверки) НК РФ. Таким образом, Банку после оценки возможности принятия на себя указанного риска следует самостоятельно принять решение о предоставлении информации или об отказе от такого предоставления.

 

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3.             Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».



[1] Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (пункт 1 статьи 87 НК РФ):

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 87 НК РФ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел