Главная / Консультации / Банковский аудит / О правовой основе и налоговых последствиях осуществления выплат вознаграждений членам Совета директоров – иностранным гражданам

О правовой основе и налоговых последствиях осуществления выплат вознаграждений членам Совета директоров – иностранным гражданам

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

24.06.2019
Вопрос

Вопрос.
Какие налоговые последствия (в том числе в части оплаты страховых взносов ФСС, ФОМС, ОПС, взносы на «травматизм») возникают при выплате вознаграждения (фиксированное + надбавка и компенсация расходов) членам Совета директоров – иностранным гражданам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, а также иностранным гражданам, являющимся налоговыми резидентами РФ, в следующих случаях:
- при заключении трудовых договоров с указанными лицами;
- при заключении договоров гражданско-правового характера;
- при отсутствии указанных выше договоров (выплата вознаграждения осуществляется в рамках корпоративных отношений).
Ответ

Мнение консультантов.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ). Если иное не предусмотрено федеральным законом, правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего (пункт 1 статьи 8 ГК РФ):

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1);

из решений собраний в случаях, предусмотренных законом (подпункт 1.1).

«В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 103 Постановления Пленума ВС РФ № 25).

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительными документами.

Согласно пункту 1 статьи 64 Закона № 208-ФЗ совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

Как определено пунктом 1 статьи 66 Закона № 208-ФЗ, члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (пункт 3 статьи 66 Закона № 208-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Закона № 208-ФЗ членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах (пункт 4 статьи 53 ГК РФ).

Одновременно статьей 11 ТК РФ установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей. Кроме того, статьей 17 ТК РФ установлено, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, отношения между акционерным обществом и физическими лицами, избранными в состав его совета директоров (наблюдательного совета) при исполнении последними функций, связанных с участием в данном органе управления общества, носят характер гражданско-правовых отношений, основанием возникновения, изменения или прекращения которых является принятие общим собранием акционеров общества соответствующего решения. Наш вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 26.07.2005г. № 1456/05, в котором арбитрами определено, что поскольку отношения между советом директоров и обществом регулируются нормами гражданского законодательства, таки отношения  являются гражданско-правовыми.

При этом, поскольку ГК РФ и Закон № 208-ФЗ увязывает возникновение указанных отношений именно с фактом принятия общим собранием акционеров решения об избрании гражданина в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, а полномочия и связанные с ними обязанности, ответственность и права  членов совета директоров (наблюдательного совета) регламентированы Законом № 208-ФЗ и уставом общества, оформление отношений с избранным в состав совета директоров (наблюдательного совета) гражданином посредством заключения гражданско-правового договора, по сути лишено смысла, но вместе с тем не запрещено.

Наряду с этим следует заметить, что законодатель, ограничив нормами статьи 11 ТК РФ действие трудового законодательства на отношения между обществом и гражданами, избранными в состав его совета директоров (наблюдательного совета), не установил запрета на заключение трудовых договоров с такими гражданами о работе по любой из имеющихся в штатном расписании общества должности. Иными словами, трудовое законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с членами совета директоров по любой иной должности.

 

По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 64 Закона № 208-ФЗ).

Как пояснено Банком России в Информационном письме от 04.08.2017г. № ИН-015-28/41, Закон № 208-ФЗ связывает выплату вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) общества с исполнением возложенных на них функций по управлению деятельностью общества и принятием решения общим собранием акционеров, а не с указанием на такое вознаграждение в уставе общества или наличием чистой прибыли общества. «Банк России разъясняет, что Закон об АО не содержит ограничений на выплату вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) общества только из прибыли или только при наличии прибыли общества за отчетный год, позволяя общему собранию акционеров принимать решение о выплате упомянутого вознаграждения и при отсутствии у общества прибыли за отчетный год. Следует отметить, что в соответствии с лучшей практикой корпоративного управления[1] уровень вознаграждения, выплачиваемого обществом членам совета директоров, должен быть достаточным для привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимой для общества компетенцией и квалификацией, а система вознаграждения членов совета директоров должна обеспечивать сближение финансовых интересов директоров с долгосрочными финансовыми интересами акционеров, при этом фиксированное годовое вознаграждение должно являться предпочтительной формой денежного вознаграждения членов совета директоров».

Таким образом, вне зависимости от того, исполняет ли функции члена совета директоров гражданин, являющийся работником Банка, а также оформлены отношения между Банком и гражданином по исполнению последним функций члена совета директоров Банка гражданско-правовым договором или основаны исключительно на решении общего собрания акционеров Банка и положениях устава Банка, определение условий и источника (текущие расходы Банка, специально созданные фонды или чистая прибыль отчетного года) выплаты вознаграждения гражданину за исполнение указанных функций является исключительной компетенцией общего собрания акционеров Банка.

Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (статья 209 НК РФ):

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1);

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 2).

Перечень доходов, признаваемых для целей Главы 23 НК РФ доходами, полученными от источников в Российской Федерации, определен пунктом 1 статьи 208 НК РФ, на основании  подпункта 6 которого к таким доходам относится  вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров Банка за исполнение ими управленческих функций в составе данного органа управления, признаются доходами, полученными этими физическими лицами от источников в Российской Федерации, и, как следствие, объектом обложения НДФЛ, вне зависимости от налогового статуса указанных физических лиц (Письмо Минфина РФ от 11.12.2018г. № 03-04-06/89876).

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются налоговыми агентами по НДФЛ и  обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК РФ), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наряду с этим согласно пункту 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением отдельных видов доходов, поименованных в данной норме. В частности, на основании части 4 пункта 3 статьи 224 НК РФ в отношении доходов от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста (далее по тексту – ВКС) в соответствии с Законом № 115-ФЗ, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Таким образом, буквально из нормы части 4 пункта 3 статьи 224 НК РФ следует, что налогообложению по ставке 13 процентов подлежат не любые доходы, получаемые физическим лицом - ВКС, а доходы от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации, в случаях, не подпадающих под нормы подпунктов 1 – 2.1 пункта 1 статьи 13.2 настоящего Федерального закона, предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц.

На основании пункта 5 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ привлекать ВКС на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг) являющиеся российскими коммерческими организациями:

не имеющие на момент подачи ходатайства о привлечении ВКС неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

в отношении которых на момент подачи ходатайства о привлечении ВКС не действует решение о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Для выдачи ВКС разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее по тексту - его уполномоченный территориальный орган) (пункт 6 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ):

ходатайство о привлечении ВКС[2];

трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым ВКС, вступление в силу которых обусловлено получением данным ВКС разрешения на работу;

письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им ВКС.

В силу пункта 14 статьи 13.2 Закона  № 115-ФЗ ВКС и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Обеспечение указанных гарантий получения ВКС и членами его семьи указанной медицинской помощи в течение срока действия заключаемого с данным ВКС трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным условием указанного трудового договора или существенным условием указанного гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Из приведенных норм следует, что ВКС в общем случае признается иностранный гражданин, получивший разрешение на работу в Российской Федерации и осуществляющий трудовую деятельность на территории Российской Федерации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, размер и условия выплаты заработной платы (вознаграждения), а также обеспечиваемых работодателем (заказчиком) гарантии, по которым соответствуют требованиям статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ. Документами, подтверждающими статус иностранного гражданина - ВКС, кроме размера дохода, является трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и документ подтверждающий статус гражданина иностранного государства (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014г. по делу А56-74147/2013).

В предлагаемых условиях избранный в состав совета директоров Банка не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации иностранный гражданин может быть признан ВКС в целях Главы 23 НК РФ с применением ставки 13% при налогообложении дохода, выплачиваемого ему в связи с участием в деятельности данного органа управления Банка, если такой гражданин имеет разрешение на работу в Российской Федерации и отношения между ним и Банком в части  исполнения указанных функций оформлены гражданско-правовым договором, условия которого о размере вознаграждения и обеспечиваемых ему гарантии соответствуют требованиям статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ. При выполнении таких условий, вознаграждение, выплачиваемое иностранному гражданину за исполнение им управленческих функций в составе совета директоров Банка, является «доходом от осуществления трудовой деятельности в качестве ВКС», налогообложение которого в соответствии с частью 4 пункта 3 статьи 224 НК РФ осуществляется по налоговой ставке 13%.

В противном случае, то есть в отсутствие указанного гражданско-правового договора, вознаграждение, выплачиваемое не являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации иностранному гражданину за участие в деятельности совета директоров Банка, не может быть признано доходом от осуществления трудовой деятельности в качестве ВКС, и подлежит налогообложению по ставке 30%, даже в том случае, если указанный иностранный гражданин соответствует критериям признания ВКС в связи с заключением трудового договора с Банком.

Наши выводы подтверждаются разъяснениями специалистов финансового ведомства, приведенными в Письмах от 17.03.2015г. № 03-04-06/14003, от 16.12.2014г. № 03-04-06/64843, от  13.06.2012г. № 03-04-06/6-168, а также ФНС России - в Письмах от 15.08.2013г. № АС-4-11/14909@[3], от 26.04.2011г. № КЕ-4-3/6735. В частности, в Письме от 26.04.2011г. № КЕ-4-3/6735 представителями налогового ведомства высказано следующее мнение: «… ставка налога в размере 13 процентов, установленная Законом, подлежит применению в отношении доходов, полученных иностранным гражданином, имеющим статус ВКС, от осуществления деятельности по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

В отношении выплат, производимых упомянутыми выше работодателями и заказчиками в пользу указанных специалистов в денежной и натуральной форме и не предусмотренных соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми договорами (материальная помощь, подарки и т.п.), применяется ставка налога в размере 30 процентов».

Суммы вознаграждений за участие в деятельности совета директоров в пользу иностранных граждан, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке 13% вне зависимости от того, оформлены или нет отношения между ними  Банком об исполнении  указанных функций гражданско-правовым договором.

 

Выплаты, осуществляемые на основании решения общего собрания акционеров Банка в счет компенсации расходов, понесенных рассматриваемой категорией иностранных граждан в связи с исполнением ими функций членов совета директоров, не подлежат обложению НДФЛ, если они подпадают под действие пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Исходя из определения, закрепленного статьей 41 НК РФ, под доходом в целях налогообложения НДФЛ понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников, а также исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Как отмечено ранее, в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона №  208-ФЗ по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

В Письме от 04.04.2018г. № 03-04-06/21700 представителями Минфина РФ высказана следующая позиция по вопросу обложения НДФЛ сумм выплачиваемых  организацией членам совета директоров в счет компенсации расходов на поездки: «Абзацем 12 пункта 3 статьи 217 Кодекса установлено, что порядок налогообложения, применяемый к выплатам, производимым командированным работникам, используется также в отношении выплат членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

То есть на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению выплаты, производимые членам совета директоров или подобного органа, осуществляющего управленческие функции (наблюдательный совет, правление), только в связи с их участием в заседании данного органа.

Таким образом, если поездки членов совета директоров организации квалифицируются как поездки для участия в заседании органа управления организации, указанного в пункте 3 статьи 217  Кодекса, то выплаты, связанные с компенсацией их расходов на соответствующие поездки, освобождаются от налогообложения».

Аналогичная точка зрения высказана в Письмах Минфина РФ от 17.10.2017г. № 03-04-06/67488, от 04.07.2016г. № 03-04-06/38996.

Вместе с тем, апеллируя к определению понятия «доход», данному в статье 41 НК РФ, в Письме от 17.10.2017г. № 03-04-06/67488 специалисты Минфина РФ высказали мнение о том, что «Возмещение организацией членам совета директоров организации их расходов, связанных с переводом и легализацией документов, требующихся при избрании членов совета директоров организации, производимое в интересах указанных лиц, приводит к образованию у таких лиц экономической выгоды, предусмотренной статьей Кодекса.

Соответственно, суммы такого возмещения подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке».

В таком случае, учитывая изложенное выше в части порядка определения применимой налоговой ставки по НДФЛ, налогообложение сумм, выплачиваемых в счет возмещения расходов, понесенных членами совета директоров Банка, по нашему мнению, должно производиться по налоговой ставке:

13% - для иностранных граждан – налоговых резидентов Российской Федерации,

30% - для иностранных граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации – указанные выплаты доходами от осуществления трудовой деятельности в качестве ВКС не являются.

 

Страховые взносы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов (далее по тексту – организации - плательщики) признаются страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, объектом обложения страховыми взносами для организаций - плательщиков, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подпункт 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ).

Как указано КС РФ,  действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства (пункт 3.2 Определения № 1170-О, пункт 3.2 Определения № 1169-О).

При этом, в силу пункта 5 статьи 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами организаций - плательщиков выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, в отличие от обложения НДФЛ, в целях исчисления страховых взносов в отношении осуществляемых организацией в пользу членов совета – иностранных граждан вознаграждений за участие в деятельности данного органа управления объект обложения возникает в том случае, если соответствующие функции исполняются этими иностранными гражданами на территории Российской Федерации (то есть не дистанционно с территории иностранного государства[4]), исходя из того, относится ли конкретный иностранный гражданин к категории лиц, подлежащих страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ). При этом, в целях исчисления страховых взносов указанные выплаты приравниваются к выплатам по договорам гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от фактического заключения таких договоров.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона № 326-ФЗ[5] застрахованными лицами[6] являются работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением ВКС и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Закона № 115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом № 4528-1.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением ВКС в соответствии с Законом № 115-ФЗ). Одновременно пунктом 4.1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ определено, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением ВКС в соответствии с Законом № 115-ФЗ), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1[7] настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (пункт 1 статьи 5 Закона № 125-ФЗ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами[8] являются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением ВКС в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг[9], по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).

...............................................

Для получения полного текста консультации (распространяется бесплатно) обратитесь к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru 



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел