Главная / Консультации / Банковский аудит / О порядке уплаты транспортного налога по автомобилям, принадлежащим присоединенному банку, за период с даты реорганизации до даты перерегистрации автомобилей на правопреемника.

О порядке уплаты транспортного налога по автомобилям, принадлежащим присоединенному банку, за период с даты реорганизации до даты перерегистрации автомобилей на правопреемника.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

03.11.2020
Вопрос

Описание ситуации.
1 мая произошла реорганизация двух кредитных организаций в форме присоединения. В связи с общей эпидемиологической обстановкой, режимом нерабочих дней, введенным указами Президента РФ в период с 30.03.20 по 08.05.20, перерегистрация транспортных средств с присоединенного банка на правопреемника не была своевременно осуществлена, т.е. существует временной период, когда собственником транспортных средств продолжает числиться организация, прекратившая свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Согласно положениям статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НКРФ).
Пунктом 3 статьи 55 НК РФ установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
Таким образом, последней представляемой в налоговый орган декларацией по транспортному налогу для присоединенного банка стала декларация, составленная с начала года по день завершения реорганизации (по 30.04.2020).
Согласно пункту 5 статьи 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. В этой связи просим разъяснить следующее.

Вопросы.
1.    Учитывая разъяснения Минфина РФ от 18 марта 2011 г. № 03-05-05-04/06 о том, что правопреемник становится налогоплательщиком транспортного налога с момента государственной регистрации транспортных средств, правомерно ли со стороны банка – правопреемника осуществить доначисление и уплату транспортного налога за 2020 год за период с даты реорганизации до даты перерегистрации транспортных средств с предоставлением уточненной декларации по транспортному налогу за 2020 год за присоединенную организацию?
2.    Если вышеуказанный вариант неприемлем, каким образом рекомендуется осуществлять уплату авансовых платежей по транспортному налогу за второй квартал 2020 года в отношении незарегистрированных на правопреемника транспортных средств, учитывая, что на момент уплаты авансовых платежей в налоговом органе по месту учета правопреемника сведения о транспортных средствах правопредшественника отсутствуют, т.е. у налогового органа нет оснований для начисления сумм авансов по транспортному налогу в карточках расчетов с бюджетом.  Кроме того, учитывая отмену с 01.01.2021 декларирования по транспортному налогу за налоговый период 2020 года, для правопреемника исключена возможность заявить сумму налога к уплате по налоговой декларации в отношении данных транспортных средств.
3.    В соответствии с требованиями статьи 363 НК РФ уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств, т.е. по каждому ОКТМО, на территории которых зарегистрированы транспортные средства. С учетом технической переброски после 01.05.20 карточек расчетов с бюджетом с правопредшественника на правопреемника (код налогового органа 7722), производить уплату авансовых платежей по транспортному налогу необходимо по месту регистрации правопреемника (7722) или по месту налогового органа, в котором открыты карточки расчетов с бюджетом?
Ответ

Мнение консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

На основании пункта 4 статьи 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (пункт 2 статьи 58 ГК РФ).

В пункте 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015г. № 25 разъясняется, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).

Согласно статье 23 Закона № 395-1 реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования определены статьей 23.5 Закона № 395-1.

 

Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются нормами НК РФ (пункт 2 статьи 1 НК РФ).

На основании пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 52 НК РФ). Пунктом 1 статьи 53 НК РФ определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. При этом налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода[1] на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (пункт 1 статьи 54 НК РФ).

Особенности уплаты налогов и сборов при реорганизации юридических лиц определены статьей 50 НК РФ. Так, на основании пункта 1 указанной статьи обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) с учетом того, что:

- исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей (пункт 2);

- реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3);

- при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органахпо месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств[2] и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 5 статьи 83 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Одновременно, пунктом 5 статьи 84 НК РФ установлено, что в случаях прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004г. № БГ-3-09/178, налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета, обязан направить сведения о снятии организации с учета в связи с прекращением деятельности юридического лица в результате реорганизации и выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ, снимают организацию с учета и исключают сведения из единого государственного реестра налогоплательщиков (далее по тексту – ЕГРН).

Из изложенного следует, что в случаях прекращения деятельности организации в результате ее реорганизации в форме присоединения, снятие ее с учета  по  местонахождению  транспортного средства осуществляется налоговым органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. 

В целях реализации полномочий налоговых органов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также в целях обеспечения взаимодействия налоговых органов с органами Федерального казначейства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Приказом ФНС № ЯК-7-1/9@ утверждены единые требования к порядку формирования информационного ресурса (далее по тексту – ИР) «Расчеты с бюджетом» местного уровняю (далее по тексту – Требования), согласно пункту 2 раздела I которых налоговые органы обязаны вести ИР «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее по тексту - карточка «РСБ») по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах. Информация из данных карточек учитывается при формировании ИР «Расчеты с бюджетом» регионального уровня.

Плательщику открываются несколько карточек «РСБ» с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.

Карточка «РСБ» состоит из призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.

В призначной части указываются: ИНН, КПП (для организации), код вида налога (сбора), КБК, ОКТМО, ОКВЭД, статус плательщика, а также другие признаки, идентифицирующие плательщика.

Раздел II карточки «РСБ» содержит информацию о состоянии расчетов с бюджетом, который включает следующие блоки:

- блок начислений;

- блок поступлений;

- блок сальдо расчетов.

В соответствии с пунктом 1 раздела 2 Требований открытие карточек «РСБ» вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций или физических лиц осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением ИНН (с использованием ранее присвоенного ИНН) и КПП (для юридических лиц).

Карточки «РСБ» открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе (пункт 2 раздела II Требований):

- с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах, страховых взносах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, т.е. с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в налоговых органах, а также для исчисления и уплаты налогов;

- с момента уплаты налогов и сборов, страховых взносов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, страховых взносах.

По налогам и сборам, страховым взносам, уплата которых в соответствии с положениями Кодекса осуществляется по месту нахождения (месту регистрации) объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.), карточки «РСБ» открываются по каждому территориально обособленному объекту налогообложения, в том числе по объектам налогообложения одного типа.

В соответствии с пунктом 2 раздела XI Требований карточки «РСБ» закрываются на основании служебной записки структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, согласованной со структурным подразделением, ответственным за урегулирование задолженности, и со структурным подразделением, ответственным за учет платежей, при отсутствии оснований для учета налоговых обязательств, установленных НК РФ.

Из изложенного следует, что:

- карточки «РСБ» открываются налоговыми органами организации, состоящей на учете в каждом из этих органов  по основанию, предусмотренному статьей 83 НК РФ,   по соответствующему виду налоговых обязательств (соответствующему виду налога);

- налоговым органом выводится сальдо расчетов с бюджетом по карточке «РСБ» реорганизуемой организации на дату снятия с учета организации, карточка «РСБ» закрывается, сальдо расчетов передается  в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника для отражения в карточке «РСБ».

В Письме от 26.10.2015г. № ЗН-4-1/18642@ по вопросу передачи карточки «РСБ» ФНС России разъясняется, что «согласно действующему регламенту работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, в случае снятия с учета организации, прекратившей деятельность в связи с реорганизацией (в форме слияния, преобразования или присоединения), документы, связанные с деятельностью прекратившей деятельность российской организации за текущий год и три года, предшествующих году снятия налогоплательщика с учета по данному основанию, направляются в налоговый орган по месту нахождения организации-правопреемника».

 

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее по тексту - налога) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

На основании пункта 2 статьи 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ[3].

 

Правовая и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регулируются нормами Закона № 283-ФЗ, в соответствии со статьей 5 которого государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее по тексту - регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 283-ФЗ).

Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019г. №  1764.

Согласно Правилам:

- регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств (пункт 4);

- регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий (пункт 6);

- регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится с внесением в банки данных адреса места нахождения юридических лиц, определяемого местом их государственной регистрации, либо адреса места нахождения их обособленных подразделений (пункт 8);

- регистрационное действие, не связанное с прекращением государственного учета или снятием с государственного учета транспортного средства, зарегистрированного ранее за лицом, не достигшим возраста 16 лет, осуществляется с внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства, связанных со сменой владельца транспортного средства (пункт 53).

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона № 283-ФЗ регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее по тексту – Регламент), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

На основании Регламента, утвержденного Приказом МВД № 950:

- внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с переходом права собственности осуществляется на основании заявления нового владельца транспортного средства (пункт 127);

- внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением данных о владельце транспортного средства производится на основании документов, установленных пунктом 27 Регламента. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4, 61.6 - 61.8 пункта 61 Регламента (пункт 128);

- подача заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала и прием такого заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 155 Регламента.

На основании  подпункта 3 пункта 3 статьи 8 Закона № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

В связи с  угрозой распространения коронавирусной инфекции МВД России распространило Информацию о переходе Госавтоинспекции на  особый режим работы[4], в которой уточняется, что государственные услуги по регистрации транспортных средств, приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений будут осуществляться только по предварительной записи через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Таким образом:

- Законом № 283-ФЗ закреплена обязанность владельца транспортного средства обратиться в регистрационное подразделение Госавтоинспекции с заявлением для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 календарных дней со дня приобретения транспортного средства;



[1]Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 55 НК РФ).

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (пункт 3 статьи 55 НК РФ).

[2]В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ для транспортных средств, не являющихся водными или воздушными транспортными средствами, местом нахождения является место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

[3]Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

..........................................................................

Консультация размещена не полностью. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста обращайтесь к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106,  +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru

[4]Информация МВД России «Госавтоинспекция переходит на особый режим работы в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции» размещена на сайте https://мвд.рф


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел