Главная / Консультации / Банковский аудит / О порядке указания ОКТМО в единой декларации по налогу на имущество

О порядке указания ОКТМО в единой декларации по налогу на имущество

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

30.11.2020
Вопрос

Описание ситуации.
В соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
На основании представленного в налоговый орган по субъекту Российской Федерации уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу (далее - Уведомление) Банк с 2020 года осуществляет формирование единой налоговой декларации в отношении нескольких объектов имущества, расположенных на территории муниципальных образований с различными кодами ОКТМО.
Пунктом 1.6. Приложения № 3 к Приказу ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@» установлено, что при представлении декларации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ, в декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога.
Согласно разъяснениям, следующим из совместного письма Минфина России и ФНС России от 24.05.2019 № БС-4-21/9840@, письма ФНС России от 10.07.2019 № БС-4-28/13437, в случае представления налоговой отчетности в отношении объектов имущества на основании представленного Уведомления в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации, в налоговой отчетности указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственного налоговому органу по месту представления налоговой отчетности.
В последующих разъяснениях ФНС России уже не конкретизирует, какой ОКТМО подлежит указанию в декларации, но указывает, что «в соответствии со статьей 386 Кодекса представление Уведомления в налоговый орган является условием для последующего представления налоговой декларации по налогу, а не уплаты налоговых платежей. При этом налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации» (письма от 28.02.2020 № БС-4-21/3396, от 18.12.2019 № БС-4-21/26084@), что можно трактовать как сохранение прежнего порядка уплаты налога на имущество по месту нахождения имущества.

Вопросы.
1.    Что, в контексте Приказа, является территорией муниципального образования, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога?
2.    Какой код по ОКТМО следует указывать в налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представляемой на основании Уведомления в налоговый орган на территории субъекта РФ (единой налоговой декларации) - ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственного налоговому органу по месту представления налоговой отчетности, или ОКТМО по месту нахождения имущества?
3.    Возможна ли централизованная уплата налога при предоставлении единой налоговой декларации?

Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 386 НК РФ по истечении налогового периода налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ, налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК РФ, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Наряду с этим, пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ налогоплательщикам, состоящим на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, предоставлено право представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив[1] об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Положения настоящего пункта не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты (абзац 4 пункта 1.1 статьи 386 НК РФ).

Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее по тексту - Декларация) и порядок ее заполнения (далее по тексту – Порядок) утверждены Приказом ФНС России № СА-7-21/405@.

Согласно пункту 1.1 Порядка Декларация заполняется налогоплательщиками налога на имущество организаций  в соответствии с главой 30 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка Декларация состоит из: Титульного листа; Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» (далее по тексту - Раздел 1); Раздела 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» (далее по тексту  - Раздел 2); Раздела 2.1 «Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости» (далее по тексту - Раздел 2.1); Раздела 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость» (далее  по тексту - Раздел 3).

Титульный лист Декларации заполняется налогоплательщиком, за исключением  раздела «Заполняется работником налогового органа» (пункт 3.1 Порядка). При заполнении Титульного Декларации необходимо указать, в частности (пункт 3.2 Порядка):

- в поле «КПП»: для российской организации[2] - КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе (5 и 6 разряд КПП – «01»);  для организаций - крупнейших налогоплательщиков - КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП – «01») (подпункты 3.2.1, 3.2.2);

- код налогового органа, в который представляется Декларация -  согласно документам о постановке на учет в налоговом органе (подпункт 3.2.6);

- коды представления Декларации в налоговый орган по месту нахождения (учета) -  в соответствии с приложение № 3 к Порядку (подпункт 3.2.7).

Раздел 1 Декларации заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения организации[3], месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка (пункт 4.1 Порядка). При этом согласно пункту 4.2 Порядка в каждом блокестрок с кодами 010 – 040 указываются:

по строке с кодом 010 «Код по ОКТМО»  указывается код по ОКТМО,  по которому подлежит уплате сумма налога, указанная в строке 030 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (в рублях)»  данного блока (подпункт 1);

- по строке с кодом 020 «Код бюджетной классификации» на основании законодательства Российской Федерации о бюджетной классификации указывается код бюджетной классификации Российской Федерации (далее по тексту - КБК), в соответствии с которым должна осуществляться уплата соответствующей суммы налога, указанная в строке с кодом 030 данного блока (подпункт 2);

- по строке с кодом 021 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период  (в рублях) – исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по данным налогоплательщика, исчисленная по месту представления Декларации по соответствующим кодам по ОКТМО и КБК. Значение по строке с кодом 021 с соответствующими кодами по  ОКТМО и КБК определяется путем суммирования исчисленных сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, указанных по строке с кодом 260 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)» всех представленных Разделов 2Декларациис соответствующими кодами по ОКТМО и КБК, и указанных по строке с кодом 130 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)» всех представленных Разделов 3 Декларации с соответствующими кодами по ОКТМО и КБК (подпункт 3);

- по строке с кодом 030 - сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту представления Декларации по соответствующим кодам поОКТМО и КБК. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Значение строки с кодом 030 определяется как разность значения строки с кодом 021 и суммы строк с кодами 023, 025, 027[4]  данного блока строк 010- 040 (подпункт 5).

Раздел 2 Декларации заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (пункт 5.1 Порядка). При заполнении Раздела 2 Декларации  по строке с кодом 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога (подпункт 2 пункта 5.3 Порядка).  В соответствующих строках с кодами 020 – 140  по графам 3 - 4 отражаются сведения об остаточной стоимости недвижимого имущества за налоговый период по состоянию на соответствующую дату (подпункт 3 пункта 5.3 Порядка). По строке с кодом 260 отражается исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (подпункт 15 пункта 5.3 Порядка).

Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших, предоставляют Декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. В Декларациях, заполняемых с учетом положений пункта 1.6 Порядка, указываютсяреквизиты (код причины постановки на учет (далее по тексту - КПП), код территориального налогового органа) по месту уплаты суммы налога в соответствии со статьями 383, 385 НК РФ икод по месту нахождения (учета) - по месту учета крупнейшего налогоплательщика (пункт 1.5 Порядка).По общему правилу, установленному пунктом 1.6 Порядка, Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее по тексту - ОКТМО). В случае представления Декларации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ, в Декларации указывается код по ОКТМО, соответствующийтерритории муниципального образования, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога.

Иных особенностей для заполнения Декларации, предоставляемой налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1.1. статьи 386 НК РФ, Порядком не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 НК РФ (пункт 2 статьи 383 НК РФ).

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплатев бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ (пункт 3 статьи 383 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в соответствии со статьей 382 НК РФ по месту нахождения объекта недвижимого имущества (пункт 6 статьи 383 НК РФ).

В свою очередь, статьей 384 НК РФ установлено, что  организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных  статьей 378.2 НК РФ.

Кроме того, согласно статье 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого, имущества находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ (статья 385 НК РФ).

Согласно разъяснениям ФНС России, изложенным  в Письмах 18.12.2019г. № БС-4-21/26084@, от 28.02.2020г. № БС-4-21/3396, в соответствии со статьей 386 НК РФ представление Уведомления в налоговый орган является условием для последующего представления налоговой декларации по налогу, а не уплаты налоговых платежей. При этом налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Доходы, поступающие от уплаты налогов и налоговых сборов в бюджетную систему Российской Федерации, подлежат распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с КБК и кодом ОКТМО в установленном Минфином РФ порядке (Письмо Минфина РФ от 06.05.2016г. № 03-05-06-03/26403).

Обязанности по уплате имущественных налогов организации учитываются налоговыми органами в состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщика-организации сОКТМО бюджетополучателя по местонахождению объекта учета[5] (Письмо ФНС России от 01.04.2020г. № БС-4-21/5510).

На основании изложенного консультанты приходят к следующим выводам:

- в целях Применения порядка под «территорией муниципального образования, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога», понимаются территории муниципальных образований, в бюджет которых в соответствии с нормами главы 30 НК РФ подлежит уплате налог, исчисленный в отношении объектов недвижимого имущества, декларация по которым предоставляется в порядке пункта 1.1 статьи 386 НК РФ (далее - единая Декларация);

- в единой Декларации указываются коды ОКТМО по месту нахождения объектов недвижимого имущества, сведения о которых включены в Декларацию. При этом по нашему мнению, по каждому коду ОКТМО формируется раздел 2 единой Декларации;

- законодатель не предусмотрел возможности централизованно уплачивать налог по объектам, в отношении которых предоставляется единая Декларация.

 

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Приказ ФНС России № СА-7-21/405@ - Приказ ФНС России от 14.08.2019г. № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы  формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организации в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018г. № ММВ-7-21/575@»;

3.             Требования – Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утверждены Приказам ФНС России от 18.01.2012г. № ЯК-7-1/9@.



[1]Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается (абзац 2 пункта 1.1 статьи 386 НК РФ).

[2]за исключением Декларации, представляемой управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в отношении недвижимого имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

[3]по месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство.

[4]По строкам с кодами 023, 025, 027 указываются суммы авансовых платежей, подлежащие уплате в бюджет за отчетные периоды: по строке с кодом 023 - сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за первый отчетный период текущего года, в рублях; по строке с кодом 025 - сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за второй отчетный период текущего года, в рублях; по строке с кодом 027- сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за третий отчетный период текущего года, в рублях (подпункт 4 пункта 4.2 Порядка).

[5]В соответствии с пунктом 2 части I Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее по тексту  - Требования) налоговые органы обязаны вести карточки «РСБ» по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах.

Карточки «РСБ» открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе (пункт 2 Требований):

- с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах, страховых взносах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, т.е. с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в налоговых органах, а также для исчисления и уплаты налогов;

- с момента уплаты налогов и сборов, страховых взносов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, страховых взносах.

Карточка «РСБ» (приложение 1 к Требованиям) состоит из призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом. Раздел II карточки «РСБ» содержит информацию о состоянии расчетов с бюджетом, который включает  следующие блоки:  блок начислений, блок поступлений, блок сальдо расчетов.

В призначной части карточки «РСБ» плательщика организации  указываются ИНН, КПП, код вида налога (сбора), КБК, ОКТМО, ОКВЭД, статус плательщика, с также другие признака, идентифицирующие плательщика. Карточки «РСБ» открываются по каждому из агрегированных КБК, относящихся к соответствующему налогу, сбору, указанному в графе три призначной части (раздел I) и соответствующему восьмизначному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.По налогам и сборам, страховым взносам, уплата которых в соответствии с положениями НК РФ осуществляется по месту нахождения (месту регистрации) объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.), карточки «РСБ»открываются по каждому территориально обособленному объекту налогообложения, в том числе по объектам налогообложения одного типа.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел