Главная / Консультации / Банковский аудит / О порядке составления после 17.07.2021г. платежного поручения по уплате задолженности перед бюджетом денежными средствами, удержанными из заработной платы сотрудника-должника.

О порядке составления после 17.07.2021г. платежного поручения по уплате задолженности перед бюджетом денежными средствами, удержанными из заработной платы сотрудника-должника.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

27.09.2021
Вопрос

Описание ситуации.
С 17 июля 2021 года изменятся правила заполнения платежных поручений при проведении удержаний из заработной платы работников.
В платежном поручении в поле "ИНН плательщика" нужно будет указывать не ИНН организации, а ИНН работника (изменение внесено Приказом Минфина России от 14.09.2020 N 199н, вступает в силу с 17.07.2021г.).
      
Вопросы.
В какой форме нужно оформить платежное поручение после 17.07.2021 года:
1. Форма оплаты за 3-х лиц, где в поле 101 указывается статус лица, за которое оплачивается  задолженность, в данном случае это статус ФЛ, в полях 60 и 102 отражается ИНН Физического лица, в поле 102 – ставим 0, в поле 8 «Плательщик» — наименование организации осуществляющей платеж, в поле 24 «назначении платежа» указываем ИНН и КПП (если он есть) организации через знак "//",  ФИО, за кого перечисляется задолженность.
2. Обычным платежным поручением по уплате задолженности, но в поле ИНН плательщика указываем ИНН физического лица – работника, из чьей заработной платы произошло удержание задолженности перед бюджетом. В случае отсутствия ИНН у сотрудника, можно ли указать ИНН=0, в этом случае какие идентификаторы нужно дополнительно указывать?
Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с нормой статьи 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В частности, Законом № 229-ФЗ определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Законом № 229-ФЗ. Это следует из части 1 статьи 1 указанного Закона.

Нормами статьи 7 Закона № 229-ФЗ определено, что требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Согласно части 1 статьи 9 Закона № 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях (часть 1 статьи 98 Закона № 229-ФЗ):

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В соответствии с действующей в настоящее время редакцией части 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ[1] лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Правила осуществления перевода денежных средств кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением № 383-П, согласно пункту 1.1 которого б анки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Согласно пункту 1.10 Положения № 383-П перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. В частности, в Приложении 1 к Положению № 383-П указано:

Номер реквизита

Наименование реквизита

Значение реквизита

8

Плательщик

Для юридических лиц, банков указывается полное или сокращенное наименование; для физических лиц - полностью фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) (далее - Ф.И.О.); для индивидуальных предпринимателей - Ф.И.О. и правовой статус; для физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - Ф.И.О. и указание на вид деятельности.

При переводе денежных средств без открытия банковского счета указываются полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения и информация о плательщике - физическом лице: Ф.И.О., ИНН (при его наличии). Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется символ "//". Информация о плательщике - физическом лице указывается в одной из следующих последовательностей:

полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения, символ "//", Ф.И.О. физического лица, символ "//", ИНН физического лица (при его наличии), символ "//";

полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения, символ "//", Ф.И.О. физического лица, символ "//", уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии), символ "//", ИНН физического лица (при его наличии), символ "//";

полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения, символ "//", Ф.И.О. физического лица, символ "//", уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии), символ "//", адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, символ "//".

При указании адреса допускается использовать сокращения, позволяющие определенно установить данную информацию.

22

Код

Указывается уникальный идентификатор платежа в случаях, предусмотренных пунктом 1.21.1[2] настоящего Положения

24

Назначение платежа

В платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.

В инкассовом поручении указываются при взыскании денежных средств на основании федерального закона наименование взыскания, дата, номер и статья федерального закона, предусматривающего право взыскания денежных средств, номер и дата решения о взыскании денежных средств, если принятие такого решения предусмотрено федеральным законом, при взыскании денежных средств на основании исполнительных документов - наименование органа, выдавшего исполнительный документ, дата выдачи исполнительного документа, номер дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ.

60

ИНН

ИНН плательщика.

Указывается ИНН (при наличии) или КИО (при наличии) плательщика

101 - 109

В реквизитах 101 - 109 указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона № 161-ФЗ Минфином РФ по согласованию с Банком России.

В соответствии с Приложением 3 к Положению № 383-П в реквизите «102» платежного поручения указывается КПП Плательщика.

На основании пункта 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами указания информации в реквизитах соответствующих распоряжений, определенными Минфином РФ по согласованию с Банком России в Приказе № 107н[3]. В частности указанные Правила определяют информацию, идентифицирующую плательщика (в том числе в реквизите «ИНН плательщика»), при составлении организациями распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке.

Пунктом 10 Приложения № 1 к Приказу № 107н для организаций, составляющих распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке,  предусмотрено указание в реквизитах следующей информации:

- «ИНН» плательщика - значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате платежа в бюджетную систему Российской Федерации исполняется на основании исполнительного документа. При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в реквизите «ИНН» плательщика указывается ноль («0»). При этом не допускается указание в реквизите «ИНН» плательщика значения ИНН организации, составившей распоряжение[4];

- «КПП» плательщика - указывается ноль («0»);

- «Плательщик» - наименование организации, осуществляющей перевод денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица (указывается сокращенное наименование).

В силу общих норм пункта 3 Приложения № 1 к Приказу № 107н значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в распоряжении о переводе денежных средств указывается в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Значение реквизита «ИНН» плательщика состоит из 10 знаков (цифр) для юридического лица и 12 знаков (цифр) - для физического лица, при этом первый и второй знаки (цифры) «ИНН» плательщика не могут одновременно принимать значение ноль («0»).

В реквизите «ИНН» плательщика допускается указание значения ноль («0») иностранными организациями (физическими лицами) (за исключением налогов, сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов, иных платежей, администрируемых налоговыми органами) при отсутствии их постановки на учет в налоговом органе.

Указание в распоряжении о переводе денежных средств значения ИНН в реквизитах «ИНН» плательщика, «ИНН» получателя средств и значения КПП в реквизитах «КПП» плательщика, «КПП» получателя средств является обязательным, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

Значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите «108» распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

В силу пункта 4 Приказа № 107н составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, предусмотренные настоящим Приказом, в соответствующем реквизите распоряжения физического лица о переводе денежных средств. При этом уникальный идентификатор начисления в случае его присвоения получателем средств указывается в распоряжениях о переводе денежных средств в порядке, определенном для уникального идентификатора платежа нормативным актом Банка России, устанавливающим правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 2, частями 1 и 6 статьи 8 Закона № 161-ФЗ, пунктами 4 и 5 статьи 4, статьей 82.3 Закона № 86-ФЗ, частью 1 статьи 31 Закона № 395-1.

При составлении распоряжения о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов, иных платежей в реквизитах «104» - «109» и «Код» указывается информация в порядке, установленном, соответственно, пунктами 5 - 12 настоящих Правил (пункт 4 Приложения № 2 к Приказу № 107н). В том числе в силу пункта  9 Приложения № 2 к Приказу № 107н в распоряжении о переводе администрируемых налоговыми органами средств в бюджетную систему Российской Федерации, в реквизите «108» указывается номер документа, который является основанием платежа и может принимать следующий вид:

«ТР» - номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);

«РС» - номер решения о рассрочке;

«ОТ» - номер решения об отсрочке;

«РТ» - номер решения о реструктуризации;

«ПБ» - номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;

«ПР» - номер решения о приостановлении взыскания;

«АП» - номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

«АР» - номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства;

«ИН» - номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита;

«ТЛ» - номер определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику.

При указании номера соответствующего документа знак номера («N») не проставляется.

Подпунктом 3 пункта 13 Приложения № 2 к Приказу № 107н также определено для организаций при составлении распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и иным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке, в реквизите «Назначение платежа» указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа о должнике - физическом лице: фамилию, имя, отчество (при его наличии), при отсутствии у должника ИНН указываются адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства); дату принятия судебного решения и номер исполнительного листа; иную информацию о плательщике, установленную законодательством Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся в подпункте 5 пункта 9 Приложения № 4 к Приказу № 107н для составления распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов, иных платежей, администрируемых налоговыми органами, и таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами).

Информация, идентифицирующая лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, указывается в реквизите «101» распоряжения о переводе денежных средств и в соответствии с Приложением № 5 к Приказу № 107н заполняется показателем одного из статусов, в числе которых:

«01» - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо;

«02» - налоговый агент;

«04» - налоговый орган;

«05» - Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы;

«08» - плательщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);

«13» - налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - физическое лицо;

«15» - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц;

«19» - организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);

«20» - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами).


*******************************************

Консультация размещена не полностью.

Полный текст консультации размещен в нашем телеграм-канале https://t.me/knk_banki. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста также можно обратиться к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106,  +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru

****************************************************



[1] С 27.09.2021г. часть 3 статьи 98 излагается в редакции Закона № 495-ФЗ: «3. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу».

[2] В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (далее - распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона № 161-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России. Приложением 12 к Положению № 383-П установлен порядок формирования получателем средств уникального идентификатора платежа и его контроля банком плательщика в случае перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа.

[3] Здесь и далее по тексту Приказ № 107н приводится в редакции Приказа № 199н, действующей с 17.07.2021г.

[4] Указанная в данном предложении норма вводится в действие с 17.07.2021г.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел