Главная / Консультации / Банковский аудит / О налоговых аспектах временного перевода рабочих мест в резервный офис Банка (налог на прибыль организаций)

О налоговых аспектах временного перевода рабочих мест в резервный офис Банка (налог на прибыль организаций)

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

28.07.2020
Вопрос

Описание ситуации.
Банк принял решение перевести часть работников выполнять свои трудовые функции временно по месту нахождения  резервного офиса Банка в рамках реализации плана обеспечения непрерывности и/или восстановления деятельности банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Обособленное подразделение (далее – ОП) и головное подразделение (далее – ГП) располагаются в одном регионе, но на разных территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям.
Будет издан Приказ по Банку, направлено сообщение в ФНС о регистрации ОП, а также уведомление в ЦБ.
Таким образом, у Банка образуется  ОП без выделения  на отдельный баланс и без открытия расчетного счета. Банк не будет наделять ОП полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Кроме того работники направляются временно на работу в ОП, возможно на срок менее 1 месяца.
У Банка возникает обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации и уплачивать суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения.

Вопросы.
Правильно ли Банк понимает, что:
1.    если Банк в установленном п. 2 ст. 288 НК РФ порядке выберет, что налог на прибыль в бюджет субъекта РФ он уплачивает только по месту нахождения головной организации (в том числе за свое обособленное подразделение, расположенное на территории того же субъекта РФ), налоговую декларацию он также будет вправе представлять только в налоговый орган по месту нахождения головной организации, то есть Банку не придется распределять прибыль между ОП и ГП?
2.    если налог в бюджет субъекта РФ платится через головную организацию, то включать в состав декларации Приложение № 5 к листу 02 не надо?
3.    если Банк будет платить налог за ОП через ГП, требуется ли зафиксировать это в налоговой учетной политике (внести изменения в текущем налоговом периоде)?
4.    необходимо уведомить налоговый орган о порядке уплаты налога  в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода, в котором создано это ОП, направив уведомление № 1 в инспекцию по месту учета ГП, уведомление № 2 - в инспекцию по месту учета ОП? То есть, при создании ОП в марте 2020 года (направление уведомления в БР и в налоговую в марте 2020 г.) в срок до 14 апреля 2020 г. Банк должен направить уведомления № 1 и № 2 в  соответствующие налоговые инспекции? В таком случае отчетность за 1 квартал 2020г. и авансовый платеж ННП будут перечисляться и направляться по Банку в целом без распределения между ОП и ГП?
Ответ

Мнение консультантов.

1, 2. Мысогласны с мнением Банка о том, что при принятии решения о централизованном порядке уплаты налога на прибыль организации по месту учета головного офиса (в том числе за обособленное подразделение, расположенное на территории того же субъекта РФ), Банк вправе представлять соответствующую налоговую декларацию в налоговый орган только по месту нахождения головного офиса.При этом начиная с отчетного периода, следующего за периодом создания обособленного подразделения (начиная со 2 квартала 2020г.) в целях расчета налога на прибыль организаций распределение прибыли между головным офисом Банка и его обособленным подразделением не производится, Приложение № 5 к Листу 02 в состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не включается.

3. Выбор порядка уплаты налога на прибыль (в том числе, централизованный) должен быть утвержден в  учетной политике Банка для целей налогообложения.

4. В случае создания  обособленного подразделения в марте 2020г. Банк обязан в течение 10 дней после окончания 1 квартала направить в налоговый орган по месту учета головного офиса Уведомление № 1 по форме, определенной Письмом ФНС России от 26.12.2019г. № СД-4-3/26867@, в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения - Уведомление № 2 по форме, определенной Письмом ФНС России от 26.12.2019г. № СД-4-3/26867@, об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций.

Обязанность по уплате налога на прибыль в отношении  обособленного подразделения возникает у Банка, начиная со 2 квартала 2020г. Начиная со 2 квартала 2020г., авансовые платежи по налогу на прибыль организаций в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации перечисляются в целом без распределения прибыли между головным офисом и обособленным подразделением.

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал представляется Банком в налоговый орган без учета факта создания обособленного подразделения.

Обоснование мнения консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 286 НК РФ  сумма налога на прибыль организаций  (далее по тексту – налог) определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (пункт 2 статьи 286 НК РФ).

Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены статьей 288 НК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой:

-  уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения;

- если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога;

- в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Таким образом, при создании обособленного подразделения в течение налогового периода, обязанность по уплате налога в отношении этого обособленного подразделения возникает у организации, начиная с отчетного периода, следующего за отчетным периодом, в котором это обособленное подразделение создано. Для ситуации, изложенной в тексте вопроса, такая обязанность возникнет у Банка со 2 квартала 2020г.

В Письме ФНС России от 26.12.2019г. № СД-4-3/26867@ содержатся рекомендуемые машиноориентированные формы и формат представления уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в электронной форме (далее по тексту  - Уведомление), а также определен порядок их заполнения (далее по тексту – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка при изменении порядка уплаты налога Уведомления о принятом решении до 31 декабря направляются в налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. В приложении № 1 к Порядку приведена схема направления Уведомлений в налоговые органы, согласно которой применительно к изложенной в вопросе ситуации (выборе централизованного порядка уплаты налога через головной офис Банка) Уведомление № 1 подается в налоговый орган по месту нахождения головного офиса Банка, Уведомление № 2 подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

На основании подпункта 4.5.1 пункта 4.5 Порядка если организация и ее одно или несколько обособленных подразделений находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик  вправе принять решение об уплате им налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. В этом случае Уведомление № 1 представляется в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом при заполнении поля 4 «Информация об обособленных подразделениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации» (включая ответственное обособленное подразделение и организацию, без входящих в нее обособленных подразделений) указываются:

в поле 4.1 «КПП обособленного подразделения» - КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения;

в поле 4.1.1 «Отметка о предыдущем ответственном обособленном подразделении» ставятся «0»;

в поле 4.1.2 «Ежемесячные авансовые платежи по ненаступившим срокам уплаты» указывается номер квартала (01 - первый квартал, 02 - второй квартал, 03 - третий квартал, 04 - четвертый квартал) и год, к которому относятся ежемесячные авансовые платежи, приведенные в полях 4.1.3, 4.1.4 и 4.1.5 по срокам уплаты, установленным статьей 287 НК РФ. Если ежемесячные авансовые платежи для уплаты в бюджет субъекта Российской Федерации не исчислены, то в данных полях ставятся прочерки.

Уведомления с указанием в титульном листе по полю «Причина представления уведомления (код)» кода «02» представляются в случае выбора ответственного обособленного подразделения при создании нового (новых) обособленного подразделения в субъекте Российской Федерации, в котором ранее имелось только одно (или не имелось) обособленное подразделение (пункт 4.6 Порядка).

Из изложенного следует, что в случае создания  обособленного подразделения в марте 2020г. Банк обязан в течение 10 дней после окончания 1 квартала 2020 года направить в налоговый орган по месту учета:

- головного офиса - Уведомления № 1 с указанием в поле 4.1 «КПП обособленного подразделения» - КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения; в поле 4.1.1 «Отметка о предыдущем ответственном обособленном подразделении»  «0»; в поле 4.1.2 «Ежемесячные авансовые платежи по ненаступившим срокам уплаты» указывается номер квартала 02 и год 2020;

- по месту учета обособленного подразделения - Уведомление № 2.

Согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики,  независимо от наличия у них обязанности по уплате и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и местунахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено вышеуказанным пунктом, соответствующие налоговые декларации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее по тексту – Порядок заполнения) утвержден Приказом № ММВ-7-3/475@.

Согласно пункту 1.4 Порядка заполнения в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют Декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение № 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.При расчете налога по группе обособленных подразделений Декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее по тексту - ответственное подразделение).

В свою очередь, на основании пункта 10.1 Порядка заполнения Приложение № 5 к Листу 02  заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде, или группе обособленных подразделений. Количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений или групп обособленных подразделений.

При составлении Приложений № 5 к Листу 02 с кодом «4» по реквизиту «Расчет составлен (код)» в группу обособленных подразделений может входить организация без входящих в ее состав обособленных подразделений, если организация находится на территории этого же субъекта Российской Федерации (пункт 10.13 Порядка).

В Письме от 03.07.2017г. № 03-03-06/1/41778 изложена следующая позиция финансового ведомства по вопросу порядка уплаты налога и представления налоговой декларации организации, имеющей обособленное подразделение, расположенное на той же территории одного субъекта Российской Федерации:

- если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации за свои обособленные подразделения;

- в случае уплаты головной организацией налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации за свои обособленные подразделения она вправе представлять налоговую декларацию в налоговый орган только по своему месту нахождения.

Одновременно, в Письме ФНС РФ от 26.01.2011г. № КЕ-4-3/935@ поясняется, что «если организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации и организацией принято решение об уплате ею налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения, то не имеется необходимости в составлении отдельной налоговой декларации по группе обособленных подразделений(в которую входит головная организация) и включении в декларацию в целом по организации Приложения № 5по этой группе обособленных подразделений во избежание дублирования информации о налоговой базе и сумме налога».

Вместе с тем, в Письме УФНС России по г. Москве  от 08.11.2010г. № 16-15/116243@ изложена иная позиция, заключающаяся в том, что «организация, имеющая обособленные подразделения, находящиеся в одном с ней субъекте РФ, и уведомившая налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений об уплате налога в бюджет субъекта РФ через саму организацию, представляет в составе налоговой декларации по налогу на прибыль Приложение № 5 к Листу 02 с кодом 4 по строке 002».

Согласно статье 313 НК РФ  налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения[1], утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Поскольку нормами статьи 288 НК РФ предусмотрены два возможных способа уплаты налога при наличии у организации обособленных подразделений, в Письме Минфина РФ от 21.04.2006г. № 03-03-02/88 содержатся разъяснения о том,  что выбранный налогоплательщиком способ должен быть закреплен в учетной политике по налогообложению: «налогоплательщик обязан внести изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли, касающиеся перехода на новый порядок уплаты налога, до даты утверждения этой учетной политики, то есть до начала следующего налогового периода». Таким образом, по мнению финансистов, порядок уплаты налога (централизованно или через каждое обособленное подразделение) является элементом учетной политики, который устанавливается и применяется с 01 января года, следующего за годом его утверждения в учетной политике.

 

Документы и литература.

1.            НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Приказ №   ММВ-7-3/475@ – Приказ ФНС России от 23.09.2019г. № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».



[1] Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (пункт 2 статьи 11 НК РФ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел