Главная / Консультации / Банковский аудит / О налоговых аспектах временного перевода рабочих мест сотрудников в резервный офис кредитной организации (уведомление ФНС о создании обособленного подразделения)

О налоговых аспектах временного перевода рабочих мест сотрудников в резервный офис кредитной организации (уведомление ФНС о создании обособленного подразделения)

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

06.08.2020
Вопрос

Описание ситуации.
В резервном офисе оборудованы рабочие места для осуществления определенных видов работ. Деятельность не ведется. В соответствии с планами Банка резервный офис будет функционировать (в резервном офисе будут осуществляться определенные виды работ) в течение периода менее 1 месяца, для чего по решению руководства Банка (в соответствии с приказом) на работу в этот резервный офис будут направлены работники на этот срок. После истечения этого срока (менее 1 месяца) деятельность в резервном офисе будет прекращена.

Вопросы.
1.    При такой организации деятельности в резервном офисе (срок менее 1 месяца) имеет ли резервный офис признаки обособленного подразделения, определенные пунктом 2 статьи 11 НК РФ, по которым на основании норм подпункта 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ Банк должен сообщить в налоговый орган? Изменится ли порядок уплаты налогов и сдачи отчетности в текущем налоговом периоде?  
2.    Если все же Банк должен сообщить в налоговый орган о начале ведения деятельности на срок менее 1 месяца, по окончании этого периода должен ли Банк сообщить о прекращении осуществления деятельности? Обязан ли Банк в этом случае распределять порядок уплаты налогов и сдачи отчетности между ГО и ОП за этот неполный месяц (без выделения  на отдельный баланс и без открытия расчетного счета ОП и без наделения ОП полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц)?
Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с пунктом 9.2 Приложения 5 к Положению № 242-П в целях обеспечения способности кредитной организации выполнять принятые на себя обязательства и минимизировать возможные негативные последствия нестандартных и чрезвычайных ситуаций (обеспечения непрерывности деятельности) в утвержденном Плане действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – План ОНиВД), должен быть определен порядок осуществления внутренних банковских процессов в чрезвычайном режиме, в том числе, для каждого критически важного для деятельности кредитной организации внутреннего банковского процесса должны быть определены помещения, предназначенные для осуществления процесса в чрезвычайном режиме в случае недоступности помещений, используемых в режиме повседневного функционирования. Для этих целей в Плане ОНиВД необходимо определить запасные помещения (резервные офисы) (подпункт 9.2.2), которые должны:

- быть территориально удаленными от мест основного расположения кредитной организации;

- поддерживаться в состоянии готовности для использования в чрезвычайном режиме;

либо

- помещения, находящиеся в местах основного расположения кредитной организации (ее филиала или иного территориально обособленного структурного подразделения), исходя из возможности увеличения интенсивности использования или изменения назначения указанных помещений в чрезвычайном режиме.

            Как было отмечено нами ранее (Исх. № 121_1/Б-2019от 05.09.2019г. на вопрос Банка от 02.09.2019г.), в случае возникновения необходимости перевода работы основного офиса кредитной организации в резервный в связи с возникновением чрезвычайной ситуации,  этот резервный офис должен быть готов к работе в кратчайшие сроки, его техническое состояние должно удовлетворять требованиям и рекомендациям Банка России.Дляэтого кредитная организация, в числе прочего, должна:

- определить  количество рабочих мест и техническое оснащение резервного офиса, достаточные для восстановления нормального функционирования критически важных процессов;

            -обеспечить поддержание технического состояния, технологическое и методологическое сопровождение резервного офиса на уровне, достаточном для обеспечения возможности функционирования и поддержания всех критически важных процессов финансовой организации в течение одного месяца с момента возникновения чрезвычайной ситуации;

            - проводитьтестирования программно-технических средств основного и резервного офисов не реже одного раза в год / шесть месяцев.

Адрес резервного офиса рекомендуется включить в План ОНиВД.

Таким образом, в целях обеспечения непрерывности деятельности Банк должен:

-  определить  местонахождение резервного офиса с закреплением адреса этого офиса в Плане ОНиВД;

- определить количество рабочих мест, подлежащих оборудованию в помещении резервного офиса;

- поддерживать техническое оснащение рабочих мест резервного офиса на уровне, достаточном для обеспечения возможности функционирования и поддержания всех критически важных процессов финансовой организации в течение одного месяца с момента возникновения чрезвычайной ситуации;

- периодически проводить тестирование программно-технических средств, установленных в  резервном офисе.

На основании изложенного полагаем, что в соответствии с требованиями, предъявляемыми к резервному офису, в том числе, к его технической оснащенности,  поддержанию/тестированию Банком его работоспособности, деятельность Банка в резервном офисе осуществляется не в период перевода в него критических банковских процессов при возникновении чрезвычайной ситуации, а с момента его создания (в случае если он образован не в местах основного расположения кредитной организации) и до момента прекращения его использования в качестве резервного офиса (с отражением указанного факта в Плане ОНиВД).

Для целей НК РФ  обособленным подразделением организациипризнается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик – организация обязана сообщить обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств),в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Согласно подпункту 3.1 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик – организация обязана сообщить обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией) в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством.

В Письме Минфина РФ от 28.12.2017г. № 03-01-15/88027, № 03-01-15/88033 разъясняется, что «согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибытьв связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Осуществление ООО деятельности вне места его нахождения посредством создания оборудованного стационарного рабочего места влечет постановку этого Общества на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности».

Одновременно в Письмах от 31.05.2019г. № 03-02-07/1/41780, от 25.10.2019г. № 03-02-07/1/82265 представители финансового ведомства указали, что «под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 № 15АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006№Ф08-4234/2006-1814А).

Таким образом, при наличии по месту деятельности организации всех признаков обособленного подразделения, определенных пунктом 2 статьи 11 Кодекса, российская организация сообщает в налоговый орган о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Кодекса для целей ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения».

Из изложенного следует, что для признания Банком резервного офиса обособленным подразделением для целей НК РФ необходимо, чтобы одновременно выполнялись следующие условия:

-  в помещении этого резервного офиса оборудованы стационарные рабочие местасозданы условия для исполнения трудовых обязанностей потенциальными работниками резервного офиса;

- резервный офис создается с целью его функционирования на срок, превышающий один месяц. Иными словами, Банк планирует исполнение в помещении резервного офиса определенных видов работ в течение периода, превышающего один месяц.

В противном случае (когда оба  или одно из условий не выполняются), резервный офис не образует обособленного подразделения в толковании пункта 2 статьи 11 НК РФ. Справедливость нашего вывода подтверждается Письмом Минфина РФ от 10.07.2008г. № 03-02-07/1-271, в котором указывается, что «если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений».

В Письме от 18.01.2012г. № 03-02-07/1-20 изложена  позиция Минфина РФ о том, что деятельность по месту нахождения арендованного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, приводит к созданию обособленного подразделения организации вне зависимости от фактического времени нахождения конкретного работника на рабочем месте в арендованном организацией помещении.

Таким образом, приходим к следующим выводам:

1)   если из имеющихся в Банке документов (Приказа о создании резервного офиса, договора аренды помещения, в котором располагается резервный офис, иных локальных и распорядительных документов Банка) следует, что деятельность Банка в резервном офисе будет осуществляться в период времени менее 1 месяца (по мнению консультантов, деятельность Банка в резервном офисе осуществляется не в период перевода в него критических банковских процессов при возникновениичрезвычайной ситуации, а с момента его создания  и до момента прекращения его использования в качестве резервного офиса), то резервный офис не обладает признаками обособленного подразделения, определенными пунктом 2 статьи 11 НК РФ, о создании которого на основании норм подпункта 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ Банк должен сообщить в налоговый орган;

2)   если Банк ошибочно сообщил в налоговый орган о создании офиса, стационарные рабочие места в котором организованы на период менее 1 месяца (т.е., указанный офис не удовлетворяют условиям обособленного подразделения, поименованным в пункте 2 статьи 11 НК РФ), то, по мнению консультантов, при обнаружении ошибки Банку следует   сообщить в налоговый орган о выявленной ошибке с одновременным формированием сообщения о прекращении деятельности такого обособленного подразделения.  В таком случае, Банку не следует производить уплату налогов и сдачу отчетности с распределением между головным офисом и обособленным подразделением.

 

Документы и литература.

1.            НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.            ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

3.            Положение № 242-П – Положение Банка России от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел