Главная / Консультации / Банковский аудит / О КБК при уплате налоговым агентом НДФЛ в отношении доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года

О КБК при уплате налоговым агентом НДФЛ в отношении доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

28.06.2022
Вопрос


При оформлении платежного поручения на уплату НДФЛ при выплате дохода (код 3023) в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года:
•    по ставке 13 % Банк указывает КБК 182 1 01 02070 01 1000 110;
•    по ставке 15 % Банк указывает КБК 182 1 01 02080 01 1000 110.
Просим подтвердить правильность позиции Банка.
Ответ

 

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.

 

 

  

Мнение консультантов.

Мы согласны с позицией Банка, что при оформлении платежного поручения на уплату налога на доходы физических лиц при выплате дохода (код 3023) в виде процента (купона), полученного налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года:

·         по ставке 13 % Банк указывает КБК 182 1 01 02 070 01 1000 110;

·         по ставке 15 % Банк указывает КБК 182 1 01 02 080 01 1000 110.

 

Обоснование мнения консультантов.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту – налог, НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 НК РФ). В частности, для целей главы 23 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся проценты, полученные от российской организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 208 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 210 НК РФ).

Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации отдельно (пункт 2.1 статьи 210 НК РФ):

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база).

Налоговые базы, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящей статьи, за исключением основной налоговой базы, определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 настоящего Кодекса, применяемых при расчете соответствующих налоговых баз (пункт 2.3 статьи 210 НК РФ).

В силу пункта 7 статьи 214.1 НК РФ доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям (пункт 1 статьи 214.1 НК РФ):

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке;

4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;

5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Закона № 39-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 224 НК РФ налоговые ставки установлены в следующих размерах:

13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, превышающей 5 миллионов рублей, - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей.

При этом в отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, ставки, установленные данным пунктом, применяются налоговыми агентами к каждой налоговой базе отдельно (пункт 3 статьи 2 Закона № 372-ФЗ).

Сумма налога при применении налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, исчисляется в следующем порядке (пункт 1 статьи 225 НК РФ):

1) если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей, - как соответствующая налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля указанной суммы налоговых баз;

2) если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, составляет более 5 миллионов рублей, - как сумма 650 тысяч рублей и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абзацем третьим пункта 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентной доле уменьшенной на 5 миллионов рублей суммы налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком. Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 226 НК РФ).

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в пункте 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке (пункт 7 статьи 226 НК РФ):

если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тысяч рублей или равна 650 тысячам рублей, - уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения;

если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тысяч рублей, - уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно;

отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа (пункт 1 статьи 230 НК РФ).

На основании статьи 13 НК РФ НДФЛ относится к федеральным налогам.

Сумма дохода в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком НДФЛ по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, отражается по коду дохода «3023» (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 10.09.2015г. № ММВ-7-11/387@).

В Финансово-экономическом обосновании к Проекту Закона № 372-ФЗ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, указывалось: «Предусмотренное проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" увеличение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, приведет к дополнительному поступлению налога на доходы физических лиц в размере 60 млрд. рублей в год.

Данные налоговые поступления будут зачисляться в федеральный бюджет и во исполнение поручения[1] Президента Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями».

Принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации определены БК РФ, согласно которому к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты (статья 10 БК РФ). Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 БК РФ). Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Минфином РФ (пункт 2 статьи 18 БК РФ).

Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления) (статья 19 БК РФ).

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: 1) кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов (пункт 1 статьи 20 БК РФ). Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода (пункт 3 статьи 20 БК РФ). Согласно пункту 4 статьи 20 БК РФ в числе групп выделена группа «налоговых и неналоговых доходов», в составе которой, в свою очередь – подгруппа «налоги на прибыль, доходы».

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее по тексту – Правила), утверждены Приложением 2 к Приказу № 107н. Согласно пункту 3 указанных Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации. Значение кода бюджетной классификации, состоящее из 20 знаков (цифр) (при этом все знаки кода бюджетной классификации одновременно не могут принимать значение ноль («0»)), указывается в реквизите «104» распоряжения о переводе денежных средств (пункт 5 Правил).

Порядок[2] формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (далее по тексту – КБК), их структура и принципы назначения утверждены приложением к Приказу № 85н (далее по тексту – Порядок). Согласно пункту 7 Порядка КБК доходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного КБК доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части (таблица 1 Порядка):

Структура КБК доходов

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов

группа доходов

подгруппа доходов

статья доходов

подстатья доходов

элемент доходов

группа подвида доходов бюджетов

аналитическая группа подвида доходов бюджетов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Указанные коды могут принимать, в том числе, следующие значения:

● код главного администратора доходов бюджета в лице Федеральной налоговой службы (1-3 разряды) - 182 (Приложение № 3 к Приказу № 75н);

● код подгруппы доходов «налоги на прибыль, доходы» в составе группы доходов «налоговые и неналоговые доходы» (4-6 разряды) – 101 (подпункты 10.1.1 и 10.1 пункта 10 Порядка);

● код статьи доходов «налог на доходы физических лиц» (7-8 разряды) - 02 (Приложение № 1 к Приказу № 75н);

● код подстатьи доходов (9-11 разряды) (Приложение № 1 к Приказу № 75н):

- «налог на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), получаемых по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства» - 070;

- «налог на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей (за исключением налога на доходы физических лиц с сумм прибыли контролируемой иностранной компании, в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании)» - 080;

● код элемента доходов «федеральный бюджет» (12-13 разряды) – 01 (подпункт 10.3 пункта 10 Порядка);

● код аналитической группы подвида налоговых доходов бюджета, администрируемых главными администраторами, являющимися федеральными государственными органами (14-17 разряды) – 1000 (пункт 13 Порядка);

● код аналитической группы подвида доходов бюджетов «налоговые доходы и таможенные платежи» (18-20 разряды) – 110 (подпункт 12.1 пункта 12 Порядка).

Таким образом, НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей, подлежит зачислению по КБК, код подстатьи доходов которого (9-11 разряды КБК) имеет значение «080», независимо от вида дохода (за исключением НДФЛ с сумм прибыли контролируемой иностранной компании).

Для НДФЛ в отношении дохода в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, указывается КБК:

- 182 1 01 02 070 01 1000 110 – при налогообложении по ставке 13%;

- 182 1 01 02 080 01 1000 110 – при налогообложении по ставке 15%.

Документы и литература.

  1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;
  2. БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ;
  3. Закон № 372-ФЗ - Федеральный закон от 23.11.2020г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»;
  4. Приказ № 107н – Приказ Минфина России от 12.11.2013г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
  5. Приказ № 75н - Приказ Минфина России от 08.06.2021г. № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)»;
  6. Приказ № 85н  - Приказ Минфина России от 06.06.2019г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05



[1] Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении превышающей 5 млн. рублей в год части дохода физического лица, определив при этом виды доходов, к которым применяется указанная налоговая ставка, и предусмотрев механизм учета и целевого использования средств, поступивших в виде суммы налога, исчисленной по налоговой ставке в размере, превышающем размер базовой налоговой ставки (13 процентов), а также механизм принятия совместно с благотворительными, иными некоммерческими организациями и представителями медицинского сообщества решений об использовании этих средств в целях финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за рубежом) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации (подпункт «ж» пункта 1 Перечня поручений по итогам обращения Президента к гражданам России, утвержденного Президентом РФ 08.07.2020г. № Пр-1081).

[2] Порядок применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов) (пункт 2 Приказа № 85н).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел