Главная / Консультации / Банковский аудит / О формировании резервов на возможные потери по гарантиям

О формировании резервов на возможные потери по гарантиям

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

31.03.2021
Вопрос

Описание ситуации.
В соответствии с требованиями пункта 4.4 Положения Банка России 611-П, элементы расчетной базы резерва с индивидуальными признаками обесценения (наличие которых не позволяет классифицировать элементы расчетной базы резерва в I категорию качества, в том числе если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее, с учетом требований пунктов 3.3 - 3.5 Положения Банка России N 590-П и (или) выявлены факторы, являющиеся основанием для классификации элементов расчетной базы резерва в соответствии с требованиями абзацев пятого - тринадцатого пункта 1.5, подпункта 2.1.2 пункта 2.1, подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего Положения) оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе. Кредитная организация не вправе включать в портфель (должна исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) с индивидуальными признаками обесценения, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - двенадцатым настоящего пункта.

Вопросы.
1.    Вправе ли Банк принять решение о неувеличении фактически сформированного резерва по основаниям, указанным в абзаце 7 пункта 4.4 Положения Банка России 611-П, при условии обоснования наступления условий, установленных в абзаце первом пункта 3.17 Положения Банка России N 590-П, текущей ситуацией (пандемия, принимаемые правительством меры государственной поддержки)? Может ли данное решение быть комплексным в отношении всего портфеля однородных требований? Что может служить подтверждением вывода о том, что финансовое положение принципала ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, а также что может являться основанием положительной оценки прогноза по восстановлению заемщиками нормальной финансово-хозяйственной деятельности?
2.    Предусмотрены ли иные основания для неисключения условных обязательств кредитного характера из портфеля однородных требований в случае, если принципал не является субъектом малого и среднего бизнеса и по нему установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что его финансовое положение не может быть оценено как «хорошее»?
Ответ

Мнение консультантов.

1. Указанное в вопросе решение Банк вправе принять после введения на территории деятельности контрагентов чрезвычайной ситуации. В настоящее время режим чрезвычайной ситуации не введен ни одним из субъектов Российской Федерации.

2. Условное обязательство кредитного характера может не исключаться из ранее сформированного портфеля в случае, если величина требования не превышает 0,01% от величины собственных средств (капитала) Банка (но не более 1 000 000 рублей) и при этом соблюдено ограничение по совокупной величине требований, относящихся к одному и тому же контрагенту, указанное в абзацах втором[1] и третьем[2] пункта 4.1 Положения 611-П.

Обоснование мнения консультантов.

По вопросу 1.

Положение № 611-П предусматривает право не исключать из портфеля однородных требований (условных обязательств кредитного характера) элементы расчетной базы резерва с индивидуальными признаками обесценения в определенных ситуациях, в том числе в  случае если в портфеле имеются требования (условные обязательства кредитного характера), относящиеся к контрагентам, финансовое положение и (или) качество обеспечения которых ухудшились вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, указанной в абзаце девятом подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Положения № 590-П, а именно «вследствие чрезвычайной ситуации регионального, межрегионального и федерального характера, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" … и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами»[3].

В соответствии со статьей 1 Закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статьей 4.1. Закона № 68-ФЗ предусмотрены  следующие режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства РФ № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ № 715 от 01.12.2004г. «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России[4], распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы.

Однако, «обстоятельство» признано таковым лишь для одной цели – «введения режима повышенной готовности» (например, Указ мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020г. «О введении режима повышенной готовности»; Постановление губернатора Московской области № 108-ПГ от 12.03.2020г. «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области»).

То есть на данный момент режим чрезвычайной ситуации в Российской Федерации не введен.

 

По вопросу 2.

Пункт 4.4. Положения 611-П содержит перечень случаев (абзацы второй – двенадцатый указанного пункта), когда элементы расчетной базы резерва с индивидуальными признаками обесценения (в том числе, если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее) могут быть включены в иной портфель или могут оставаться в портфеле, в который они были включены в момент признания. Однако, если принципал не является субъектом малого и среднего предпринимательства, а его финансовое положение оценено хуже, чем «хорошее», условия, соблюдение которых позволит продолжать элемент расчетной базы резерва оценивать на коллективной основе, перечислены только в абзаце третьем[5].

Других оснований не исключить условное обязательства кредитного характера с индивидуальными признаками обесценения из ранее сформированного портфеля Положение 611-П не содержит.

 

Документы и литература.

1.             Закон № 68-ФЗ - Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

2.             Постановление Правительства РФ № 66 - Постановление Правительства РФ от 31.01.2020г. «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;

3.             Положение № 611-П – Положение Банка России от 23.10.2017г. № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;

4.             Положение 590-П - Положение Банка России от 28.06.2017г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».



[1]«Кредитная организация может формировать резерв по портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых (совокупная величина однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к одному и тому же контрагенту) не превышает 0,5 процента от величины ее собственных средств (капитала), рассчитанной в соответствии с Положением Банка России N 646-П».

[2] «Кредитная организация с базовой лицензией может формировать резерв по портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых (совокупная величина однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к одному и тому же контрагенту) не превышает 3 процентов от величины ее собственных средств (капитала), рассчитанной в соответствии с Положением Банка России N 646-П».

[3]Абзац девятый подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Положения № 590-П.

[4]Совместное письмо Минфина России, МЧС России, ФАС России № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20 от 03.04.2020г.

[5] «В случае если ссудная задолженность заемщика или требования к нему (условные обязательства кредитного характера) классифицируются на индивидуальной основе и по ней (ним) имеются индивидуальные признаки обесценения, иные требования к данному контрагенту (условные обязательства кредитного характера) не могут быть включены в портфель, за исключением требований к контрагенту (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых не превышает 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (но не более 1 000 000 рублей), и при этом совокупная величина указанных элементов расчетной базы резерва, относящихся к одному и тому же контрагенту, не превышает величину, указанную в абзацах втором и третьем пункта 4.1 настоящего Положения».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел