Главная / Консультации / Банковский аудит / Момент признания в прибылях или убытках субсидии, полученной банком в связи с участием в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство»

Момент признания в прибылях или убытках субсидии, полученной банком в связи с участием в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство»

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

07.09.2023
Вопрос

Банк участвует в программе льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.  
Согласно требованиям, установленным в Главе 3 Положения Банка России № 810-П,  и соблюдая  принципы МФСО (IAS) 20, может ли Банк, на основании того, что  выплата субсидии осуществляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и производится Минэкономразвития России, признать уверенность, что организация выполнит связанные с договором условия и субсидии будут получены, и отнести  ожидаемую сумму субсидии на текущие  доходы?
В балансе банка учет субсидий будут отражаться следующим образом.  
В последний календарный день месяца в балансе отражается требование на сумму субсидий, причитающейся за истекший месяц, в корреспонденции со счетом по учету прочих доходов, связанных с предоставлением (размещением) денежных средств:
Дт 47443       Кт 47441
В эту же дату отражаем суммы субсидии на доходах:
Дт 47441      Кт 70601 (симв.12ХХХ часть 1 раздел 2 «Процентные доходы»)
В дату получения денежных средств происходит погашение требования по получению субсидии:
Дт кор.счет  Кт 47443
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.




Мнение консультантов.

Момент признания в прибылях или убытках субсидии определяется самим Банком на основании аргументированного суждения о выполнении им всех условий, с которыми связывает право на получение субсидии соответствующая программа субсидирования.

Если Банк обоснованно полагает, что по состоянию на последний календарный день текущего месяца им будут выполнены все предусмотренные программой льготного кредитования условия для получения субсидии,  требование к Министерству экономического развития Российской Федерации в сумме субсидии, причитающейся к получению в соответствии с программой за текущий месяц, в последний календарный (рабочий) день текущего месяца может быть начислено бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 47443

Кредит счета 47441;

с последующим признанием начисленной субсидии в составе текущих доходов:

Дебет счета 47441

Кредит счета 70601 «Доходы» (в ОФР по части 1 «Процентные доходы, доходы от корректировок и от восстановления (уменьшения) резервов на возможные потери»).

 

Обоснование мнения консультантов.

Минэкономразвития России в Письме от 20.06.2022г. № ОГ-Д-7146 сообщило, что в целях развития сферы малого и среднего предпринимательства (МСП) Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами государственной власти и институтами развития реализует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее по тексту -  национальный проект МСП). Для субъектов МСП, которым нужны дополнительные заемные средства по сниженным ставкам, Правительством Российской Федерации совместно с Банком России реализуются сразу несколько программ, в том числе программа льготного кредитования, реализуемая в соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2018г. № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2018г. № 1764 Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее по тексту  - Правила), определены  цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке, в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее соответственно - программа субсидирования, субсидии, кредиты, заемщики). В соответствии с пунктом 2 и абзацем 8 пункта 5 Правил получателями субсидии являются, российские кредитные организации:

отобранные  в соответствии с настоящими Правилами (далее по тексту - уполномоченные банки), за исключением случаев, предусмотренных абзацем 4 пункта 55 настоящих Правил, по кредитам, выданным по кредитным договорам (соглашениям), процентная ставка по которым на период предоставления уполномоченному банку субсидии по кредитному договору (соглашению) в соответствии с настоящими Правилами не превышает предельные значения ставок, установленные в абзацах 4 – 7 пункта 5, пункте 5(1) настоящих Правил (подпункт «а»);

которые соответствуют требованиям абзаца 4 пункта 55 настоящих Правил, по кредитам, выданным уполномоченными банками по заключенным в рамках программы субсидирования кредитным договорам (соглашениям), права и обязанности уполномоченных банков по которым перешли к таким российским кредитным организациям в порядке универсального правопреемства в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт «б»).

Результатами предоставления субсидии являются (пункт 59 Правил):

объем кредитов, выданных уполномоченными банками в отчетном году субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

охват субъектов малого и среднего предпринимательства кредитами по льготной ставке (число субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших с уполномоченным банком кредитные соглашения по льготной ставке в отчетном году).

В силу пункта 60 Правил уполномоченный банк направляет ежеквартально (нарастающим итогом), не позднее 10 рабочих дней со дня окончания отчетного квартала, в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации. Министерство экономического развития Российской Федерации проводит проверку соблюдения получателем субсидии порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения уполномоченным банком результатов предоставления субсидии. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 63 Правил).  В случае установления факта нарушения получателем субсидии порядка и условий предоставления субсидии, а также в случае недостижения уполномоченным банком значений результатов предоставления субсидии, указанных в пункте 59 настоящих Правил, соответствующие средства подлежат возврату получателем субсидии, допустившим указанное нарушение, уполномоченным банком, не достигнувшим таких результатов, в доход федерального бюджета в размере, не превышающем размер субсидии, и в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 64 Правил):

на основании требования Министерства экономического развития Российской Федерации - в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования;

на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом получатель субсидии обязан уплатить за каждый день использования средств субсидии с нарушением целей, условий и порядка предоставления субсидии пени, размер которых составляет одну трехсотую ключевой ставки Банка России от суммы субсидии, использованной с нарушением, которая действует по состоянию на 1-й день использования средств субсидии с нарушением целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Субсидии предоставляются получателю субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», в сроки, предусмотренные абзацем 2 пункта 42 настоящих Правил, после доведения лимитов бюджетных обязательств до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета. Право на получение субсидии возникает у получателя субсидии со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии. Это установлено пунктом 25 Правил.

Субсидии предоставляются получателям субсидии при соответствии кредитных договоров (соглашений) следующим условиям (пункт 23 Правил):

а) уполномоченным банком в 2019 - 2024 годах с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение), предусматривающий обязательства уполномоченного банка предоставить заемщику кредит на условиях, предусмотренных настоящими Правилами;

б) кредит предоставлен заемщику по кредитному договору (соглашению) на инвестиционные цели, по кредитному договору (соглашению) на пополнение оборотных средств, по кредитному договору (соглашению) на развитие предпринимательской деятельности, по кредитному договору (соглашению) на рефинансирование;

в) на период предоставления получателю субсидии кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий и сборов, иных платежей, за исключением платы за пользование лимитом кредитной линии (за резервирование кредитной линии), взимаемой за не использованный заемщиком остаток лимита кредитной линии, платы за досрочное погашение кредита, а также штрафных санкций в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения);

г) кредитный договор (соглашение) предусматривает получение заемщиком кредита в рублях;

д) условия кредитного договора (соглашения) на инвестиционные цели, кредитного договора (соглашения) на пополнение оборотных средств, кредитного договора (соглашения) на рефинансирование, заключенных после 31 декабря 2021 г. или не включенных в предыдущем отчетном месяце в реестр заемщиков, представляемый уполномоченным банком (специализированным финансовым обществом) в Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктами 47 и 48  настоящих Правил, соответствуют информации, указанной в заявке на предоставление кредита, представленной в Министерство экономического развития Российской Федерации и согласованной в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

В соответствии с пунктом 47 Правил уполномоченный банк для получения субсидии представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 7-го рабочего дня каждого месяца следующие документы (по состоянию на конец последнего дня отчетного месяца):

заявление на получение субсидии по форме согласно приложению № 10, подписанное руководителем уполномоченного банка или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица);

реестр заемщиков, подписанный руководителем уполномоченного банка или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица) по форме, предусмотренной приложением № 3 к настоящим Правилам;

кредитные договоры (соглашения) на инвестиционные цели, кредитные договоры (соглашения) на пополнение оборотных средств, кредитные договоры (соглашения) на рефинансирование и кредитные договоры (соглашения) с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», заключенные заемщиками, включенные в реестр заемщиков в отчетном месяце, а также дополнительные соглашения по таким включенным в реестр заемщиков кредитным договорам (соглашениям), заключенные в отчетном месяце и (или) в месяцах, предшествующих отчетному месяцу, в случае если они не представлялись ранее в Министерство экономического развития Российской Федерации;

выписки по ссудному счету по кредитным договорам (соглашениям) на инвестиционные цели, кредитным договорам (соглашениям) на пополнение оборотных средств, кредитным договорам (соглашениям) на рефинансирование и кредитным договорам (соглашениям) с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», подтверждающие выдачу кредита в отчетном месяце и (или) в месяцах, предшествующих отчетному месяцу, в случае если они не представлялись ранее в Министерство экономического развития Российской Федерации;

расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил по каждому кредитному договору (соглашению);

кредитные договоры (соглашения) на инвестиционные цели, кредиты по которым рефинансированы по заключенным заемщиками кредитным договорам (соглашениям) на рефинансирование, включенным в реестр заемщиков в отчетном месяце.

Перечисление субсидий уполномоченным банкам осуществляется на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Банка России  или кредитных организациях, в размере, рассчитанном как произведение суммы среднемесячного остатка ссудной задолженности заемщиков по кредитным договорам (соглашениям) за отчетный месяц, заключенным с уполномоченным банком в соответствии с требованиями настоящих Правил[1], сформированная ссудная задолженность по которым не превышает объемы, предусмотренные планами-графиками ежемесячной выдачи кредитов и движения ссудной задолженности, и соответствующей ставки субсидирования, указанной в пункте 29 настоящих Правил, по каждому кредитному договору (соглашению), деленное на количество дней в текущем финансовом году и умноженное на количество дней в отчетном месяце. Субсидия перечисляется уполномоченным банкам не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия комиссией по результатам рассмотрения документов, указанных в  пункте 47 настоящих Правил, решения о предоставлении субсидии. Последнее в финансовом году перечисление субсидии, а также окончательная сверка расчетов субсидии осуществляются не позднее 31 декабря (пункт 54 Правил).

 

Ответственность за несоответствие заемщиков требованиям, указанным в пунктах 10, 11 настоящих Правил, за несоответствие кредитных договоров (соглашений) условиям, указанным в  пункте 23 настоящих Правил, а также за нецелевое использование кредита по кредитному договору (соглашению) на инвестиционные цели, кредитному договору (соглашению) на пополнение оборотных средств, кредитному договору (соглашению) на рефинансирование несет уполномоченный банк (пункт 15 Правил). В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования заемщиком кредита, а также несоблюдения заемщиком требований пункта 10 настоящих Правил уполномоченный банк в течение 3 рабочих дней информирует Министерство экономического развития Российской Федерации о факте нарушения (пункт 62 Правил).

Ответственность за недостоверность используемых для расчета размера субсидии данных и соответствие расчета размера субсидии порядку расчета, предусмотренному настоящим пунктом, несет получатель субсидии (пункт 52 Правил).

В случае принятия комиссией решения об отказе в предоставлении субсидии, основанием для которого является несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, предусмотренным пунктами 23, 24, 47 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации, Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет получателю субсидии уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин принятия такого решения (пункт 53 Правил).

 

При применении Плана счетов бухгалтерского учета и формировании учетной политики кредитная организация руководствуется пунктами 5 и 6  ПБУ 1/2008, а также принципами, приведенными в МСФО (IAS) 1,  МСФО  (IAS) 8  (пункт 9 части I  Положения № 809-П). При этом, финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по методу начисления: по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся; операции отражаются кредитной организацией в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой (подпункты 9.2, 9.8 пункта 9 части I  Положения № 809-П).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 605-П в случае, если кредитные организации проводят операции по размещению денежных средств, по которым в рамках программ государственной поддержки предоставляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидии, кредитным организациям необходимо также руководствоваться МСФО (IAS) 20.

Банк России разъяснил[2], что порядок применения МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 20 для учета программ субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по размещенным средствам определяется кредитной организацией самостоятельно. При определении рыночной процентной ставки по вышеуказанным операциям кредитной организации необходимо учитывать процентную ставку, установленную в договоре, и сумму субсидии. В этом случае доходы по субсидии должны отражаться в составе процентных финансовых результатов (в отчете о финансовых результатах по символам части 1 «Процентные доходы, доходы от корректировок и от восстановления (уменьшения) резервов на возможные потери»). При этом для отражения требований к государственным органам по получению субсидий кредитные организации вправе применять балансовые счета 47443 «Расчеты по прочим доходам, связанным с предоставлением (размещением) денежных средств» и  47441 «Прочие доходы, связанные с предоставлением (размещением) денежных средств» в порядке, аналогичном изложенному в  пунктах 2.7 – 2.9  Положения Банка России № 605-П.

 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Консультация размещена не полностью.

Полный текст консультации размещен в нашем телеграм-канале https://t.me/knk_banki. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста также можно обратиться к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106,  +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



[1] (за исключением ссудной задолженности заемщиков, денежные требования по которой уступлены уполномоченным банком специализированному финансовому обществу)

[2] Письмо Банка России от 04.06.2018г. № 18-1-1-11/942 (по вопросу 8), Ответы Банка России на вопросы, связанные с применением в бухгалтерском учете кредитных организаций МСФО (IFRS) 9  (по вопросу 10).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел