Главная / Консультации / Банковский аудит / Исполнение требований Постановления Правительства РФ от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»

Исполнение требований Постановления Правительства РФ от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

28.08.2019
Вопрос

Описание ситуации.
В связи с исполнением Постановления Правительства РФ от 16.06.2018г. №  693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»  банком поставлена задача обновить информацию по месту рождения клиентов физических лиц - нерезидентов согласно предоставленным анкетам для направления информации в ФНС России.
Наряду с вышесказанным, в рамках Положения № 311-П с 01.07.2014г. банком направлялись сообщения об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета физических лиц-нерезидентов с местом рождения согласно указанному в паспорте иностранного гражданина месту регистрации.

Вопросы.
Необходимо ли банку направлять корректирующее сообщение в ФНС в случае изменения данных в части «Места жительства» клиента физического лица-нерезидента?
Ответ

Мнение консультантов.

Некорректное  заполнение одного из обязательных элементов информации (в том числе, места рождения) (искажение информации) о клиенте в сообщении об открытии/закрытии, изменении счета, формируемом Банком в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, является ошибкой, подлежащей обязательному исправлению посредством направления корректирующего электронного сообщения.

Предоставление искаженной информации является нарушением требований НК РФ и влечет административную ответственность в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

 

Обоснование мнения консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, указаны в статье 86 НК РФ, в  соответствии с пунктом 1.1 которой банк  сообщает  в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация передается в налоговый орган  в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) установлен Положением № 311-П. Формы и форматы такого сообщения утверждены Приказом №  ММВ-7-14/292@, согласно пункту 1 которого:

-  сообщение банка об открытии (закрытии) счета (вклада) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее по тексту – Сообщение об открытии/закрытии счета ) формируется по форме согласно Приложению № 3 к настоящему приказу;

- сообщение банка об изменении реквизитов счета (вклада) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее по тексту – Сообщение об изменении счета) формируется по форме согласно Приложению № 4 к настоящему приказу;

- особенности заполнения отдельных реквизитов сообщений определяются в соответствии с приложением № 8 к настоящему приказу.

В соответствии с установленными формами Сообщения об открытии/закрытии, изменении счета, а также Таблицей  14.7 Раздела V Приложения № 8 данные о физическом лице – владельце счета, подлежащие передаче в налоговый орган в составе сообщения,  содержат следующую информацию:

- ИНН физического лица (элемент является необязательным и подлежит раскрытию при наличии);

- дата рождения (обязательный элемент);

- место рождения (обязательный элемент);

- код документа, удостоверяющего личность (обязательный элемент);

- серия и номер документа (обязательный элемент);

- дата выдачи документа (обязательный элемент);

- фамилия, имя, отчество (обязательный элемент)

Согласно пояснениям к Приложению № 4 Сообщение об изменении счета представляются Банками в случаях:

А - изменения номера счета (вклада);

Б - передачи счета (вклада) в другое подразделение банка. При изменении КПП, БИК банка (филиала банка), наименования банка (филиала банка) сообщение не представляется;

В - изменения сведений о физическом лице.

При отсутствии изменений по разделу А, Б или В соответствующий раздел не заполняется. При наличии изменений по разделу заполняются все реквизиты раздела.

Приказ не содержит разъяснений, при изменении каких сведений о физическом лице Банку следует направлять сообщение. Полагаем, что к данным сведениям относятся все вышеперечисленные обязательные элементы информации о физическом лице.

Согласно пункту 1 статьи 142.2 НК РФ организации финансового рынка[1] (далее по тексту – ОФР) обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), финансовую информацию[2] о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 НК РФ, или имеющейся у ОФР информации выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), финансовую информацию об указанных лицах, а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и ОФР договору, предусматривающему оказание финансовых услуг[3]. Указанная информация представляется ОФР по установленным форматам только в электронной форме. Условия, порядок и сроки представления указанной информации ОФР, ее состав устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.4 НК РФ в целях исполнения обязанностей, установленных главой 20.1 НК РФ,  ОФР в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, запрашивает, обрабатывает, в том числе документально фиксирует, и анализирует полученную информацию, а также принимает, в том числе документально фиксирует, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации.

Положение об осуществлении ОФР у своих клиентов запроса информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее по тексту – Положение) утверждено Постановлением № 693.

В пункте  2 Положения определено, что «налоговым резидентом иностранного государства» является лицо, которое признается таковым в соответствии с законодательством иностранного государства (иностранных государств) или территории (территорий) или в отношении которого есть основания полагать, что оно является таковым. Статус налогового резидента иностранного государства определяется ОФР в отношении клиента, выгодоприобретателя и (или) лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента, выгодоприобретателя, по результатам проведения мер в соответствии с разделами III и IV настоящего Положения.

Согласно пункту 3 Положения ОФР представляют в электронной форме уполномоченному органу следующую финансовую информацию о клиенте, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих:

а) сведения об ОФР и общие сведения;

б) информация о клиенте, являющемся налоговым резидентом иностранного государства;

в) финансовая информация о каждом заключенном с клиентом ОФР договоре, в отношении которого требуется представление финансовой информации.

Информация о клиенте – физическом лице, являющемся налоговым резидентом иностранного государства, включает в себя следующие сведения (подпункт «а» пункта 5 Положения):

фамилия, имя и отчество (при наличии);

дата и место рождения;

адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

государство (территория) налогового резидентства;

иностранный идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный иностранным государством (территорией), налоговым резидентом которого является клиент. Для целей настоящего Положения термин «иностранный идентификационный номер налогоплательщика» включает в себя также код клиента, выгодоприобретателя и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, в иностранном государстве (на территории) его регистрации (инкорпорации).

В соответствии с пунктом 31 Положения  в отношении ранее заключенного договора (договоров) с клиентом - физическим лицом в целях реализации  требований  главы 20.1 НК РФ ОФР  принимает меры, указанные в пунктах 32 - 40  Положения, в том числе:

- ОФР обязана провести анализ своих электронных баз данных на предмет выявления признаков принадлежности клиента к иностранному государству. В случае выявления в отношении клиента любого из признаков принадлежности к иностранному государству ОФР обязана считать такого клиента налоговым резидентом соответствующего иностранного государства, за исключением случаев, указанных в пункте 34 Положения. Если выявлены признаки принадлежности клиента к нескольким иностранным государствам, то ОФР обязана считать такого клиента налоговым резидентом всех соответствующих иностранных государств (пункт 33);

- ОФР вправе не считать клиента налоговым резидентом иностранного государства, если клиент заявил о том, что он не является налоговым резидентом иностранного государства, и представил документы, удостоверяющие личность или налоговое резидентство, свидетельствующие об отсутствии у него статуса налогового резидента иностранного государства (пункты 34, 42);

- если при проведении анализа ранее заключенных договоров у ОФР согласно имеющейся у нее информации (в том числе полученной в связи с исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) есть основания полагать, что клиент фактически проживает в иностранном государстве, то ОФР вправе не осуществлять меры, предусмотренные пунктом 33 Положения, и принять допущение, что этот клиент является налоговым резидентом в таком иностранном государстве. Положения настоящего пункта действуют при условии, что информация о том, что клиент фактически проживает в иностранном государстве, основана на имеющихся в распоряжении ОФР документах, удостоверяющих личность, выданных государственным (муниципальным) органом иностранного государства (территории), а также на иных документах (пункт 35).

Информация, предусмотренная Положением, представляется ОФР уполномоченному органу ежегодно, не позднее 31 мая года, следующего за соответствующим отчетным периодом, в котором договор был признан ОФР договором, в отношении которого требуется представление финансовой информации, с учетом сроков, указанных в пункте 53 Положения (подпункт «а» пункта 18 Положения).

Как поняли консультанты из текста вопроса с учетом устных пояснений уполномоченного сотрудника Банка, в Сообщениях об открытии счетов физических лиц, формируемых в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ  в элементе обязательной информации «место рождения» клиента Банк некорректно указывал информацию о месте регистрации физического лица. В настоящее время при проведении мероприятий в рамках Постановления № 693 Банк обновляет и фиксирует актуальную и корректную информацию о клиентах – физических лицах  в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения (в том числе, место рождения клиента) и направляет ее в ФНС России. В связи с этим информация о месте рождения клиента – физического лица, представленная ранее в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, отличается от соответствующей информации, зафиксированной  во исполнении пункта 1 статьи 142.4 НК РФ.

Банк интересует вопрос, следует  ли направить в ФНС России исправленную информацию о месте рождения клиента –физического лица в рамках исполнения требований пункта 1.1 статьи  86 НК РФ.

Ранее нами было отмечено, что «место рождения» является обязательным элементом информации о клиенте – физическом лице, направляемом Банком в составе Сообщения об открытии счета. Полагаем, что некорректное  заполнение одного из обязательных элементов информации (искажение информации) является ошибкой, подлежащей обязательному исправлению в порядке, предусмотренном Приказом №  ММВ-7-14/292@.

При подготовке ответа мы руководствовались тем, что НК РФ возлагает на банки ответственность за предоставление корректной информации в полном объеме и в соответствующие сроки. Предоставление искаженной информации является нарушением требований НК РФ и влечет административную ответственность в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ[4]. Таким образом, при обнаружении в ранее представленной информации ошибок Банк обязан незамедлительно внести в нее соответствующие изменения.

В соответствии с пунктом 4 Раздела II Приложения № 8 при передаче в электронной форме сведений о счетах, вкладах (депозитах) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, используемых при обмене данными между налоговыми органами и банками  имя файла обмена содержит элемент К - тип электронного сообщения, который имеет следующую структуру: #MM, где MM - принимает следующие значения:

<00> - для первичного электронного сообщения; <01> - для корректирующего электронного сообщения (при направлении каждого последующего корректирующего электронного сообщения возрастает на единицу (например - 01, 02, ... 76); 77 - для отменяющего электронного сообщения.

 

Документы и литература.

1.            НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ;

3.             Положение № 311-П – Положение Банка России 07.09.2007г. № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)»;

4.             Постановление № 693  Постановление Правительства РФ от 16.06.2018г. №  693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»;

5.             Приказ №  ММВ-7-14/292@ Приказ ФНС России от 23.05.2014г. № ММВ-7-14/292@ «Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа».



[1] Согласно пункту 2 статьи 142.1 НК РФ  организация финансового рынка - кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;

[2] Финансовая информация - информация об операциях, счетах и вкладах клиентов, сумме обязательств страховщика, заключившего договор добровольного страхования жизни, перед клиентами или выгодоприобретателями, сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении ОФР в соответствии с договором о брокерском обслуживании или договором о доверительном управлении ОФР, стоимости имущества указанных лиц, учитываемого ОФР, осуществляющей депозитарную деятельность, пенсионных счетах указанных лиц, обязательствах центральных контрагентов перед указанными лицами, а также о выплатах и операциях, совершенных в связи с указанными в настоящем подпункте счетами и вкладами, договором добровольного страхования жизни, договором доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенным выдачей инвестиционного пая), договором о брокерском обслуживании, депозитарным договором, пенсионным договором, договором с центральным контрагентом и иными договорами, в рамках которых ОФР  принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента (пункт 5 статьи 142.1 НК РФ).

[3] Финансовые услуги - услуги, связанные с привлечением от клиентов и размещением ОФР денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента (пункт 4 статьи 142.1 НК РФ).

[4] Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел