Главная / Консультации / Банковский аудит / Исчисление налоговой базы по НДФЛ в связи с владением облигациями внешнего облигационного займа.

Исчисление налоговой базы по НДФЛ в связи с владением облигациями внешнего облигационного займа.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

02.04.2020
Вопрос

Описание ситуации.
Клиент Банка, находящийся на брокерском обслуживании, приобрел Облигации внешнего облигационного займа, номинированные в долларах США, условиями которого предусмотрена выплата купонного дохода. В цены покупки  и продажи был включен  купон. Бумага была приобретена и продана в одном налоговом периоде.
В соответствии с п.7 ст.214.1 НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде, и доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам.
В соответствии с п.10 ст.214.1НК РФ к расходам, связанным с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, относятся суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона.
В своем письме от 03 мая 2017г. № 03-04-06/27039  Минфин РФ указал, что «положений, предусматривающих возможность исключения из состава расходов по приобретению ценных бумаг, процентные доходы по которым не учитываются при определении финансового результата, сумм накопленного купонного дохода, уплаченных налогоплательщиком продавцу таких ценных бумаг, указанный пункт не содержит».
Согласно п.25 ст.217 НК РФ суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.
В этом же письме указано, что к этой категории бумаг относятся и Облигации внешнего облигационного займа: «не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, упомянутыми в пункте 13 статьи 214.1 Кодекса (в том числе с облигациями внешнего государственного облигационного займа), суммы процентного (купонного) дохода, выплачиваемые по вышеуказанным ценным бумагам эмитентами таких ценных бумаг в соответствии с условиями их выпуска, освобождаемые от налогообложения на основании пункта 25 статьи 217 Кодекса».

Вопросы.
Правильно ли Банк понимает, что:
1.    При отсутствии выплаты купона эмитентом в периоде владения указанной ценной бумагой финансовый результат при выбытии определяется как разница цен продажи и покупки, включающие в себя купон, т.е.  фактически купон подпадает под налогообложение по ставке 13%?
2.    При выплате купона в периоде владения вся сумма выплаченного купона освобождается от налогообложения?
Например, клиент в одном и том же налоговом периоде купил облигацию внешнего государственного облигационного займа по цене 100% от номинала с купоном $1, стоимость покупки составила $101, и продал по цене 100% от номинала с купоном $5, стоимость продажи составила $105. Налогооблагаемая база составит $4. Если накануне продажи эмитент выплатит купон $5, то он не подлежит налогообложению в полном объеме, и при продаже по цене $100 налоговая база будет  равна 100+5-101-5=-1 (убыток)?

Ответ

Мнение консультантов.

Консультанты поддерживают мнение Банка о том, что в целях обложения налогом на доходы физических лиц:

1.финансовый результат от операции реализации облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации определяется как разница между ценами продажи и приобретения облигации, включающими накопленный купонный доход, соответственно полученный при продаже и уплаченный при приобретении ценной бумаги;

2. вся сумма выплаченного эмитентом (уполномоченным органом) купонного дохода освобождается от налогообложения.

 

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 103 БК РФ размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации,по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте, является одним из способов государственного внешнего заимствования Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 103 БК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 19 Закона № 39-ФЗ процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

 

Особенности эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг установлены в главе 14.1  БК РФ.

В силу статьи 121.1 БК РФ государственные ценные бумаги подразделяются на:

- государственные ценные бумаги Российской Федерации, эмитентами которых являются исполнительные органы государственной власти (Правительство Российской Федерации либо уполномоченное Правительством Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации) (пункты 1, 4, 5);

- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, эмитентами которых являются высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации (пункты 1, 4, 6);

- государственные (муниципальные) ценные бумаги, эмитентами которых выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований (пункты 1, 4, 7).

Государственные (муниципальные) ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций в документарной или бездокументарной форме, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии указанных ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии (статья 121.2 БК РФ).

 

На основании пункта 4 статьи 121.3 БК РФ решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных (муниципальных) ценных бумаг принимается эмитентом указанных ценных бумаг в соответствии с генеральными условиями эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее по тексту – Генеральные условия), а также с условиями эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг данного вида (далее по тексту - условия эмиссии и обращения), включающими  указание на (пункт 1 статьи 121.6 БК РФ):

вид ценных бумаг;

минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных (муниципальных) ценных бумаг. Выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;

номинальную стоимость одной ценной бумаги в пределах одного выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг;

порядок размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг;

порядок осуществления прав, удостоверенных государственными (муниципальными) ценными бумагами;

размер дохода или порядок его расчета (подпункт 6);

иные существенные условия эмиссии и обращения, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам, в том числе по ценным бумагам с правом выкупа их эмитентом до срока их погашения.

В случае выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением указанных ценных бумаг в их глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение этот сертификат. Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного этим глобальным сертификатом (пункт 7 статьи 121.3 БК РФ).

По именным государственным и муниципальным ценным бумагам реестр владельцев именных ценных бумаг эмитентом не ведется (пункт 8 статьи 121.3 БК РФ).

 

Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, утверждены Постановлением № 217 и содержат следующие положения:

- владельцами облигаций являются российские и иностранные юридические и физические лица (пункт 4);

- облигации являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцам право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости) в соответствии с графиком, установленным условиями эмиссии и обращения облигаций, а также дохода в виде процентов, начисляемых на остающуюся непогашенной часть основной суммы долга (пункт 5);

- условия эмиссии и обращения облигаций и решение об эмиссии облигаций утверждаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Генеральными условиями (пункт 6);

- стоимость облигаций выражается в иностранной валюте (пункт 7);

- облигации являются именными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению (пункт 9);

- выпуски облигаций оформляются глобальными сертификатами, которые передаются в один или более депозитариев, определяемых в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации (пункт 10);

- облигации могут быть предъявлены к досрочному погашению в случаях, определенных условиями эмиссии и обращения облигаций (пункт 11).

 

В свою очередь, условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемых с 2012 года , обязательства по которым выражены в долларах США или евро, утвержденными Приказом Министерством финансов РФ от 24.02.2012г. № 31н, в отношении дохода по облигациям в виде процента определено следующее:

- доход по облигациям в виде процента, начисляемого на остающуюся непогашенной часть основной суммы долга, устанавливается Эмитентом в Решении о выпуске и может быть фиксированным (процентная ставка купонного дохода зафиксирована для каждого купонного периода, но не совпадает) или постоянным (процентная ставка купонного дохода зафиксирована для всех купонных периодов и совпадает) (пункт 10);

- проценты по облигациям начисляются с даты размещения облигаций (включительно) до даты первой выплаты купонного дохода (не включая данную дату), и в дальнейшем, до погашения облигаций, с даты каждой выплаты купонного дохода (включительно) до даты следующей выплаты купонного дохода (не включая данную дату) (пункт 11);

- выплата купонного дохода и погашение облигаций осуществляется фискальным агентом, который указывается в глобальном сертификате, за счет средств федерального бюджета (пункт 14).

 

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ, налог) определен главой 23 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица по доходам от источников в Российской Федерации (пункт 1 статьи 207, статья 209 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами установлены в статье 214.1 НК РФ.

На основании пункта 12 статьи 214.1 НК РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.

Доходами по операциям с ценными бумагами в силу пункта 7 статьи 214.1 НК РФ признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доходы в виде процента  (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам (за исключением доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года), включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абзац второй пункта 7 статьи 214.1 НК РФ).

Расходами по операциям с ценными бумагами в силу пункта 10 статьи 214.1 НК РФ признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, к которым, в числе прочего, относятся:

- денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые) (подпункт 1):

эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;

в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг;

- оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами (подпункт 3);

- биржевой сбор (комиссия) (подпункт 7);

- оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра (подпункт 8);

- другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности (подпункт 12).

В соответствии с пунктом 13 статьи 214.1 НК РФ при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 224 НК РФ, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

При реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение указанных облигаций, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату фактического получения доходов от реализации (погашения) указанных облигаций (абзац 22 пункта 13 статьи 214.1 НК РФ).

В случае, если условиями выпуска облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, предусмотрено осуществление расчетов при приобретении указанных облигаций в рублях, расходами на приобретение указанных облигаций признается величина, равная произведению стоимости приобретения указанных облигаций в иностранной валюте, определенной исходя из официального курса Банка России, установленного на дату их приобретения, и официального курса указанной иностранной валюты, установленного Банком России на дату фактического получения доходов от реализации (погашения) указанных облигаций, при условии документального подтверждения налогоплательщиком фактических расходов на приобретение указанных облигаций(абзац 23 пункта 13 статьи 214.1 НК РФ).

 

Вместе с тем, на основании пункта 25 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

 

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ функции налогового агента по исчислению и уплате НДФЛ с доходов физического лица от осуществления операций (в том числе учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете) с ценными бумагами, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях статьи 226.1 НК РФ, а также статьи 214.1, абзаца второго пункта 1 статьи 214.2, статей 214.3, 214.4 и 214.9 НК РФ, возложена на брокера, осуществляющего в интересах налогоплательщика указанные операции на основании договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.

В силу пункта 5 статьи 226.1 НК РФ налоговый агент обязан также исчислить и удержать не полностью удержанные другими лицами, признаваемыми налоговыми агентами в отношении выплачиваемого дохода, суммы налога (при наличии у налогового агента соответствующей информации), в том числе в случае осуществления налогоплательщику выплат в результате совершения операций, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьями 214.1, 214.3 и 214.4 НК РФ.

Исчисление и удержание суммы налога в соответствии с настоящим пунктом осуществляются на основании информации, представляемой налоговому агенту эмитентом ценных бумаг и (или) иными лицами в порядке и сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Исчисление и удержание суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами в порядке, установленном главой 23 НК РФ, в следующие сроки (пункт 7 статьи 214.1 НК РФ):

по окончании налогового периода;

до истечения налогового периода;

до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

Исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 НК РФ.

Для определения налоговой базы налоговый агент производит расчет финансового результата в соответствии со статьями 214.1, 214.3 и 214.4 НК РФ для налогоплательщика, которому выплачиваются денежные средства (доход в натуральной форме), на дату выплаты дохода (пункт 11 статьи 226.1 НК РФ).

 

Основываясь на приведенных нормах, консультанты пришли к следующим выводам:

- облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации в терминологии главы 23 НК РФ относятся к государственным облигациям государств - участников Союзного государства;

- купонным доходом по указанным облигациям признается доход в виде процента, начисляемый на остающуюся непогашенной у Эмитента облигаций часть основной суммы долга с даты размещения облигаций до даты первой выплаты купонного дохода, и с даты каждой выплаты купонного дохода до даты следующей выплаты купонного дохода. Выплата купонного дохода осуществляется указываемым в глобальном сертификате фискальным агентом за счет средств федерального бюджета (пункты10, 11, 14 условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемых с 2012 года);

- выплаченный фискальным агентом купонный доход по указанным облигациям не подлежит обложению НДФЛ (освобождается от налогообложения) (пункт 25 статьи 217 НК РФ);

- накопленный процентный (купонный) доход по указанным облигациям как отдельный вид дохода статьей 214.1 НК РФ не предусмотрен, специальных положений, касающихся учета при налогообложении сумм накопленного процентного (купонного) дохода, в главе 23 НК РФ не содержится;

- накопленный купонный доход по указанным облигациям, уплаченный при приобретении/полученный при продаже облигаций, включается в состав расходов по приобретению/доходов от реализации ценных бумаг (подпункт 1 пункта 10 статьи 214.1 НК РФ).

 

В тексте вопроса Банком приведен условный пример по расчету облагаемой НДФЛ базы при покупке и продаже клиентом облигации внешнего займа Российской Федерации в одном налоговом периоде.

При этом в цене покупки ($101) учтен накопленный купонный доход ($1), в цене продажи ($105) учтен  накопленный купонный доход ($5).

Исходя из изложенного выше, налоговая база для расчета НДФЛ составит $4 ($105 - $101).

В случае выплаты эмитентом (уполномоченным органом) купонного дохода в размере $5 накануне дня продажи облигации клиентом, вся сумма полученного купонного дохода в размере $5 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). Сумма полученного купонного дохода не включается в базу для расчета НДФЛ от операции реализации облигации, и при продаже облигации по цене $100 налоговая база составит - $1 (убыток) ($100 - $101).

 

Наши выводы подтверждаются разъяснениями представителей финансового органа, неоднократно изложенными в письмах Минфина РФ (например, от 30.12.2019г. № 03-04-05/103349, от 17.12.2019г. № 03-04-06/98799, от 26.10.2019г. № 03-04-05/73900, от 22.05.2019г. № 03-04-06/37005, от 20.04.2018г. № 03-04-06/26989, от 11.04.2018г. № 03-04-06/23875, от 02.02.2018г. № 03-04-06/6189, от 03.05.2017г. № 03-04-06/27039, от 23.10.2014г. № 03-04-06/53727).

 

Документы и литература.

1.           БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ;

2.           НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

3.           Закон № 278-ФЗ - Федеральный закон от 02.08.2019г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

4.           Закон № 39-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

5.         Постановление № 217 - Постановление Правительства РФ от 08.04.2010г. № 217 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Рос

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел