Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу об исполнении требований статьи 134 ТК РФ

Департамент банковского аудита по вопросу об исполнении требований статьи 134 ТК РФ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

15.05.2018
Вопрос

Отвечает ли требованиям статьи 134 ТК РФ формулировка в Правилах внутреннего трудового распорядка Банка: «Размер заработной платы может пересматриваться Руководством ежегодно с учетом экономической ситуации в РФ, уровня заработной платы персонала относительно рынка труда и по результатам годовой оценки эффективности и производительности Работника»?
Нужно ли вносить это условие в какие-либо другие положения и документы, например, в Положение по оплате труда?
Ответ

Мнение консультантов.

Трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения между работником и работодателем регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (статья 5 ТК РФ).

Согласно статье 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор не является обязательным документом для организации. Заключение такого договора является одной из форм социального партнерства, которое подразумевает добровольность принятия сторонами на себя обязательств (статья 24 ТК РФ). Следовательно, никакая третья сторона не может обязать работников и работодателей заключить коллективный договор, а также привлечь к ответственности за его отсутствие. Необходимо также учитывать, что заключение данного договора возможно при наличии инициативы работников или работодателя.

 В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Локальные нормативные акты можно разделить на следующие виды:

- обязательные - состав таких актов определен трудовым законодательством. ТК РФ содержит прямое указание на принятие подобных документов;

- необязательные - такие документы прямо не предусмотрены трудовым законодательством, работодатель принимает их по своему усмотрению.

В соответствии со статьей 189 ТК РФ в организации подлежат обязательному утверждению Правила внутреннего  трудового распорядка (далее по тексту – Правила), регламентирующие следующие  вопросы:

- порядок приема и увольнения работников;

-  основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;

-  режим работы, время отдыха;

-  применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;

-  а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила  определяют дисциплину труда, принятую в организации, и правила поведения работников. Соблюдение работником правил внутреннего трудового распорядка - один из основных признаков трудовых отношений. В определении понятия трудового договора, заключенного между работником и работодателем, содержащегося в статье 56 ТК РФ, подчеркивается, что работник обязуется соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Заметим, что трудовым законодательством не установлен порядок составления и требования к содержанию Правил. В связи с этим организациями разрабатываются Правила самостоятельно с учетом специфики и особенностей своей деятельности.

Согласно статье 135 ТК РФ к числу обязательных локальных нормативных актов организации относится документ, устанавливающий  систему оплаты труда, включая:

- применяемые размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

- системы  доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

-  системы доплат и надбавок стимулирующего характера;

- системы премирования.

На практике система оплата труда организации обычно устанавливается  коллективным договором либо локальным нормативным актом (обычно такой акт называется Положением об оплате труда). Возможно установление системы оплаты труда несколькими локальными нормативными актами, находящимися в системном единстве, например Положением о тарифной системе, Положением о премировании, Положением о стимулирующих надбавках и Положением о компенсационных доплатах.

 

Согласно статье 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из вопроса, в Банке предусмотрена возможность ежегодного пересмотра  Руководством Банка размера заработной платы  работников  с учетом:

-  экономической ситуации в РФ;

-  уровня заработной платы персонала относительно рынка труда;

-  по результатам годовой оценки эффективности и производительности труда соответствующего Работника.

По мнению консультантов, возможность ежегодного пересмотра размера заработной платы сотрудников и критерии пересмотра относятся к вопросам организации системы оплаты труда Банка. Ранее было указано, что Банк самостоятельно определяет состав информации, подлежащей раскрытию во внутренних нормативных актах. Таким образом, Банк вправе включить в утвержденные Правила внутреннего трудового распорядка условия ежегодной индексации заработной платы работников.

Одновременно следует отметить, что при определении и закреплении в локальном нормативном акте  порядка и критериев ежегодного пересмотра заработной платы Банку следует учесть требования, установленные статьей 135 ТК РФ, о невозможности установления работодателем условий оплаты труда, определенных локальными нормативными актами,  хуже  установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом,  одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Это следует из анализа статей 130 и 134 ТК РФ.

Согласно статье 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015г. № 2618-О, индексироваться должна заработная плата всех лиц, работающих по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте.

Если в локальных нормативных актах предприятия порядок индексации не установлен, это необходимо сделать, путем внесения соответствующих изменений (дополнений) в локальный нормативный акт, касающийся оплаты труда. Аналогичный вывод содержится в Письме  Роструда от 19.04.2010г. № 1073-6-1.

При этом отсутствие индексации заработной платы образует состав административного правонарушения, предусмотренного пункта 1 статьи 5.27  КоАП РФ, совершенного должностными лицами организации.

Таким образом, в локальном нормативном акте Банка подлежит обязательному раскрытию порядок индексации заработной платы сотрудников в связи с ростом потребительских цен, включая  конкретные условия его применения и алгоритмы расчета.  

Банку следует в локальном нормативном акте закрепить общий порядок, используемый  при   индексации заработной платы в связи с  ростом потребительских цен,  конкретизировав  особенности  индексации заработной платы для конкретных категорий работников в зависимости от характера выполняемой ими работы, определить иные факторы, влияющие на размер индексации, и характер их влияния на изменение заработной платы,  а также определить алгоритм принятия итогового решения по индексации.

Решение по возможному изменению заработной платы работника должно быть принято Руководством Банка таким образом, чтобы итоговое изменение соответствовало и основывалось на изменении индекса потребительских цен, официально рассчитанного в соответствии с Приказом Росстата № 734.

Решение Руководства Банка учитывать при расчете коэффициента индексации  иные факторы,  таких  как, например, экономическая ситуация в РФ, уровень заработной платы персонала на рынка труда,  годовая оценки эффективности и производительности труда соответствующего Работника, в нашем понимании,  подлежит отражению во внутреннем порядке по индексации. При этом,  порядок должен предусматривать конкретные показатели, влияющие на расчет индекса увеличения заработной платы, источники получения данных по показателям и условия их применения.

В случае, если такой порядок будет определен и закреплен Банком в локальном нормативном акте, считаем, что указание Банком в Правилах внутреннего трудового распорядка о возможности учета  вышеуказанных факторов при расчете индексированной заработной платы не будет противоречить требованиям статьи 134 ТК РФ.

Консультанты считают  логичным указать на порядок индексации  заработной платы работников Банка  с учетом вышеуказанных факторов в Правилах внутреннего трудового распорядка, а конкретный порядок расчета и принятия решения  закрепить в Положении об оплате труда. 

В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Консультанты обращают внимание Банка, что согласно статье 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Таким образом, при изменении условий, определяющих оплату труда работника (изменение заработной платы), Банку целесообразно заключить дополнительные соглашения с работниками в письменной форме.

Документы и литература.

1.      ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

2.      КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ;

3.      Приказ Росстата  № 734 Приказ Росстата от 30.12.2014г. № 734 «Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел