Порядок ведения учета расчетов на казначейском счете
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Общество открыло счет в территориальном управлении Федерального Казначейства для расчетов по муниципальному контракту с казначейским сопровождением по Закону № 44-ФЗ.
На каком балансовом счете общество должно вести учет расчетов по контракту?
Есть ли особенности ведения учета расчетов по казначейскому счету?
Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи |
При ведении бухгалтерского учета хозяйственных операций во исполнение муниципального контракта Организации следует:
- указывать в контрактах (договорах), распоряжениях о совершении казначейских платежей, а также в документах-основаниях идентификатор муниципального контракта (Письмо Минфина РФ от 04.10.2023 № 02-14-12/94189);
- осуществлять раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому муниципальному договору, контракту (договору) в соответствии с порядком, установленным учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
В рамках ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с учетной политикой Организацией:
- ведется аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета (регистры аналитического учета) обособленно по каждому муниципальному контракту, контракту (договора), в частности для расчетов по лицевому счету[1] следует применять счет 51 «Казначейский счет», для учета нефинансовых активов следует применять соответствующие счета бухгалтерского учета с пометкой «мк» (муниципальный контракт);
- осуществляется отнесение фактических затрат на исполнение муниципального контракта, контракта (договора), сгруппированных в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых участником казначейского сопровождения);
- осуществляется включение накладных расходов в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю;
- осуществляется распределение накладных расходов в рамках обязательств по таким расходам на каждый муниципальный контракт, контракт (договор) пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по Договору (если предусмотрена выплата аванса), в соответствии с Расчетом суммы накладных расходов (Письмо Минфина РФ от 07.10.2022 № 07-01-09/97071);
- разрабатываются первичные документы, являющиеся основанием для осуществления записей в регистрах аналитического учета;
- оформляются первичные документы на изделие, группу изделий, работу, услугу обособлено по каждому муниципальному контракту, контракту (договору).
Обоснование:
Постановлением Правительства РФ № 2024[2] установлен порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения целевых средств, получаемых (полученных) участниками казначейского сопровождения на основании муниципальных контрактов о поставке товаров, содержащие условия, соответствующие положениям, установленным пунктом 2 статьи 242 БК РФ.
В частности, муниципальные контракты должны содержать следующие условия, соответствующие положениям пункта 2 статьи 242 БК РФ:
1) об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством;
2) о представлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи;
3) об указании в контрактах (договорах)[3], распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ. Порядок формирования указанного идентификатора устанавливается Министерством финансов РФ;
4) о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ[4];
5) о формировании в установленных Правительством РФ случаях информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором (соглашением), в порядке и по форме, установленным Министерством финансов РФ (далее - расходная декларация);
6) о соблюдении запретов, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
7) о соблюдении в установленных Правительством РФ случаях положений, предусмотренных статьей 242.24 БК РФ.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ № 2024 при казначейском сопровождении ведение и использование лицевого счета (режим лицевого счета), предусмотренные настоящим пунктом и пунктами 15, 16 и 18 настоящих Правил (далее - базовое казначейское сопровождение), в дополнение к условиям, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, предусматривают соблюдение условий, содержащихся в государственных (муниципальных) контрактах, договорах (соглашениях), контрактах (договорах), в том числе:
д) о ведении в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ, учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору).
Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО, оказывает весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05, ab@knka.ru |
Таким образом, в муниципальном контракте заключенным Организацией с муниципальным заказчиком должны быть указаны следующие условия, в частности:
- условие об открытии в Федеральном казначействе лицевых счетов;
- условие об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования[5], идентификатора муниципального контракта;
- условие о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому муниципальному контракту, контракту (договору);
- условие о ведении в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минфина РФ № 210н[6], учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому муниципальному контракту, контракту (договору).
Согласно пункту 2 Приказа № 210н раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора) (далее при совместном упоминании - Договор) осуществляется участником казначейского сопровождения обособленно по каждому Договору.
Участник казначейского сопровождения ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по Договору в соответствии с учетной политикой, принятой участником казначейского сопровождения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии пунктом 3 Приказа № 210н в рамках ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности участником казначейского сопровождения осуществляется:
аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах учета в соответствии с Учетной политикой обособленно по каждому Договору (далее - регистры аналитического учета);
отнесение фактических затрат на исполнение Договора, сгруппированных в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых участником казначейского сопровождения) в соответствии с Учетной политикой;
включение накладных расходов в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с Учетной политикой;
распределение накладных расходов в рамках обязательств по таким расходам на каждый Договор пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по Договору (если Договором предусмотрена выплата аванса), в соответствии с Расчетом суммы накладных расходов по государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контрактам (договорам) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку) (далее - расчет накладных расходов) с оформлением справки (организациями бюджетной сферы применяется Бухгалтерская справка (форма ОКУД 0504833).
Согласно пункту 4 Приказа № 210н основанием для осуществления записей в регистрах аналитического учета являются первичные (сводные) учетные документы, фиксирующие факты хозяйственной жизни, в том числе первичные (сводные) учетные документы, разработанные самостоятельно участником казначейского сопровождения в соответствии с Учетной политикой.
Первичные (сводные) учетные документы должны содержать, кроме обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, идентификатор государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения) и иные дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем показателей к Договору.
Приходные ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов), требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты, наряды, ведомости выдачи материалов, расчетные ведомости, иные первичные (сводные) учетные документы оформляются на изделие, группу изделий, работу, услугу, предусмотренные Договором, в соответствии с Учетной политикой (пункт 5 Приказа № 210н).
В случае, если товарно-материальные ценности, необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения Договора, приобретались (производились) до даты заключения Договора или с целью исполнения обязательств по нескольким Договорам, требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты и иные первичные (сводные) учетные документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей, формируются обособленно по каждому Договору (пункт 6 Приказа № 210н).
Таким образом, при ведении бухгалтерского учета хозяйственных операций во исполнение муниципального контракта Организации следует:
- указывать в контрактах (договорах), распоряжениях о совершении казначейских платежей, а также в документах-основаниях идентификатор муниципального контракта (Письмо Минфина РФ от 04.10.2023 № 02-14-12/94189);
- осуществлять раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому муниципальному договору, контракту (договору) в соответствии с порядком, установленным учетной политикой для целей бухгалтерского учета;
В рамках ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с учетной политикой Организацией:
- ведется аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета (регистры аналитического учета) обособленно по каждому муниципальному контракту, контракту (договора), в частности для расчетов по лицевому счету[7] применять счет 51 «Казначейский счет», для учета нефинансовых активов применять соответствующие счета бухгалтерского учета с пометкой «мк» (муниципальный контракт);
- осуществляется отнесение фактических затрат на исполнение муниципального контракта, контракта (договора), сгруппированных в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых участником казначейского сопровождения);
- осуществляется включение накладных расходов в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю;
- осуществляется распределение накладных расходов в рамках обязательств по таким расходам на каждый муниципальный контракт, контракт (договор) пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по Договору (если предусмотрена выплата аванса), в соответствии с Расчетом суммы накладных расходов (Письмо Минфина РФ от 07.10.2022 № 07-01-09/97071);
- разрабатываются первичные документы, являющиеся основанием для осуществления записей в регистрах аналитического учета;
- оформляются первичные документы на изделие, группу изделий, работу, услугу обособлено по каждому муниципальному контракту, контракту (договору).
Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО. Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой, минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru +7915-329-02-05 |
[1] Лицевой счет открывается и ведется для учета операций со средствами участников казначейского сопровождения (пункт 3 Приказа № 44н Приказ Казначейства России от 22.12.2021 № 44н «Об утверждении Порядка открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения»).
[2] Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024 «О правилах казначейского сопровождения»
[3] Под контрактами (договорами) понимаются к контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств, по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения муниципального контракта (подпункт 3 пункта 1статьи 242.23 БК РФ, подпункт в) пункта 1 Постановления Правительства РФ № 2024).
[4] В настоящий момент Правительством РФ не утвержден порядок о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору).
[5] Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, установлен Приказом Минфина РФ от 17.12.2021 № 214н.
[6] Приказ Минфина РФ от 10.12.2021 № 210н «О порядке ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору)».
[7] Лицевой счет открывается и ведется для учета операций со средствами участников казначейского сопровождения (пункт 3 Приказа № 44н Приказ Казначейства России от 22.12.2021 № 44н «Об утверждении Порядка открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения»).
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел