Главная / Консультации / Общий аудит / О необходимости представления Уведомлений по транспортному налогу

О необходимости представления Уведомлений по транспортному налогу

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

30.06.2023
Вопрос

В связи с положительным сальдо на ЕНС уплата транспортного налога на основании платежного поручения не осуществлялась.
Обязана ли в этом случае Организация подавать уведомление по транспортному налогу за 4 квартал 2022 года и за 1 квартал 2023 года?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи






Организация обязана представлять уведомления по транспортному налогу  4 квартал 2022 года и  1 квартал 2023 года.

Непредоставление уведомления влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако на текущий момент налогоплательщики к ответственности не привлекаются.

Обоснование:

Согласно пункту 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

1) денежного выражения совокупной обязанности;

2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ установлено, что совокупная обязанность налогоплательщика, учитываемая на едином налоговом счете, формируется на основе, в том числе:

- налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган (подпункты 1 - 4);

- уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган (подпункт 5);

- налоговых уведомлений (подпункт 6);

- сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов (подпункт 7)

- иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной законодательством о налогах и сборах (подпункт 17).

На основании пункта 9 статьи 58 НК РФ уведомление представляется согласно законодательству о налогах и сборах налоги в случаях, если:

-  уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, осуществляется до представления соответствующей налоговой декларации (расчета),

либо

- обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений).

 

Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, НК РФ обязывает налогоплательщика представлять в налоговый орган  уведомления только в случае, если обязанность налогоплательщика уплатить налог возникает до момента подачи декларации (или когда декларация вообще не представляется).

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи (пункт 2.1 статьи 362 НК РФ).

На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 363 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям  по месту нахождения принадлежащих этим организациям транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период.

С 01.01.2021г. обязанность по предоставлению декларации по транспортному налогу НК РФ не предусмотрена.

Как следует из  подпункта 5 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ, уведомление формирует совокупную обязанность по налогам, сборам, страховым взносам со дня предоставления таких уведомлений и до:

- дня представления налоговой декларации (расчета) по соответствующим налогам, сборам, авансовым платежам по налогам, страховым взносам, указанным в уведомлении,

- или направления налоговым органом сообщений об исчисленных суммах налогов

- либо по истечении десяти дней со дня окончания срока, установленного законодательством о налогах и сборах для представления указанных налоговых деклараций (расчетов), в случае их непредставления.

Поскольку сообщение об исчисленных суммах транспортного налога приходит после окончания налогового периода и срока уплаты последнего авансового платежа, по нашему мнению, налогоплательщики транспортного налога обязаны предоставлять уведомления в отношении каждого авансового платежа, т.е. по итогам 1, 2, 3 и 4 квартала.

Каких-либо особенностей в отношении платежа по транспортному налогу за 4 квартал 2022 года не установлено.

В связи с этим, по нашему мнению, Организация обязана представлять уведомления по транспортному налогу  4 квартал 2022 года и  1 квартал 2023 года.

Аналогичное мнение высказано в письме ФНС РФ от 14.03.2023 № ЗГ-3-8/3555@:

«В соответствии с пунктом 9 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующего налога, страхового взноса, представляет уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогу, сборам, страховым взносам (далее - уведомление).

При этом в уведомлении указываются исчисленные суммы налогов, авансовых платежей по налогу, страховых взносов, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, если плательщик произвел оплату авансовых платежей по транспортному налогу организаций за I, II, III кварталы 2022 года до 1 января 2023 года, то представлять уведомление по данным отчетным периодам не требуется.

Вместе с тем срок уплаты в 2023 году по транспортному налогу организаций за IV квартал 2022 года установлен 28.02.2023.

В этой связи для своевременного распределения денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом, и наполнения соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации уведомление по обязательствам транспортного налога организаций плательщику необходимо представить не позднее 25 февраля 2023 года».

В Письме Минфина РФ от 14.03.2023 № 03-05-05-04/21095 отмечено следующее:

«В соответствии с пунктом 9 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена Кодексом (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений), налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, плательщики страховых взносов представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

Уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов представляется с 1 января 2023 года в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 363 Кодекса транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщики-организации не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты транспортного налога, представляют в налоговый орган по месту учета уведомление об исчисленных суммах транспортного налога за истекший налоговый период. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (пункт 2 статьи 362 Кодекса)».

Непредоставление уведомления влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 126 НК РФ).

Вместе с этим, следует отметить, что в письме ФНС РФ от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ указано:

«Одновременно поручаю исключить случаи привлечения к налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за непредставление уведомления по пункту 9 статьи 58 Кодекса до получения разъяснений Федеральной налоговой службы об условиях наступления такой ответственности, а также к налоговой ответственности по статьям 122 и 123 Кодекса до 1 мая 2023 года и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов, по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо единого налогового счета для налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов) за периоды до 1 января 2023 года, за исключением случаев привлечения к налоговой ответственности по результатам проведения налоговых проверок, по результатам которых выявлено занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иное неправильное исчисление налога (сбора, страховых взносов)».

Официальные разъяснения ФНС РФ по поводу применения ответственности за непредоставление уведомлений на текущий момент отсутствуют.

В связи с этим, считаем, что на данный момент привлечение Организации к ответственности за непредоставление уведомлений по транспортному налогу маловероятно.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 11 мая 2023 года



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел