Главная / Консультации / Общий аудит / О моменте утраты права на применение упрощенных способов ведения БУ в случае утраты статуса субъекта МСП

О моменте утраты права на применение упрощенных способов ведения БУ в случае утраты статуса субъекта МСП

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

04.08.2023
Вопрос

Организация в 2022 году вела упрощенный учет и была малым предприятием.
В 2023 году учредителем Организации стала иностранная компания, и Организация перестала соответствовать условиям для признания ее субъектом МСП.
С какого момента Организация утратит право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи






Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в случае если одновременно выполняются следующие условия:

- является субъектом МСП;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, Организация не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

При ответе мы исходим из того, что в 2023 году Организация не будет соответствовать критериям для признания ее в качестве субъекта МСП, но при этом финансовая бухгалтерская отчетность не будет подлежать обязательному аудиту.

В этом случае из реестра субъектов МСП Организация будет исключена 10 июля 2024 года.

Следовательно, в 2023 году Организация будет вправе продолжать применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

В 2024 году Организация утратит такое право.

Соответственно, отчетность за 2023 год Организация вправе составлять, используя упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

С 01.01.2024 Организации целесообразно начать вести бухгалтерский учет без использования упрощенных способов, несмотря на то, что формально, право на применение упрощенных способов будет прекращено с 10.07.2024.

Кроме того, при составлении отчетности за 2024 год Организации следует исходить из того, что упрощенные способы не применялись всегда, т.е. в бухгалтерском балансе не только данные по состоянию на 31.12.2024, но и входящие остатки по состоянию на 31.12.2023 и на 31.12.2022 должны быть сформированы без применения упрощенных способов.

Между тем, изменение учетной политики можно отразить перспективно, т.е. начиная с 2024 года в том случае, если размер корректировок не является существенной величиной, либо корректировка не может быть произведена с достаточной надежностью без привлечения значительных временных, трудовых и (или) финансовых ресурсов.

Обоснование:

На основании части 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ[1] субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из приведенного определения следует, что для признания Организации субъектом МСП необходимо, чтобы выполнялись определенные условия, а сведения об Организации были внесены в реестр субъектов МСП.

Частью 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ установлено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке:

5) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Таким образом, сведения о субъектах МСП исключаются из Реестра 10 июля текущего года в случае, если юридическое лицо не соответствует критериям для признания его субъектом МСП, на основании сведений, представленных за предшествующий календарный год.

Соответственно, если в 2023 году Организация перестала удовлетворять критериям для ее признания субъектом МСП, то с 10 июля 2024 года она будет исключена из реестра субъектов МСП.

До 10 июля 2024 года Организация будет признаваться субъектом МСП, поскольку будет включена в реестр субъектов МСП.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ[2] экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства.

На основании пункта 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Таким образом, Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в случае если одновременно выполняются следующие условия:

- является субъектом МСП;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, Организация не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Из постановки вопроса можно предположить, что в 2023 году Организация не будет соответствовать критериям для признания ее в качестве субъекта МСП, но при этом финансовая бухгалтерская отчетность не будет подлежать обязательному аудиту.

Как было отмечено нами выше, из реестра субъектов МСП Организация будет исключена 10 июля 2024 года.

Следовательно, в 2023 году Организация будет вправе продолжать применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

С 10 июля 2024 года Организация утратит такое право. Следовательно, с 10 июля 2024 года у Организации  возникнет обязанность вести бухгалтерский учет в полном варианте.

При этом хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (пункт 3 статьи 8 Закона № 402-ФЗ).

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (пункт 5 статьи 8 Закона № 402-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 8 Закона № 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Пунктом 10 ПБУ 1/2008[3] установлено, что изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Утрата Организацией статуса субъекта МСП признается существенным изменением условий хозяйствования.

Следовательно, Организации необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику.

 

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (пункт 12 ПБУ 1/2008).

Согласно пункту 14 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

Пунктом 15 ПБУ 1/2008 установлено, что последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации последствия изменения учетной политики в связи с утратой Организацией статуса субъекта МСП подлежат отражению в отчетности ретроспективно в той мере, в которой возможно рассчитать денежную оценку последствий таких изменений.

На основании изложенного, считаем, что с 01.01.2024 Организации целесообразно начать вести бухгалтерский учет без использования упрощенных способов, несмотря на то, что формально, право на применение упрощенных способов будет прекращено с 10.07.2024.

Кроме того, при составлении отчетности за 2024 год Организации следует исходить из того, что ею всегда велся бухгалтерский учет в полной мере, без применения упрощенных способов, т.е. в бухгалтерском балансе не только данные по состоянию на 31.12.2024, но и входящие остатки по состоянию на 31.12.2023 и на 31.12.2022 должны быть сформированы без применения упрощенных способов БУ.

Между тем, изменение учетной политики можно отразить перспективно, в том случае, если размер корректировок не является существенной величиной, либо корректировка не может быть произведена с достаточной надежностью без привлечения значительных временных, трудовых и (или) финансовых ресурсов.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 6 июня 2023 года



[1] Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

[2] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел