Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу запроса копий ГТД в таможенном органе

Департамент общего аудита по вопросу запроса копий ГТД в таможенном органе

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

14.11.2014
Вопрос

Подскажите, имеем ли мы право сделать запрос в органы ФТС о предоставлении копий ГТД за прошлые годы.
И обязаны ли органы ФТС на него ответить. Имеют ли ФТС законное основание для предоставления этих документов?  
Каков срок хранения ГТД таможенными органами?
Для информации ниже предоставлен ответ из приемной ФТС.
В приёмной ФТС России по вопросу запроса копий ГТД за 2001, 2002, 2003 и 2006 год, был дан однозначный ответ : В ФТС Вы запросить ничего не можете, ни копий ГТД, ни реестра этих ГТД. Если по каким то причинам у Вас их (самих документов)  нет, это проблемы Ваши, а не таможенной службы. Изучайте Федеральный Закон № 97.
Ответ

Как следует их дополнительных пояснений, Организация является импортером и осуществляла декларирование товаров в электронной форме (т.е. ГТД представлялись таможенному органу в электронном виде).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Согласно пункту 2 статьи 8 ТК ТС система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Отметим, что обязанности, права и ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц установлены Главой 2 Закона № 311-ФЗ[1].

Статьей 8 ТК ТС установлено, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений.

Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ТК ТС информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными.

Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 44 ТК ТС порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

В Российской Федерации соответствующие отношения регламентируются Федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 149-ФЗ Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Закона № 311-ФЗ информационные ресурсы таможенных органов составляет документированная информация (сведения), имеющаяся (имеющиеся) в распоряжении таможенных органов в соответствии с международными договорами, таможенным законодательством Таможенного союза, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе:

1) представляемая (представляемые) лицами при совершении таможенных операций в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) представляемая (представляемые) федеральными органами исполнительной власти в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией;

3) направляемая (направляемые) ведомствами иностранных государств по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и (или) в соответствии с международными договорами об обмене информацией.

Документы, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в том числе таможенная декларация, могут представляться в форме электронного документа при соблюдении требований к документированию информации, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 99 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 ТК ТС лица, осуществляющие деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо деятельность в сфере таможенного дела, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. Таможенные органы предоставляют лицам имеющуюся информацию о них бесплатно.

Информация предоставляется таможенными органами на основании письменного обращения заинтересованного лица путем предоставления ответа в письменной форме в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения письменных обращений граждан в государственные органы. При рассмотрении обращения и направлении ответа таможенный орган обязан убедиться в том, что информация о лице, имеющая ограниченный доступ, передается именно тому лицу, к которому она относится (пункт 2 статьи 100 ТК ТС).

Согласно пункту 3 статьи 100 ТК ТС для получения необходимой информации заинтересованное лицо вправе обратиться в любой таможенный орган.

Пунктом 1 статьи 106 ТК ТС предусмотрено, что в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности (пункт 2 статьи 106 ТК РФ).

Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 106 ТК РФ).

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, в обязанности таможенного органа входит предоставление организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, информации о них, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ.

При этом информация о ГТД в состав информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, не входит.

В связи с этим, по нашему мнению, предоставление копий ГТД в рамках статьи 100 ТК ТС таможенным органом не производится.

В то же время пунктом 23 Приказа ФТС РФ от 18.12.06 № 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на территорию Российской Федерации)» установлено, что в случаях, когда представить документы, необходимые для подтверждения фактического вывоза товаров, невозможно, на основании мотивированного обоснования Заявителя об отсутствии у него документов (копий), по письменному решению начальника таможни либо лица, его замещающего, допускается изготовление и направление заявителю копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, хранящихся в архиве таможенного органа. При этом на данных документах таможенный орган проставляет отметки, предусмотренные пунктом 15 Порядка. В указанном случае срок ответа заявителю увеличивается на время, необходимое для изготовления копий документов, но не более чем до 45 дней с даты получения таможенным органом обращения Заявителя.

При этом таможенные органы обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации о неразглашении информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и другой конфиденциальной информации.

Из приведенной нормы, по нашему мнению, следует, что в случае отсутствия ГТД, подтверждающей вывоз товаров, таможенный орган вправе выдать Заявителю, являющемуся декларантом, копию соответствующей ГТД на основании его письменного заявления в срок не позднее 45 дней.

Отметим, что при буквальном прочтении данной нормы следует, что копия ГТД выдается только в случае вывоза товара. Между тем в рассматриваемой ситуации Организация осуществляла ввоз товара на территорию РФ. В связи с этим, мы не исключаем, что по указанному основанию в выдаче декларанту копий ГТД, подтверждающих ввоз товара, таможенными органами будет отказано.

Между тем необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 180 ТК ТС таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа[2].

Приказом ГТК России от 30.03.04 № 395 утверждена Инструкция о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме (далее – Инструкция № 395), действующая в соответствии с частью 3 статьи 322 Закона № 311-ФЗ в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пункту 22 Инструкции № 395 таможенные органы могут распечатывать копии электронных деклараций на бумажном носителе (листы формата A4 по форме бланков грузовой таможенной декларации) после помещения товаров под определенный таможенный режим в следующих случаях:

а) по желанию декларанта;

б) по требованию правоохранительных, а также судебных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) в случаях применения электронной формы при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;

г) в иных случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

При этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа в установленных графах бумажной копии электронной декларации проставляет штамп «Выпуск разрешен», заверяет подписью и личной номерной печатью, а в правом верхнем углу делает отметку «Копия».

Таким образом, при электронной форме декларирования у Организации-декларанта имеется возможность получения в таможенном органе бумажной копии электронной декларации.

Обращаем Ваше внимание, что Инструкция № 395 действует до 11.11.2014 включительно.

С 12.11.2014 применяется Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденный Приказом ФТС от 17.09.13 № 1761 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 39 данного Порядка таможенные органы распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров в следующих случаях:

а) по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах[3];

б) по запросу правоохранительных, судебных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) выявления признаков преступления и (или) административного правонарушения, отнесенных к компетенции таможенных органов, при возникновении необходимости использования документов на бумажных носителях, а также при поступлении информации от правоохранительных подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

г) необходимости направления документов по международным запросам (при отсутствии технической возможности направления документов в электронной форме);

д) необходимости хранения оригиналов документов, представленных при таможенном декларировании товаров в письменном (бумажном) виде.

Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах утверждена Приказом ФТС от 09.07.14 № 1331 (далее – Инструкция № 1331).

В соответствии с пунктом 8.6 Инструкции № 1331 срок, в течение которого исполняется запрос, поступивший в таможенный орган (в том числе запрос на предоставление копий электронных ГТД на бумажном носителе), не может превышать одного месяца.

В нормативных актах таможенных органов не указано, в течение какого срока после выполнения процедуры ввоза товара декларант вправе обратиться в таможенный орган за предоставлением бумажной копии электронной декларации.

При этом, по нашему мнению, таможенный орган не сможет предоставить соответствующую копию декларации в случае, если истек срок ее хранения таможенным органом.

В соответствии с Приказом ГТК РФ № 602 от 24.06.04 «О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций» (действовал в 2004-2007 гг.) хранение укомплектованных таможенных деклараций в архиве таможни осуществляется в течение трех календарных лет.

В период с 2007 по настоящее время действует Приказ ФТС России от 07.12.07 № 1515, в соответствии с которым срок хранения укомплектованных таможенных документов (УТД) составляет 3 года, кроме УТД, в состав которых входят таможенные декларации на товары, оформленные в соответствии с таможенным режимом экспорта, - их срок хранения составляет 6 лет.

В соответствии с Приказом ФТС от 23.12.08 № 1648 срок хранения электронной копии оформленной таможенной декларации:

- в базе данных таможенного поста – не менее 3-х лет;

- в базе данных таможенного органа – не менее 7 лет.

Отметим, что до вступления в силу указанного Приказа ФТС срок хранения электронных копий ГТД не был регламентирован.

Данный вывод подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.08 № А06-7007/2007-23, в котором указано:

«Ссылка Астраханской таможни на уничтожение электронных копий ГТД, не может быть принята судом во внимание поскольку доказательств их уничтожения в материалы дела не представлено, срок их хранения не регламентирован законодательством, а порядок их корректировки или аннулирования утвержден Приказом ГТК от 21 сентября 200 года N 855».

Таким образом, если исходить из того, что срок хранения электронных копий таможенных деклараций в таможенном органе составляет 7 лет, то применительно к рассматриваемой ситуации срок хранения деклараций за 2001-2006 гг. на сегодняшний момент истек.

В таком случае, по нашему мнению, таможенный орган не сможет выдать Организации копии запрашиваемых ГТД.



[1] Федеральный закон от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

[2] Отметим, что до вступления в силу ТК ТС возможность подачи ГТД в электронной форме допускалась статьями 63 и 124 Таможенного кодекса РФ

[3] Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах утверждена Приказом ФТС от 09.07.14 № 1331


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел