Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу зачета налога уплаченного в Республике Азербайджан

Департамент общего аудита по вопросу зачета налога уплаченного в Республике Азербайджан

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

27.10.2017
Вопрос

- Компания  для выполнения работ открыла Филиал в Республике Азербайджан. Филиал выполнил работы и получил в соответствии с условиями договора, заключенного Филиалом в Азербайджане с Заказчиком - резидентом Азербайджана, сумму в размкере 100 долларов . Данный доход был в последствии включен в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с законодательством Республики Азербайджане учтен в декларации по налогу на прибыль в РФ. В РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ налог был поставлен к вычету в декларации 2014 г.
- В 2014 году Филиал в Азербайджане перечисляет полученные средства в размере 70 долларов на счет Компании в РФ.  Фактически, с точки зрения российского права была осуществлена переброска средств с одного р/счета на другой р/счет без отражения полученных средств в доходах головной компании. Но по законодательству НК АЗ, с перечисленной суммы был удержан налог в размере 10%, поскольку  в соответствии со статьёй 126 НК Азербайджана "Налогообложение чистой прибыли в источнике выплаты постоянного представительства нерезидента", помимо налога на прибыль постоянного представительства нерезидента, любая сумма из чистой прибыли этого постоянного представительства, перечисленная (выданная) данному нерезиденту, облагается налогом по ставке 10 процентов, т.е.7 долларов. Указанная статья содержится в составе главы НК Азаербайджана "Глава IX. Налог на прибыль юридических лиц".
Налоговыми органами Азербайджана предоставлена справка требуемой формы для предоставления в налоговые органы РФ с подтверждением, что данный налог (10%) был уплачен.

Вопрос:
Существует ли возможность зачета уплаченного выше налога в размере 7 долларов в РФ в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения с Азербайджаном в 2017 году? Действует ли в этом случае обычный порядок возврата уплаченного налога, такой же как и при возврате налога на прибыль, уплаченного на территории АЗ в России.
Ответ

Между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (03.07.97) (далее по тесту – Соглашение).

Согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства (РФ) облагается налогом только в этом Государстве (РФ), если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве (Азербайджан) через находящееся в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве (Азербайджан), но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству[1].

Таким образом, прибыль, полученная филиалом, находящимся в Республике Азербайджан, подлежит налогообложению по месту своего нахождения.

Пунктом 2 статьи 23 Соглашения установлено, что в РФ двойное налогообложение устраняется следующим образом:

если резидент Российской Федерации получает доход или владеет имуществом, которые, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, могут облагаться налогами в Азербайджанской Республике, то сумма налога на такие доход или имущество, уплаченная в Азербайджанской Республике, подлежит зачету против суммы налога, взимаемого в Российской Федерации. Сумма зачета, однако, не должна превышать сумму налога Российской Федерации на такие доход или имущество, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством.

Порядок устранения двойного налогообложения регулируется статьей 311 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Согласно пункту 3 статьи 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в настоящем пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.

Таким образом, Организация, получающая доход за пределами РФ учитывает указанные доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом налог, уплаченный за пределами РФ, засчитывается при уплате налога на прибыль в РФ.

В рассматриваемом случае, Организация уплатила налог на прибыль в Республике Азербайджан в размере 20%.

При перечислении денежных средств с расчетного счета, открытого в банке в Республике Азербайджан, на расчетный счет в банке РФ, у Организации был также удержан налог в размере 10%.

Как следует из общедоступных источников сети Интернет, согласно статье 105 НК РА прибыль предприятий облагается налоговом по ставке 20 процентов.

Объектом налогообложения предприятия-резидента является его прибыль. Прибыль определяется как разница между всеми доходами (кроме доходов, освобожденных от налогообложения) и указанными в главе Х настоящего Кодекса расходами, вычитаемыми из дохода (пункт 1 статьи 104 НК РА).

Предприятие-нерезидент, осуществляющее деятельность в Азербайджанской Республике через свое постоянное представительство, уплачивает налог с прибыли, полученной в связи с такой деятельностью, т.е. с суммы, оставшейся после вычета из валового дохода, полученного из азербайджанского источника в связи с деятельностью через постоянное представительство, расходов, понесенных на получение этого дохода в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 104 НК РА).

Таким образом, налогом на прибыль уплачивается с разницы между полученными доходами и расходами.

При этом статьей 126 НК РА «Налогообложение чистой прибыли в источнике выплаты постоянного представительства нерезидента» установлено, что помимо налога на прибыль постоянного представительства нерезидента, любая сумма из чистой прибыли этого постоянного представительства, перечисленная (выданная) данному нерезиденту, облагается налогом по ставке 10 процентов.

Из указанных норм НК РА, по нашему мнению, можно предположить, что, несмотря на то, что статья 126 НК РА входит в главу, регулирующую уплату налога на прибыль, налог в размере 10%, удержанный при перечислении денежных средств на счет в РФ, не относится к налогу на прибыль, так как налоговой базой является чистая прибыль Организации, т.е. прибыль после налогообложения.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что поскольку рассматриваемый налог не является налогом на прибыль, он не может быть принят к зачету в порядке, установленном статьей 311 НК РФ.

Кроме того следует отметить следующее.

Статья 311 НК РФ не содержит прямого указания на то, что в зачет принимается только налог на прибыль, так как налог на доходы в каждой стране имеет свое название и порядок определения налоговой базы по нему.

Соответственно, можно сделать вывод, что статья 311 НК РФ предусматривает зачет любого налога на доходы, уплачиваемого в соответствии с нормами действующего иностранного законодательства, аналогичного налогу на прибыль.

Дополнительный налог взимаемый, по сути, с чистой прибыли, т.е. подвергшейся подоходному налогообложению, по нашему мнению, не может рассматриваться как налог аналогичный налогу на прибыль.

Помимо этого следует обратить внимание на пункт 2 статьи 23 Соглашения, из которого следует, что если резидент Российской Федерации получает доход или владеет имуществом, которые, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, могут облагаться налогами в Азербайджанской Республике, то сумма налога на такие доход или имущество, уплаченная в Азербайджанской Республике, подлежит зачету против суммы налога, взимаемого в Российской Федерации. Сумма зачета, однако, не должна превышать сумму налога Российской Федерации на такие доход или имущество, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством.

Из указанной нормы, на наш взгляд, можно сделать вывод, что в случае, если сумма дохода подлежит налогообложению в РА и РФ, то сумма уплаченного налога может быть зачтена. Однако сумма зачитываемого налога РФ не может быть больше суммы налога, который будет уплачен с этого дохода в соответствии с нормами НК РФ.

Как было указано выше, в РА ставка налога на прибыль составляет 20%, так же как и в РФ. Соответственно, больше чем налог на прибыль, исчисленный по этой ставке, налогоплательщик зачесть не вправе.

Кроме того, следует отметить, что основной принцип избежания двойного налогообложения заключается в том, чтобы с одного и того же дохода налог не взимался дважды. Таким образом, на Государство резидента возложена обязанность предоставить зачет по налогу на доходы, взимаемый в этом Государстве, если такой вид дохода облагается налогом в другом Государстве.

В рассматриваемом случае, перечисленная филиалом сумма на расчетный счет в доходах головной организации не признается и не облагается налогом в РФ, тем самым к указанной ситуации не применяется принцип избежания двойного налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, Организация не вправе зачесть налог в размере 10%, уплаченный в Республике Азербайджан.

Коллегия Налоговых Консультантов, 18  сентября  2017г.



[1] С учетом положений пункта 3 Соглашения, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить в случае, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является (пункт 2 статьи 7 Соглашения).

При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Договаривающемся Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами, в рамках норм, устанавливаемых внутренним законодательством этого Государства (пункт 3 статьи 7 Соглашения).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел