Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу внесения изменений в форму УПД

Департамент общего аудита по вопросу внесения изменений в форму УПД

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

28.09.2017
Вопрос

Организация планирует внести изменение в форму УПД в части дополнительных столбцов по единицам измерения. Согласно Письма Минфина и ФНС от 24.01.2014г. № ЕД-4-15/1121@ - дополнительные столбы вносить можно, но примечание по тексту «….по аналогии со столбцами А и Б….» Столбцы А и Б вынесены слева за табличную часть формы УПД. Означает ли это, что табличную часть с нумерацией граф нельзя видоизменять, а добавлять можно только слева с буквенным индексом (после графы Б – графа В, графа Г и т.д.) или справа с продолжением цифровой нумерации (после графы 11 – графа 12, графа 13 и т.д.) Или все-таки можно добавить в табличную часть к имеющимся единицам измерения – графу 2Б (код допол.ед.изм.), графу 2В (условное обозначение допол.ед.изм.) ?
Ответ

Возможность применения УПД установлена Письмом ФНС РФ от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@[1]:

«Статьей 313 НК РФ определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни. В статье 9 Закона N 402-ФЗ установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.

Таким образом, начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам. Такое объединение при соблюдении требований Закона N 402-ФЗ и главы 21 НК РФ не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

Используя приведенные здесь принципы и основания, ФНС России предлагает к применению форму универсального передаточного документа (далее - УПД) на основе формы счета-фактуры

Таким образом, УПД, по своей сути, представляет собой форму счёта-фактуры, дополненную обязательными реквизитами, предусмотренными статьёй 9 Закона № 402-ФЗ[2].

При этом применение данного документа  обусловлено тем, что нормы действующего законодательства не запрещают внесение дополнительных сведений в счёт-фактуру. В Письме ФНС РФ от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@ также указано:

«При этом глава 21 НК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - постановление Правительства РФ N 1137) не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. Указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленных покупателю продавцом.»

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 09.02.12 № 03-07-15/17:

«Согласно пункту 1 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени). При этом пунктом 2 статьи 169 Кодекса установлено, что счета-фактуры являются основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом, при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи Кодекса.

В то же время нормами главы 21 Кодекса указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не запрещено.

Таким образом, указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.»

Однако, нормы действующего законодательства содержат порядок внесения дополнительных реквизитов в счёт-фактуру.

В пункте 9 Приложения № 1 к Постановлению № 1137[3] указано, что налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137.

По нашему мнению, на данном требовании основаны рекомендации ФНС РФ, содержащиеся в Письме от 24.01.14 № ЕД-4-15/1121@:

«3. Форма Универсального передаточного документа, доведенная Письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, носит рекомендательный характер. В этой связи налогоплательщик вправе добавлять в составляемый документ дополнительные столбцы по аналогии со столбцами "А" и "Б" и (или) вносить дополнительную информацию, необходимую сторонам оформляемой операции, по аналогии со строками 8 - 19 приведенной в вышеуказанном Письме формы Универсального передаточного документа.»

Упомянутые в Письме ФНС РФ строки и столбцы находятся за пределами строк и столбцов предусмотренных Постановлением № 1137 и не нарушают установленную данным Постановлением форму счёта-фактуры.

Данное мнение содержится в Письме ФНС России от 23.12.15 № ЕД-4-15/22619:

«Письмо ФНС России N ММВ-20-3/96 не является нормативно-правовым актом, не изменяет и не дополняет федеральное законодательство и не содержит исчерпывающего перечня показателей, которые могут фиксироваться сторонами при оформлении операций передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этой связи стороны могут использовать приведенный в вышеуказанном письме ФНС России образец формы документа, объединяющей в себе форму счета-фактуры и информацию первичного учетного документа, дополняя его любыми другими показателями, необходимыми для отражения специальных условий сделок.

Это могут быть не содержащиеся в образце столбцы и строки за пределами черной рамки, что обеспечивает условие сохранения формы счета-фактуры

В Письме ФНС РФ от 31.01.14 № ГД-4-3/1573 указано:

«При этом обращаем внимание на то, что изменение наименования строк и граф, предусмотренных в форме УПД в части, относящейся к реквизитам счета-фактуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, в частности, строки 7 счета-фактуры, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено

Резюмируя вышеизложенное, добавление граф «2Б» и «2В», по нашему мнению является некорректным, и с высокой долей вероятности приведёт к затруднениям при вычете НДС у покупателей.

При этом внесение дополнительных граф (столбцов) слева от графы 1 «Наименование товара»[4] (по аналогии со столбцами «А» и «Б»), по нашему мнению, не сопряжено с налоговыми рисками.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 31 августа 2017г.



[1] «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры» (далее – Письмо № ММВ-20-3/96@)

[2] Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ)

[3] Постановление Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – постановление № 1137)

[4] «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» (Приложение № 1 к Постановлению № 1137)


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел