Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент Общего аудита по вопросу уплаты НДС при приобретении услуг по международной перевозке

Департамент Общего аудита по вопросу уплаты НДС при приобретении услуг по международной перевозке

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

23.07.2015
Вопрос

Можем ли мы  являться налоговыми агентами и удержать или обложить сверху  сумму доставки груза по территории РФ при наличии прилагаемого к письму документа, в котором указан иностранный перевозчик, предоставивший фрахт от начального пункта «Польша» до конечного пункта «Лобня.РФ» – основание договор транспортной экспедиции (пересечение границы в ПТО Берестовица)?
Ответ

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного и новации, а также передача имущественных прав.

При определении места реализации работ (услуг) для целей налогообложения НДС следует руководствоваться положениями статьи 148 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, и услуг, указанных в подпункте 4.3 настоящего пункта), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ, либо иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

НК РФ не содержит определений таких понятий как пункт отправления или назначения. Согласно разъяснениям Минфина РФ под пунктом назначения и пунктом отправления следует понимать пункты, которые указаны в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг в отношении соответствующих товаров (Письма Минфина РФ от 09.06.11 № 03-07-08/172, от 01.07.11 № 03-07-08/201, от 18.04.11 № 03-07-08/112 , от 18.04.11 № 03-07-08/114 , от 28.03.11 № 03-07-08/84 ).

В рассматриваемом случае в акте сдачи-приемки оказанных услуг, составленном на основании договора транспортной экспедиции, указаны:

- пункт отправления Польша;

- пункт назначения Лобня /РФ.

Факт детализации услуги с указанием пограничного пункта (Берестовица), по нашему мнению, не влияет на определение пунктов отправления/назначения, так как услуга является неделимой по всему маршруту следования груза.

Согласно подпункту 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 - 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ .

В рассматриваемой ситуации пункт отправления находится за пределами РФ, а пункт назначения – на территории РФ, следовательно, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг не будет признаваться территория РФ.

Данный вывод подтверждается Письмами Минфина РФ.

Так, в Письме Минфина РФ от 03.12.12 № 03-07-08/335 отражено:

«В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Так, на основании положений пп. 4.1 п. 1 и пп. 5 п. 1.1 указанной ст. 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, по договору с российской организацией в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося государством - участником Таможенного союза, как по территории иностранного государства, так и по территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается. Соответственно, российская организация, приобретающая данные услуги, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в российский бюджет по этим услугам».

В Письме Минфина РФ от 06.04.15 № 03-07-08/19183 указано:

«Таким образом, местом реализации оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, по договору с российской организацией услуг по организации перевозки товаров, вывозимых из Российской Федерации на территорию иностранного государства, не являющегося государством - членом Договора о Евразийском экономическом союзе, территория Российской Федерации не признается. Поэтому российская организация, приобретающая данные услуги, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость по этим услугам в бюджетную систему Российской Федерации».

В Письме Минфина РФ от 26.07.12 № 03-07-08/218 указано:

«В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

На основании положений пп. 5 п. 1.1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке (транспортировке) товаров, а также услуг, связанных с перевозкой (транспортировкой), оказываемых иностранными организациями, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Таким образом, услуги по международной перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, а также транспортно-экспедиционные услуги по организации такой международной перевозки, оказываемые иностранными организациями, налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая вышеназванные услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость не признается и, соответственно, исчислять и удерживать этот налог при перечислении денежных средств иностранным организациям не должна».

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации при приобретении транспортно-экспедиционных услуг по перевозке (фрахта) у иностранной компании Ваша Организация не будет являться налоговым агентом по НДС.

Коллегия Налоговых Консультантов, 23 июля 2015

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел