Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу учета спецодежды

Департамент общего аудита по вопросу учета спецодежды

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

23.10.2017
Вопрос

Компания приобретает СИЗ для сотрудников должности которых не поименованы в типовых отраслевых нормах для выдачи СИЗ. Имеет- ли  право компания устанавливать свои нормы и должности кому положена выдача СИЗ?  Может - ли компания принимать расходы на спецодежду в целях уменьшения налога на прибыль?  
Ответ

Об выдаче СИЗ

В соответствии со статьёй 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В соответствии с пунктом 5 Приказа № 290н[1] предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Согласно пункту 6 Приказа № 290н работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с пунктом 14 Приказа № 290н при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами[2], соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 426-ФЗ[3] результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.

Следовательно, Организация обязана осуществлять выдачу спецодежды сотрудникам, занятым на работах:

с вредными и (или) опасными условиями труда;

выполняемых в особых температурных условиях;

связанных с загрязнением.

 

Перечень данных сотрудников определяется на основании результатов специальной оценки условий труда.

 

Выдача СИЗ осуществляется в соответствии с Типовыми нормами, при этом Организация имеет право устанавливать улучшенные (по сравнению с нормативными) нормы выдачи.

Аналогичное мнение содержится в Письмах Минтруда РФ от 20.09.16 № 15-2/ООГ-3388, от 16.03.16 № 15-2/ООГ-1049.

При этом в Письме Минтруда РФ от 20.09.16 № 15-2/ООГ-3388 содержится следующее разъяснение:

«При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - Типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

В этой связи поясняем, что работникам, в том числе выполняющим отдельные периодические работы, СИЗ выдаются исключительно на основании Типовых норм вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда».

 

Следовательно, если в результате специальной оценки условий труда были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, или связанные с особым температурным режимом и загрязнением, то Организация, по нашему мнению, обязана осуществить выдачу СИЗ. При этом, если данные должности отсутствуют в Типовых нормах, то выдача осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными для должностей, осуществляющих аналогичную трудовую функцию.

 

Кроме того, если сотрудник выполняет отдельные периодические работы[4], но специальная оценка условий труда не выявила особых условий на его обычном рабочем месте[5], то Организация также обязана осуществить выдачу ему СИЗ, руководствуясь Типовыми нормами[6].

Косвенно, данный вывод подтверждается пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 18.06.10 № 454н[7] :

«Руководителям и специалистам, обязанным по роду своей работы периодически посещать производственные объекты, должности которых не предусмотрены настоящими Нормами, выдаются те же средства индивидуальной защиты, которые предусмотрены в соответствии с характером выполняемых работ для рабочих, руководителей и специалистов, профессии и должности которых указаны в настоящих Нормах».

Также отмечаем, что нормы действующего законодательства не запрещают Организации осуществлять выдачу СИЗ иным работникам, в соответствии с локальными нормативными актами.

 

Налог на прибыль

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Таким образом, к материальным расходам относятся затраты на приобретение спецодежды, предусмотренной нормами действующего законодательства.

Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме Минфина РФ от 08.04.16 № 03-03-06/1/20165:

«Учитывая изложенное, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, при выполнении требований статьи 252 Кодекса.»

 

Также обращаем Ваше внимание на Письмо Минфина РФ от 16.02.12 № 03-03-06/4/8:

«Таким образом, если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются работникам по нормам, предусмотренным действующим законодательством, или по повышенным нормам, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли[8]

Следовательно, Организация вправе признать расходы на выдачу СИЗ по повышенным нормам, установленным локальным нормативным актом.

Также из данных разъяснений можно сделать вывод, что расходы на выдачу СИЗ сотрудникам, условия труда которых не предусматривают выдачу СИЗ на основании результатов специальной оценки условий труда, не учитываются при налогообложении прибыли.

Согласно более раннему разъяснению Минфина РФ[9] и арбитражной практики, правомерность учёта расходов ставилась налоговыми органами в зависимость от наличия должности в Типовых нормах.

Коллегия Налоговых Консультантов, 14 сентября 2017г.



[1] Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.09 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее – Приказ № 290)

[2] Например, Постановления Минтруда России от 29.12.97 № 68, от 25.12.97 № 66, от 16.12.97 № 63 и иные аналогичные нормативные акты (далее – Типовые нормы)

[3] Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

[4] Например, посещение производственных площадок клиента

[5] Например, офис

[6] Например, на основании должности, которая предусматривает проведение работ на аналогичной производственной площадке

[7] «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»

Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 19.08.16 № 03-03-06/1/48743, от 11.12.12 № 03-03-06/1/645, от 25.11.14 № 03-03-06/1/59763

[9] Письмо Минфина РФ от 19.10.06 № 03-11-05/235


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел