Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу налогообложения выплат сотруднику

Департамент общего аудита по вопросу налогообложения выплат сотруднику

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

07.11.2017
Вопрос

1)    Сотрудник российской компании уезжает работать за рубеж на проект для компании группы. С сотрудником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором он переводится на удаленный режим работы, в договоре мы указываем новую страну работы. Срок работы за рубежом от 2-х месяцев до года. Может ли компания выступать налоговым агентом в данном случае и удерживать НДФЛ? Также в договоре с сотрудником есть возможность не указывать страну работы, т.е. сотрудник будет числиться просто на удаленной работе, может ли в этом случае компания исполнять обязанность налогового агента по НДФЛ. Есть ли риски у компании, если она будет в любом случае исполнять обязанности налогового агента и удерживать НДФЛ?
2)    Какие риски есть у сотрудника при непредоставлении личной годовой декларации в ИФНС? (поскольку уплата НДФЛ планируется Компанией, то Компания в конце года подаст 2-НДФЛ, в том числе и по доходам этого сотрудника).
3)    В вышеуказанной ситуации компания в трудовом договоре с сотрудником указывает, что будет доплачивать определенную фиксированную сумму, чтобы компенсировать расходы вне территории РФ на проживание, проезд и т.п. Т.е. это будет именно компенсация, сотрудник при этом может предоставлять документы, подтверждающие расходы, однако, сумма компенсации не будет совпадать с подтверждающими документами. В связи с этим возникает 2 вопроса: А) должны ли мы облагать данную доплату социальными взносами (если должны, то в каком случае компенсация не будет облагаться?) Б) Можем ли мы учитывать данные расходы в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, при условии, что у нас есть договор с зарубежной компанией, по которому эта компания оплачивает нам услуги данного сотрудника?
Ответ

Сотрудник российской компании уезжает работать за рубеж на проект для компании группы. С сотрудником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором он переводится на удаленный режим работы, в договоре мы указываем новую страну работы. Срок работы за рубежом от 2-х месяцев до года. Может ли компания выступать налоговым агентом в данном случае и удерживать НДФЛ?

В соответствии со статьей 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 2 статьи 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев[1].

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.

При этом вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подпункт 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ).

Таким образом, учитывая, что в рассматриваемой ситуации работник выполняет работу за пределами РФ, то получаемое им вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей является доходом, полученным от источника за пределами РФ.

 

Данный вывод подтверждается Письмом Минфина РФ от 06.07.15 № 03-04-06/38878.

 

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 НК РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, самостоятельно производят исчисление и уплату налога исходя из сумм таких доходов.

При этом у Организации-работодателя не возникает обязанности выполнять функции налогового агента при выплате указанного дохода работнику (пункт 2 статьи 226 НК РФ).

Таким образом, при выплате сотруднику, работающему дистанционно на территории иностранного государства, заработной платы у Организации в принципе отсутствует обязанность по исполнению функций налогового агента.

 

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 06.07.15 № 03-04-06/38878:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При направлении работника на работу за границу, когда он все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно пункту 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Таким образом, в отношении доходов сотрудника организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса».

 

Кроме того, в случае, если в течение налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ, то в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ оно не является плательщиком налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных в данном налоговом периоде от источников за пределами РФ.

Данный вывод подтверждается Письмами Минфина РФ от 25.10.13 № 03-04-06/45131, от 18.02.13 № 03-04-06/4254.

С учетом вышеизложенного, исполнение функций налогового агента при наличии в трудовом договоре условия о месте работы за границей может привести к излишнему удержанию сумм НДФЛ из зарплаты сотрудника.

Согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации Организация должна будет сообщить своему сотруднику о том, что ею была излишне удержана сумма налога, и осуществить возврат излишне удержанных сумм налога сотруднику на основании его письменного заявления.

Между тем, отметим, что НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение нормы, установленной пунктом 1 статьи 231 НК РФ.

Также в договоре с сотрудником есть возможность не указывать страну работы, т.е. сотрудник будет числиться просто на удаленной работе, может ли в этом случае компания исполнять обязанность налогового агента по НДФЛ. Есть ли риски у компании, если она будет в любом случае исполнять обязанности налогового агента и удерживать НДФЛ?

Как было отмечено нами выше, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.

По нашему мнению в случае, если в трудовом договоре не будет указана в качестве места работы территория иностранного государства, то формально это будет означать, что сотрудник осуществляет трудовую деятельность в РФ, следовательно, доход в виде заработной платы будет относиться к доходам от источников в РФ.

Таким образом, в такой ситуации у Организации будет существовать обязанность по исполнению функций налогового агента в обычном порядке.

При этом, обращаем Ваше внимание, что поскольку работа за границей будет осуществляться от 2х месяцев до года, то может возникнуть ситуация, когда сотрудник утратит статус налогового резидента.

Следовательно, на основании пункта 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка будет составлять 30%.

Отметим, что НК РФ не содержит прямых норм, предусматривающих пересчет НДФЛ в случае изменения статуса работника с резидента на нерезидента.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1[2] статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Согласно пункту 2 статьи 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

По нашему мнению, из вышеизложенного следует, что в случае изменения статуса работника с резидента на нерезидента налоговый агент не должен производить пересчет налога.

Таким образом, в случае утраты сотрудником статуса налогового резидента РФ в течение года, у Организации, по нашему мнению, отсутствует обязанность пересчитывать НДФЛ с доходов, полученных до начала дистанционной работы.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что согласно позиции контролирующих органов, в случае, если по итогам налогового периода физическое лицо теряет статус налогового резидента РФ, его доходы от источников в РФ, с которых налог был уплачен по ставке 13 процентов, подлежат налогообложению по ставке 30 процентов.

Так в Письме Минфина РФ от 31.05.12 № 03-04-05/6-670 указано следующее:

«Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации.

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Пунктом 3 ст. 224 Кодекса для доходов, получаемых физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов. Для основных доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, п. 1 ст. 224 Кодекса установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.

В случае нахождения физического лица в Российской Федерации более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению по ставке 13 процентов.

При этом налоговый статус физического лица, определенный на дату получения дохода, может измениться с учетом времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

В случае если по итогам налогового периода физическое лицо находилось в Российской Федерации менее 183 дней, такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации, с которых налог был уплачен по ставке 13 процентов, подлежат налогообложению по ставке 30 процентов».

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина РФ от 27.06.12 № 03-04-05/6-782, от 21.05.09 № 03-04-05-01/313.

В связи с изложенным, мы не можем исключить риск предъявления претензий со стороны налоговых органов, в случае если по итогам года сотрудник утратит статус налогового резидента, и Организация примет решение не пересчитывать НДФЛ за период, в котором доход сотрудника облагался по ставке 13%, однако, на наш взгляд, такой обязанности у Организации не возникает.

Какие риски есть у сотрудника при непредоставлении личной годовой декларации в ИФНС? (поскольку уплата НДФЛ планируется Компанией, то Компания в конце года подаст 2-НДФЛ, в том числе и по доходам этого сотрудника).

Как было отмечено нами выше, если сотрудник является налоговым резидентом и получает доход от источников за пределами РФ (исполняет свои должностные обязанности по дистанционному договору находясь за пределами РФ), то в отношении такого дохода он осуществляет исчисление и уплату налога самостоятельно.

На основании пункта 1 статьи 229 НК РФ в рассматриваемой ситуации сотрудник обязан будет предоставить налоговую декларацию.

При этом, согласно пункту 4 статьи 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Таким образом, формально физическое лицо должно подать декларацию, однако вправе не указывать в ней те выплаты, с которых налог был удержан налоговым агентом.

То есть, по сути, декларация может быть нулевой.

Законодательством не предусмотрена процедура подачи декларации физическим лицом, в случае, если со всех его доходов налог удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом.

Какие-либо разъяснения и арбитражная практика по аналогичным вопросам отсутствует.

В связи с этим, мы не можем полностью исключить риск того, что налоговым органом будет признано, что:

1)      Организацией уплачен НДФЛ за сотрудника за счет собственных средств;

2)      Сотрудником неправомерно не подана декларация и не уплачен НДФЛ в отношении доходов, полученных от источников за пределами РФ.

По нашему мнению, если Организация будет исполнять обязанности налогового агента в отношении всей суммы дохода, то возникновение неблагоприятных последствий маловероятно, в силу того, что сумма налога, поступившая в данном случае в бюджет, будет равна[3] сумме налога, которая должна была бы поступить в бюджет от сотрудника, в отношении доходов от источников за пределами РФ.

В вышеуказанной ситуации компания в трудовом договоре с сотрудником указывает, что будет доплачивать определенную фиксированную сумму, чтобы компенсировать расходы вне территории РФ на проживание, проезд и т.п. Т.е. это будет именно компенсация, сотрудник при этом может предоставлять документы, подтверждающие расходы, однако, сумма компенсации не будет совпадать с подтверждающими документами. В связи с этим возникает 2 вопроса:

А) должны ли мы облагать данную доплату социальными взносами (если должны, то в каком случае компенсация не будет облагаться?)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[4] в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, предусмотренных пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса, российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, а также компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Согласно статье 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по обустройству на новом месте жительства.

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отметим, что нормы главы 34 НК РФ повторяют нормы ранее действовавшего Закона № 212-ФЗ[5]. В связи с чем, Минфином в письме от 16.11.2016 N 03-04-12/67082 вопросу исчисления и уплаты страховых взносов рекомендовано руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу.

Так, в Письме Минтруда России от 19.05.16 № 17-3/В-199 в отношении сумм возмещения иногородним работникам, переехавшим в другую местность по согласованию с работодателем, отмечено следующее:

«Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

При этом суммы возмещения расходов работников по найму жилого помещения в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ не поименованы.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

При этом статьей 169 Трудового кодекса не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения затрат иногороднего сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения.

Таким образом, вне зависимости от основания принятия на работу иногороднего работника (на общих основаниях или в порядке переезда работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность) суммы возмещения такому работнику расходов по найму жилого помещения подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке».

Между тем, существует противоположная арбитражная практика.

Так, в Определении Верховного Суда РФ от 16.09.15 № 304-КГ15-5008 по делу № А70-6034/2014 указано:

«Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, работник общества Мочалов Д.С., осуществляющий трудовую деятельность в обществе в должности директора филиала в г. Ялуторовске, в соответствии с приказом от 15.11.2010 N 36/1 был переведен на должность директора филиала в г. Нижневартовск. Указанным работником был заключен договор аренды жилого помещения от 07.11.2010, по условиям которого стоимость арендной платы составляла 17 000 рублей ежемесячно.

Согласно приказу общества от 12.11.2010 N 186/1-п работникам, принимаемым в филиалы переводом из иных подразделений общества, а также при переезде на работу из другой местности возмещаются расходы, в том числе по обустройству на новом месте жительства. К указанному виду расходов в соответствии с названным приказом отнесены выплаты за проживание в гостинице на период поиска жилья на новом месте жительства, а также выплаты за самостоятельный наем жилья (квартиры).

Указанные обстоятельства послужили основанием для осуществления обществом выплат своему работнику по компенсации его расходов по аренде жилья на новом месте жительства.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений.

В то же время понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В то же время статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при переезде на работу в другую местность.

Согласно положениям статьи 169 Трудового кодекса Российской Федерации при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая изложенное, установленные на основании локального акта организации спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Эти выплаты произведены не в рамках трудовых отношений. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Таким образом, спорные выплаты подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами».

Аналогичные выводы содержат Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.16 № Ф09-5662/16, ФАС Уральского округа от 01.04.14 № Ф09-1087/14.

Таким образом, из арбитражной практики можно  сделать вывод, что в случае, если анализируемые выплаты носят социальный характер, не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, то такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

 

Вместе с этим, учитывая позицию контролирующих органов, а также сам факт наличия арбитражной практики, мы не можем исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов, в случае, если Организацией будет принято решение не начислять страховые взносы на анализируемые выплаты.

Б) Можем ли мы учитывать данные расходы в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, при условии, что у нас есть договор с зарубежной компанией, по которому эта компания оплачивает нам услуги данного сотрудника.

В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270  НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265  НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В рассматриваемой ситуации, расходы на выплату компенсации сотруднику в связи с переездом в другую местность оплачиваются иностранной компанией – партнером Организации.

Таким образом, Организация не несет эти затраты самостоятельно.

С учетом изложенного, считаем, что Организация не вправе учитывать данные затраты в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Коллегия Налоговых Консультантов, 20  сентября  2017г.



[1] Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

[2] Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

[3] Либо превышать, в случае, если сотрудник по итогам налогового периода утратит статус налогового резидента

[4] за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ

[5] Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел