Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита о возможности зачета встречных требований с точки зрения валютного законодательства

Департамент общего аудита о возможности зачета встречных требований с точки зрения валютного законодательства

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

27.03.2018
Вопрос

С точки зрения валютного законодательства, будет ли являться нарушением зачет долга Акционера (иностранное юридическое лицо) перед дочерней компанией по займу в счет задолженности по выплате дивидендов?
Ответ

Порядок осуществления валютных операций на территории РФ регулируется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ (далее – Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютными операциями являются, в частности:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Статьей 6 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7[1], 8[2] и 11[3] настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Таким образом, применительно к рассматриваемому нами случаю валютные операции могут осуществляться между резидентом РФ и нерезидентом РФ без ограничений.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Из приведенных положений можно сделать вывод о том, что проведение зачета взаимных требований между резидентом и нерезидентом невозможно в тех случаях, когда на резиденте лежит обязанность по зачислению средств, полученных от нерезидента, на счет в уполномоченном банке. Такая обязанность возникает при осуществлении внешнеторговой деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.03 № 164-ФЗ  под внешнеторговой деятельностью понимается осуществление сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В рассматриваемом нами случае сделки по договору займа и по выплате дивидендов не связаны с осуществлением внешнеторговой деятельности.

В связи с чем, считаем, что зачет встречных требований по договору займа и по обязательствам, связанным с выплатой дивидендов, между Организацией и материнской компаний не нарушает требований Закона № 173-ФЗ.

На основании положений статьи 20 Закона № 173-ФЗ Центральный банк РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

В силу пункта 3 статьи 20 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 4, отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.

Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

Обращаем Ваше внимание, что с 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» от 16.08.17 № 181-И (далее – Инструкция № 181-И).

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции № 181-И положения настоящего раздела распространяются на следующие договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ:

4.1.1. Договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме.

4.1.2. Договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением), на территории РФ (за пределами территории РФ) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

4.1.3. Договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

4.1.4. Договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга).

4.1.5. Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее - кредитный договор).

Пунктом 4.2 Инструкции № 181-И установлено, что сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, должна быть равна или превышать эквивалент:

- для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн. рублей;

- для экспортных контрактов - 6 млн. рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), указанному в пункте 4.1 настоящей Инструкции, определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции № 181-И резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, по импортному контракту (либо по кредитному договору, указанному в главе 4 настоящей Инструкции, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке в порядке, установленном настоящей главой, и проводить расчеты по контракту (кредитному договору) только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор)[4].

Пунктом 5.6 Инструкции № 181-И установлено, что резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, указанных в главе 4 настоящей Инструкции, должен представить в банк УК в порядке, установленном банком УК, импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 настоящей Инструкции.

 

На основании изложенного, считаем, что договоры займа, заключенные между юридическими лицами, одним из которых является нерезидент, подлежат постановке на учет в уполномоченном банке, при условии, что сумма обязательств по договору превышает 3 млн. руб.

Согласно 5.6 Инструкции № 181-И резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, указанных в главе 4 настоящей Инструкции, должен представить в банк УК в порядке, установленном банком УК, импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 настоящей Инструкции.

Пунктом 5.7 Инструкции № 181-И установлено, что резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в следующие сроки:

5.7.2. При зачислении иностранной валюты или валюты РФ от нерезидента на счет резидента, открытый в банке УК, - не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента, открытый в банке УК.

5.7.8. При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 - 5.7.7 настоящего пункта, - не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах, либо в иные сроки, установленные настоящей Инструкцией в отношении представления информации об исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 - 5.7.7 настоящего пункта.

В силу пункта 5.8 Инструкции № 181-И Банк УК должен принять на учет импортный контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления резидентом документов, указанных в пункте 5.6 настоящей Инструкции, и присвоить импортному контракту (кредитному договору) уникальный номер в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции (далее - постановка на учет импортного контракта (кредитного договора)[5].

Банк УК должен направить резиденту-импортеру, резиденту, являющемуся стороной по кредитному договору, информацию об уникальном номере принятого на учет импортного контракта (кредитного договора) в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет импортного контракта (кредитного договора).

Каждому экспортному контракту, импортному контракту, кредитному договору, указанным в главе 4 настоящей Инструкции, присваивается банком УК один уникальный номер, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункта 10.2 настоящей Инструкции (пункт 5.9 Инструкции № 181-И).

Между тем, как было отмечено нами выше, Инструкция № 181-И вступила в силу с 1 марта 2018 года. До указанного момента действовала Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 04.06.12 № 138-И, на основании которой при заключении договора займа между резидентом РФ и нерезидентом РФ оформлялся паспорт сделки, если сумма сделки превышала 50 тыс. долл. США.

 Таким образом, с 1 марта 2018 года по сделкам, подлежащим валютному контролю, в отношении которых осуществлялось оформление паспорта сделки, вместо оформления такого паспорта осуществляется постановка на учет соответствующего договора в уполномоченном банке.

Инструкцией № 181-И предусмотрены переходные положения в отношении сделок, по которым до 1-го марта 2018 года были оформлены паспорта сделок.

Так, на основании пункта 18.1 Инструкции № 181-И паспорта сделок по контракту (кредитному договору), которые на дату вступления в силу настоящей Инструкции не закрыты и находятся в досье валютного контроля, ведение которого предусмотрено главой 19 Инструкции № 138-И, признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Номер такого паспорта сделки по контракту (кредитному договору) считается уникальным номером контракта (кредитного договора), принятого на учет уполномоченным банком. Дальнейшее обслуживание такого контракта (кредитного договора) в уполномоченном банке осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции[6].

Уполномоченный банк на дату вступления в силу настоящей Инструкции должен привести ведомость банковского контроля по паспорту сделки, указанному в пункте 18.1 настоящей Инструкции, в соответствие с требованиями настоящей Инструкции и продолжить ее ведение в порядке, установленном настоящей Инструкцией (пункт 18.2 Инструкция № 181-И).

Согласно пункту 6.1 Инструкции № 181-И резидент должен представить в банк УК заявление о снятии с учета контракта (кредитного договора) по следующим основаниям:

6.1.1. При переводе из банка УК контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк (включая перевод из одного филиала в другой филиал банка УК, из головного офиса банка УК в филиал банка УК, из филиала банка УК в головной офис банка УК), а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке УК.

6.1.2. При исполнении сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору), включая исполнение обязательств третьим лицом.

6.1.3. При уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу - резиденту либо при переводе долга резидентом по контракту (кредитному договору) на другое лицо - резидента.

6.1.4. При уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) нерезиденту либо при переводе долга резидентом по контракту (кредитному договору) на нерезидента.

6.1.5. При исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпункте 6.1.2 настоящего пункта основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

6.1.6. При прекращении оснований постановки на учет контракта (кредитного договора) в соответствии с настоящей Инструкцией, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также в случае если контракт (кредитный договор) был ошибочно принят на учет при отсутствии в контракте (кредитном договоре) оснований его принятия на учет.

В силу пункта 6.2 Инструкции № 181-И в заявлении резидента о снятии с учета контракта (кредитного договора) должны быть указаны:

- уникальный номер контракта (кредитного договора);

- основание для снятия с учета контракта (кредитного договора) со ссылкой на соответствующий подпункт пункта 6.1 настоящей Инструкции;

- сведения о резиденте, которому уступаются требования (на которого переводится долг) по контракту (кредитному договору), необходимые банку УК для заполнения пункта 8 раздела I ведомости банковского контроля (в случае снятия с учета контракта (кредитного договора) по основанию, указанному в подпункте 6.1.3 пункта 6.1 настоящей Инструкции);

- дата подписания резидентом заявления о снятии контракта (кредитного договора) с учета, его подпись и печать (при ее наличии).

Пунктом 6.3 Инструкции № 181-И установлено, что одновременно с заявлением о снятии с учета контракта (кредитного договора) по основанию, указанному в подпункте 6.1.5 пункта 6.1 настоящей Инструкции, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпункте 6.1.2 пункта 6.1 настоящей Инструкции основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, за исключением случая, если ранее указанная справка о подтверждающих документах была представлена резидентом и принята банком УК в соответствии с главой 8 настоящей Инструкции.

Банк УК не позднее двух рабочих дней после даты представления резидентом заявления о снятии с учета контракта (кредитного договора) и документов, необходимых для его снятия с учета, должен проверить заявление о снятии с учета контракта (кредитного договора), полноту представленного комплекта документов, соответствие основания снятия с учета контракта (кредитного договора) сведениям, содержащимся в представленных документах, или иной информации, которой располагает банк УК в связи с проведением операций резидента, и принять решение о снятии с учета контракта (кредитного договора) либо об отказе в снятии с учета контракта (кредитного договора) (пункт 6.4 Инструкции № 181-И).

Таким образом, положения Инструкции № 181-И прямо допускают возможность снятия кредитного договора с учета по иным основаниям, связанным с прекращением обязательств по контракту.

Основания для прекращения обязательств перечислены в главе 26 ГК РФ.

В частности, согласно статье 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

На основании изложенного, считаем, что снятие кредитного договора с учета в уполномоченном банке возможно в связи с проведением зачета встречного однородного требования.

Подводя итоги изложенному, на наш взгляд, Организация и материнская компания вправе осуществить зачет встречных требований по договору займа и по обязательствам, связанным с выплатой дивидендов, с точки зрения валютного законодательства.

Коллегия Налоговых Консультантов, 5 марта 2018 года.



[1] Утратил силу.

[2] Утратил силу.

[3] К рассматриваемому нами случаю не относится.

[4] либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) в соответствии с главами 11 - 13 настоящей Инструкции (далее - банк УК), и (или) через свой счет, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта и главах 10 и 14 настоящей Инструкции.

[5] Одновременно с присвоением уникального номера импортному контракту (кредитному договору) банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке формирования и ведения ведомости банковского контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.

[6] В случае обращения резидента в уполномоченный банк в целях получения паспорта сделки, хранящегося в досье валютного контроля, уполномоченный банк должен выдать ему такой паспорт сделки в порядке, определенном уполномоченным банком по согласованию с резидентом.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел