Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита о порядке корректировки земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка

Департамент общего аудита о порядке корректировки земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка

01.08.2018
Вопрос

Арендатор земельного участка, принадлежащего Обществу, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость равной рыночной. Суд постановил удовлетворить требования арендатора и изменить кадастровую стоимость земельного участка с 01.01.2017г.
Согласно ст.391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда пересчет налоговой базы начинается с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН новой стоимости. Заявление в суд подано 30.08.2017г., но до настоящего времени кадастровая стоимость в ЕГРН не изменена.
Вопросы:
1). Когда мы имеем право подать корректировочные декларации по земельному налогу: сейчас или только после изменения стоимости в ЕГРН?
2.) С какого момента необходимо произвести пересчет земельного налога?
Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

 

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 

Абзацем 1 пункта 1 статьи 391 НК РФ установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

 

При этом, в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

 

Из указанной нормы можно сделать вывод, что новая кадастровая стоимость применяется в целях исчисления налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом оспариваемая кадастровая стоимость должна быть внесена в ЕГРН раньше, чем заявление о ее оспаривании.

 

Аналогичное мнение высказано в письме ФНС РФ от 26.03.15 № БС-4-11/4935@:

«Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015».

 

Из представленного Решения Московского городского суда от 22.12.17 следует, что оспариваемая стоимость была внесена в реестр 01.01.16[1], что предшествует началу налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (т.е. 01.01.17).

 

Соответственно, поскольку в рассматриваемой ситуации заявление подано в 2017 году, и оспариваемая стоимость была внесена в реестр ранее 01.01.17, по нашему мнению, налоговая база подлежит изменению с 01.01.17.

 

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 5 письма ФНС РФ от 07.11.16 № БС-4-21/21044@:

«В случае принятия комиссией при территориальном органе Росреестра решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в 2016 году, на основании заявления, поданного в 2016 году, повлечет ли данное решение перерасчет земельного налога за 2015 год?

Разъяснения:

Исходя из статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения (оспаривания) кадастровой стоимости земельного участка во внесудебном порядке по решению комиссии при территориальном органе Росреестра сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, учитываются при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В этой связи, в случае принятия комиссией решения о пересмотре кадастровой стоимости в текущем году, перерасчет налога за 2015 год производиться не будет, а изменения налоговой базы будут учитываться при расчете налога за 2016 год».

 

Учитывая изложенное, по нашему мнению, можно сделать вывод, что Организация вправе подать уточнённую налоговую декларацию за 2017 год, не дожидаясь внесения новой кадастровой стоимости в ЕГРН.

 

При этом обращаем Ваше внимание на следующие разъяснения Минфина РФ.

 

Письмо Минфина РФ от 19.05.15 № 03-05-05-02/28656:

«В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно части 6 пункта 1 статьи 391 Кодекса в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом обращаем внимание, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, признанной на основании решения комиссии или вступившего в законную силу судебного решения равной рыночной, изменяются в государственном кадастре недвижимости Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, налоговые органы при администрировании земельного налога руководствуются информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости».

 

Письмо Минфина РФ от 06.07.15 № 03-05-04-02/38796:

«Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

При этом отмечаем, что в том случае, если при проведении камеральной налоговой проверки декларации за 2014 год налоговым органом получено от налогоплательщика решение комиссии или суда об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, датированное 2014 годом, а от регистрирующего органа такая информация в налоговый орган не поступала, налоговому органу необходимо в рамках межведомственного взаимодействия обратиться в органы Росреестра для подтверждения предоставленной налогоплательщиком информации об изменении кадастровой стоимости.

Таким образом, налоговые органы при администрировании земельного налога должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости».

 

На основании разъяснений Минфина РФ, на наш взгляд, можно сделать вывод, что при проведении камеральной проверки уточненной налоговой декларации, поданной в связи с изменением кадастровой стоимости по решению суда, налоговый орган должен будет обратиться в органы Росреестра для подтверждения информации об изменении стоимости.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 2 июля 2018 года



[1] Постановление Правительства Москвы от 19.11.16 № 791-ПП


Назад в раздел