Главная / Консультации / Банковский аудит / Учет в целях налогообложения прибыли затрат по договорам, обеспечивающим предоставление пакета премиальных услуг держателям карт «МИР Суприм»

Учет в целях налогообложения прибыли затрат по договорам, обеспечивающим предоставление пакета премиальных услуг держателям карт «МИР Суприм»

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

30.10.2023
Вопрос

Описание ситуации.
Банк выпускает карту «МИР Суприм» премиального сегмента.
Условиями выпуска и использования банковских расчетных карт (далее – Условия) предусмотрено, что между Банком и клиентом заключается Договор об использовании электронного средства платежа, предусматривающий открытие счета карты, совершение операций по счету карты с использованием карт за счет денежных средств Клиента и/или кредита. Заключение Договора осуществляется путем присоединения Клиента к Условиям в соответствии со статьей 428 ГК РФ. Договор включает в себя в качестве основных и неотъемлемых частей: Условия, Заявление, тарифы Банка по обслуживанию банковских расчетных карт, индивидуальные условия договора (в случае предоставления Кредитного лимита), соответствующие Программы Банка. Программа Банка – утвержденная в установленном в Банке порядке программа, содержащая конкретные условия оказания услуг по выпуску и обслуживанию карт.
В соответствии с Условиями Клиент имеет возможность получения дополнительных услуг Банка, в том числе по отдельным тарифам, пользование которыми осуществляется исключительно посредством Карты или ее реквизитов, условия и порядок получения и пользования дополнительными услугами определяются в отдельных документах Банка. Для держателей банковских карт «МИР Суприм» в Банке организована «Программа лояльности «Суприм» по банковским расчетным картам, которая позволяет Клиенту воспользоваться следующими привилегиями:
ꟷ услугами сервиса, позволяющего Клиентам и их гостям получать доступ в отдельные бизнес-залы аэропортов, железнодорожных вокзалов и прочих объектов транспортной инфраструктуры и пользоваться привилегиями и услугами, которые предоставляются во время нахождения в таких залах, независимо от класса путешествия или компании (в рамках участия в Программе «Mir Pass»);
ꟷ получение вознаграждения в виде возврата безналичной оплаты услуг (в рамках Программы осуществления возвратов Cashback «Суприм» по банковским расчетным картам);
ꟷ бесплатное получение (по запросу Клиента) Полиса страхования путешествующих (в рамках комплексного страхования путешествующих от СПАО «Ингосстрах»)».
В соответствии с Тарифами «Суприм» по карте Суприм предусмотрена ежемесячная комиссия за ведение счета 2 000 рублей. При этом комиссия не взимается при соблюдении одного из следующих условий:
• наличие вклада/вкладов, среднедневной остаток которого(ых) составляет не менее 3 000 000 рублей в течение календарного месяца, следующего за месяцем открытия счета и последующих;
• поддержание ежемесячных оборотов (оплата товаров и услуг) по счету не менее 300 000 рублей;
• наличие вклада/вкладов, среднедневной остаток которого(ых)составляет не менее 2 000 000 рублей в течение календарного месяца, следующего за месяцем открытия счета и последующих и поддержание ежемесячных оборотов (оплата товаров и услуг) по счету не менее 200 000 рублей.
Для реализации премиальных услуг Банком заключены договоры с АО «НСПК» на оказание услуг по предоставлению доступов клиентам-держателям карт «Мир» в бизнес-залы в рамках участия в Программе «Mir Pass» и с СПАО «Ингосстрах» по комплексному страхованию путешествующих. Расходы по данным договорам признаются Банком как маркетинговые, направленные на продвижение банковского продукта, и относятся на расходы, уменьшающие налог на прибыль.

Вопросы.
1.    Правомерно ли отнесение расходов Банка по договорам с АО «НСПК» (услуги доступов в бизнес – залы) и СПАО «Ингосстрах» (комплексное страхование путешествующих) в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и признание их маркетинговыми?
2.    Существует ли риск признания оказания премиальных услуг безвозмездными и, как следствие, обязанности начисления НДС с безвозмездного оказания услуг?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.




Мнение консультантов.

1.    Расходы Банка по оплате услуг третьих лиц, предоставляющих держателям банковских карт «МИР Суприм» дополнительные (бонусные) услуги, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

2.    Услуги, оказываемые АО «НСПК» и СПАО «Ингосстрах» в рамках заключенных с Банком договоров, не носят характер маркетинговых услуг и в целях налогообложения прибыли организаций подлежат учету в качестве других расходов, связанных с банковской деятельностью.

3.    В соответствии с выработанной в настоящее время позицией судов оказываемые Банком держателям банковских карт премиальные услуги не носят безвозмездный характер. Вместе с тем, нельзя исключить, что при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган будет придерживаться  позиции, отличной от сформированной судами, в этом случае Банку придется доказывать возмездный характер услуг, в том числе  в судебном порядке.

 

Обоснование мнения консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях определения облагаемой базы по налогу на прибыль организаций (далее по тексту – налог на прибыль) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вопрос обоснованности и экономической оправданности расходов стал предметом рассмотрения КС РФ. В своих Определениях от 04.06.2007г. № 320-О-П и № 366-О-П суд разъяснил основные моменты, связанные с толкованием этих понятий и применением норм статьи 252 НК РФ:

- расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат;

- экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата;

- целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осущестляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

- все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.

На основании изложенного приходим к следующим выводам.

В настоящее время между Банком и Клиентом – физическим лицом заключается Договор, условия которого в силу норм статьи 421 ГК РФ  определяются по усмотрению сторон. При этом договорные отношения являются многоаспектными. Иными словами Договор предусматривают предоставление Банком, помимо основных услуг по обслуживанию банковских карт, и дополнительные (бонусные) услуги в рамках реализации программы лояльности. Дополнительные (бонусные) услуги могут оказываться как самим Банком, так и третьими лицами на основании заключенных ими с Банком договоров (например, с АО «НСПК» и СПАО «Ингосстрах»).

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает  финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

В отношении расходов налогоплательщика по организации бонусных программ представители финансового ведомства в своих письмах разъяснили, что на основании норм НК РФ «затраты организации, связанные с реализацией бонусной программы, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов» (Письма Минфина РФ от 08.11.2011г. № 03-03-06/1/729, от 03.06.2011г. № 03-03-06/2/86, от 27.03.2009г. № 03-03-06/2/65).

Таким образом, по мнению консультантов, если организованная Банком Программа лояльности направлена на формирование конкурентного банковского продукта, способного привлечь в Банк новых клиентов, то расходы Банка по оплате услуг третьих лиц, предоставляющих клиентам дополнительные (бонусные) услуги, соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль как другие расходы, связанные с банковской деятельностью (подпункт 21 пункта 2 статьи 291 НК РФ).

В отношении квалификации рассматриваемых услуг как маркетинговых услуг маркетингового характера отметим следующее.

В НК РФ отсутствует определение понятия «маркетинговые услуги», как не установлены и особенности их учета в целях налога на прибыль. Понятие маркетинговых услуг приведено в пункте 2 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе:

маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Поскольку иного легального определения «маркетинговых услуг» в настоящее время законодательство не содержит, полагаем возможным использовать в целях НК РФ указанное выше определение.

Таким образом, оказываемые АО «НСПК» и СПАО «Ингосстрах» в рамках заключенных с Банком договоров, не носят характер исследования, анализа, планирования и прогнозирования рынка в целях выработки ценовой стратегии Банка, и не могут быть отнесены к маркетинговым услугам, оказываемым указанными контрагентами Банку.

Президиум ВАС РФ, оценивая взаимоотношения банка и его клиентов - физических лиц, являвшихся участниками бонусной программы, в соответствии с которой услуги, получаемые в бизнес-салонах держателями карт, имевшими среднемесячный баланс на счетах в банке в сумме не менее 1 300 000 рублей, оплачивал банк, в своем Постановлении от 09.04.2013г. № 13986/12 по делу № А56-47243/2011 пришел к выводу:

«Сложившиеся между банком и держателями карт отношения носили возмездный характер, каждая из сторон преследовала свою выгоду: клиент - возможность получения определенных видов услуг, включая услуги бизнес-салона аэропорта, при соблюдении установленных условий (внесения на счет соответствующей денежной суммы и поддержания среднемесячного баланса не менее определенного размера), а банк - привлечение большего количества денежных средств.

Правом на получение услуг бизнес-салонов с оплатой за счет средств банка обладали лишь держатели карт CitiGold, поддерживающие определенный среднемесячный баланс на счетах в банке. Тем самым банк обеспечивал привлекательность этого банковского продукта и возможность использовать привлеченные средства для предоставления кредитов под проценты. Привлечение средств под низкие проценты (или в оптимальном для кредитной организации случае без уплаты процентов) и размещение их под более высокие - основа банковской деятельности.

В свою очередь, клиенты, участвуя в программе CitiGold и поддерживая требуемый баланс на счетах в банке, лишены возможности воспользоваться своими средствами иным способом и, например, разместить свободные денежные средства во вклад (что гарантировало бы получение дохода в денежной форме в виде процентов), но в обмен на это получают возможность пользоваться привилегиями, предусмотренными программой CitiGold, в том числе - правом пользоваться услугами бизнес-салонов в аэропортах без дополнительной оплаты».

Поскольку в рассматриваемой ситуации Клиенты Банка получают дополнительные (бонусные) услуги в обмен на комиссионное вознаграждение, ежемесячно выплачиваемое Банку, либо при условии размещения в Банке денежных средств в определенном размере, либо при совершении операций, приносящих Банку доход, то, руководствуясь позицией  Президиума ВАС РФ в Постановлении от 09.04.2013г. № 13986/12 по делу № А56-47243/2011, оказываемые Банком держателям банковских карт «МИР Суприм» премиальные услуги не носят безвозмездный характер.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает  финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 45 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы и литература.

1.             НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.             Договору о Евразийском экономическом союзе  Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014г.;

3.             Определение № 366-О-П - Определение  Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007г. № 366-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Институт управления» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации»;

4.             Определение № 320-О-П – Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007г. № 320-О-П «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел