Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу о праве банке предоставить в налоговый орган уточненные налоговые декларации и налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций

Департамент банковского аудита по вопросу о праве банке предоставить в налоговый орган уточненные налоговые декларации и налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций

17.05.2018
Вопрос

Описание ситуации.
Банк в 2016 и 2017 годах, руководствуясь письмами Минфина России от 05.02.2016 года № 03-05-04-01/5884, от 05.04.2016 года № 03-05-05-01/19001, от 01.07.2016 года № 03-05-05-01/38445, признавал объектом налогообложения по налогу на имущество организаций нежилое помещение, учитываемое на балансовом счете второго порядка 61908 «Недвижимость (кроме земли), временно неиспользуемая в основной деятельности, учитываемая по справедливой стоимости, переданная в аренду» и включал в налоговую базу по налогу его среднегодовую стоимость.
В 2017 году Минфин России направил Письмо от 05.04.2017 года № 03-05-04-01/20122, в котором указано, что учитываемое на балансовых счетах 619, 620 и 621 имущество в силу статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, и что Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а Письмо Минфина России от 07.7.2016 N 03-05-04-01/39869 не применяется.

Вопрос.
Руководствуясь письмом Минфина России от 05.04.2017 года № 03-05-04-01/20122 и положениями Налогового кодекса Российской Федерации, может ли Банк направить в налоговый орган уточненные налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2017 год и уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций и уточненные налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2016 год с исключением из налоговой базы по налогу на имущество среднегодовой стоимости нежилого помещения, учитываемого на счете 61908?
Ответ

Мнение консультантов.

В приведенных в тексте вопроса обстоятельствах Банк вправе предоставить уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2016 год, а также уточненные расчеты по авансовым платежам за истекшие отчетные периоды 2017 года.

 

Обращаем внимание, что переплата налога на имущество влечет занижение налога на прибыль - сумма начисленного налога на имущество увеличила прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В связи с этим, Банк в силу нормы части 1 пункта 1 статьи 81 НК РФ  обязан подать в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль.

 

Обоснование мнения консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ для российских организаций объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (далее по тексту – налог) признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Одновременно, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектами налогообложения признаются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, с учетом действующих правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях расположенных на территории Российской Федерации, объектами налогообложения налогом на имущество признается имущество, учитываемое на балансовом счете 60401 «Основные средства», а также недвижимое имущество в виде жилых домов  жилых помещений, независимо от их отражения в составе основных средств (Положение № 579-П, Положение № 448-П). С этим выводом после двух лет противостояния согласились представители финансового ведомства в упомянутом в тексте вопроса Письме Минфина РФ от 05.04.2017г. № 03-05-04-01/20122указав при этом, что Письмо Минфина РФ от 05.02.2016г. № 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а Письмо Минфина РФ от 07.07.2016г. № 03-05-04-01/39869 не применяются.  

 

Как мы понимаем ситуацию, руководствуясь принципом осторожности, Банк определял налоговую базу и подлежащую уплате в бюджет сумму налога за 2016 и за отчетные периоды, предшествующие 05.04.2017г. (дата Письма Минфина РФ № 03-05-04-01/201), в соответствии с рекомендациями финансистов, изложенными в Письмах Минфина РФ от 05.02.2016г. № 03-05-04-01/5884, от 05.04.2016г.  № 03-05-05-01/19001, от 01.07.2016г. № 03-05-05-01/38445,  признавая объектом налогообложения по налогу на имущество организаций нежилое помещение, учитываемое на балансовом счете второго порядка 61908 «Недвижимость (кроме земли), временно неиспользуемая в основной деятельности, учитываемая по справедливой стоимости, переданная в аренду».

 

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 54 НК РФ,  налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных  регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Это предусмотрено частями 2 и 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ.

 

Согласно определению части 1 пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу (часть 3 пункта 1 статьи 80 НК РФ).

 

Как предусмотрено частью 1 пункта 1 статьи 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

Наряду с этим, в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, в приведенных в тексте вопроса обстоятельствах Банк вправе предоставить уточненную налоговую декларацию по налогу за 2016 год, а также уточненные расчеты по авансовым платежам за истекшие отчетные периоды 2017 года.

 

В дополнение обращаем внимание, что переплата налога на имущество влечет занижение налога на прибыль -  сумма начисленного налога на имущество увеличила прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В связи с этим, Банк в силу нормы части 1 пункта 1 статьи 81 НК РФ  обязан подать в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль.

 

Документы и литература.

1.                  НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.                  Положение № 579-П – Положение Банка России от 27.02.2017г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»;

3.                  Положение № 448-П – Положение Банка России от 22.12.2014г. № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях».


Назад в раздел