Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о счете, открываемом банком оператору электронной площадки для перечисления на него участниками закупки денежных средств, предназначенных для обеспечения участия в электронном аукционе

Департамент банковского аудита о счете, открываемом банком оператору электронной площадки для перечисления на него участниками закупки денежных средств, предназначенных для обеспечения участия в электронном аукционе

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

12.11.2015
Вопрос

Банк просит подтвердить возможность открытия для клиента Банка, являющегося оператором электронной площадки (организационно-правовая форма - ГУП), депозитного счета и использования клиентом этого депозитного счета (статья 834 ГК РФ) для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок для исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.06.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Ответ

Мнение консультантов.

Банк вправе открыть для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, депозитный счет, например, на условиях выдачи депозита по первому требованию или иных условиях возврата, позволяющих обеспечить исполнение распоряжений владельцев лицевых счетов в отношении учитываемых на них денежных средств.

Однако, по нашему мнению, для соблюдения требований по функционалу счета оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, наиболее подходит счет, открываемый на основании договора банковского счета.

Обоснование мнения консультантов.

Пунктом 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, к числу участников закупок отнесены и операторы электронных площадок.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) пункт 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ признает конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под электронным аукционом, согласно пункту 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ, понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 4 статьи 59 Закона № 44-ФЗ определено, что под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

При проведении конкурсов и аукционов в силу пункта 1 статьи 44 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. При этом пункт 2 статьи 44 Закона № 44-ФЗ предписывает предоставление участниками закупки обеспечения заявки на участие в электронных аукционах только путем внесения денежных средств.

В соответствии с пунктом 8 статьи 44 Закона № 44-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.

Пунктом 9 статьи 44 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.

Базовая часть режима использования лицевых счетов участников электронных аукционов раскрыта в статье 44 Закона № 44-ФЗ.

Так, пунктом 16 указанной статьи закреплено, что участие в электронном аукционе возможно только при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, в размере не менее, чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией об аукционе.

Пункт 18 статьи 44 Закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность оператора электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.

При этом участник закупки вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, и в отношении которых блокирование операций по этому лицевому счету не осуществлено (пункт 26 статьи 44 Закона № 44-ФЗ).

Иными словами, участник закупки, перечисливший денежные средства оператору электронной площадки, которые последний обязан учитывать на лицевом счете этого участника, вправе в любое время распорядиться ими по своему усмотрению, за исключением находящихся на лицевом счете денежных средств, блокированных для участия в электронном аукционе.

Пункт 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ обязывает оператора электронной площадки при проведении электронного аукциона прекратить блокирование денежных средств, осуществленное по правилам пункта 18 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

1) подписание протокола подведения итогов электронного аукциона. При этом прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;

2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) отклонение заявки участника закупки;

4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;

5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ;

7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

Таким образом, оператор электронной площадки обязан обеспечить участнику закупок, перечислившему денежные средства для участия в электронном аукционе, возможность распоряжения денежными средствами, находящимися на лицевом счете участника закупок:

§ для денежных средств, блокированных для участия в электронном аукционе, – в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления обстоятельств, изложенных в пункте 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ;

§ для остальных денежных средств, учитываемых на лицевом счете участника закупок – в любое время, независимо от обстоятельств.

Из вышеизложенного, по нашему мнению, следует, что режим счета оператора электронной площадки, предназначенного для денежных средств, перечисленных участниками закупок для участия в электронном аукционе, должен предполагать беспрепятственное зачисление и списание денежных средств, перечисленных участниками закупок, в сроки, определенные Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 834 ГК РФ, к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа договора банковского вклада.

При этом юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

По договору банковского счета, в силу пункта 1 статьи 845 ГК РФ, банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. При этом пункт 3 указанной статьи запрещает банкам определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Требования к условиям договоров о ведении счетов для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, заключаемых оператором электронной площадки с банком, установлены Постановлением № 1107. К числу указанных требований относится наличие в договоре, в числе прочих, следующих условий:

§ списание денежных средств со счета оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, открытого в банке, осуществляется на основании распоряжения о переводе денежных средств;

§ договор содержит порядок расчета процентов (их размер), уплачиваемых банком на остаток денежных средств, находящихся на счете оператора электронной площадки.

§ договор содержит указание на недопустимость взимания банком платы за оказанные услуги в рамках договора о ведении счета за счет денежных средств, находящихся на счете оператора электронной площадки.

По мнению консультантов, для соблюдения вышеизложенных требований по функционалу счета оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, наиболее подходит счет, открываемый на основании договора банковского счета.

Однако, мы считаем возможным открытие для указанных целей и депозитного счета, например, на условиях выдачи депозита по первому требованию (депозит до востребования) (пункт 1 статьи 837 ГК РФ), или иных условиях возврата, позволяющих обеспечить исполнение распоряжений владельцев лицевых счетов в отношении учитываемых на них денежных средств, поскольку дату востребования разблокированных по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, денежных средств спрогнозировать проблематично.

При этом следует иметь в виду, что по правилам пункта 11 статьи 44 Закона № 44-ФЗ оператор электронной площадки и банк, в котором оператором электронной площадки открыт счет для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах, несут солидарную ответственность перед такими участниками за соблюдение срока возврата им указанных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи.

При таком подходе, на наш взгляд, открытие оператору электронной площадки счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах, на основании договора банковского вклада не несет никаких дополнительных преференций для Банка, так как порядок списания денежных средств с указанного счета должен обеспечить своевременное исполнение распоряжений владельца счета на перевод денежных средств с депозитного счета на его банковский счет. То есть, фактически депозитный счет будет работать в режиме обычного банковского счета.

Открытие депозитного счета также не принесет значимой выгоды и непосредственно оператору электронной площадки, поскольку доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, в силу пункта 8 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.

Помимо вышеизложенного, обращаем внимание Банка на тот факт, что в профессиональной среде участников закупочных процедур термин «депозитный счет» используется для обозначения счета, на котором депонируются денежные средства, перечисленные оператору электронной площадки для обеспечения участия в закупках, что совсем не означает, что для этих целей используется счет, открываемый на основании договора банковского вклада.

На наш взгляд, невозможность перечисления Банком со счета, открытого на основании договора банковского вклада, денежных средств в адрес третьих лиц, установленная гражданским законодательством РФ косвенно указывает на некорректность использования этой договорной конструкции в отношении денежных средств депонированных у оператора электронной площадки участниками закупки.

Таким образом, мы считаем, что счет, открываемый оператору электронной площадки для перечисления на него участниками закупки денежных средств, предназначенных для обеспечения участия в электронном аукционе, должен быть открыт на основании договора банковского счета.

Закон № 223-ФЗ, устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными категориями юридических лиц, не содержит такого детального описания процедур закупки и порядка действия участников закупочных процедур как Закон № 44-ФЗ. При этом Законом № 223-ФЗ установлено, что регламент закупочной деятельности, а также требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения определяются Положением о закупке, разрабатываемым и утверждаемым самим юридическим лицом, осуществляющим закупки.

Однако, на практике организации, подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ, при разработке Положения о закупке используют подходы и методы, декларируемые Законом № 44-ФЗ. Поэтому считаем, что все вышеизложенные выводы консультантов в полной мере применимы и в отношении электронных аукционов, проводимых при осуществлении закупочных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Документы и литература.

1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2. Закон № 44-ФЗ – Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Постановление № 1107 – Постановление Правительства РФ от 28.10.2014г. № 1107 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, порядке ведения перечня таких банков и требованиях к условиям договоров о ведении счетов для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, заключаемых оператором электронной площадки с банком».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел