Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о правомерности выдачи денежных средств под отчет путем зачисления на банковскую карту работника

Департамент банковского аудита о правомерности выдачи денежных средств под отчет путем зачисления на банковскую карту работника

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

10.12.2014
Вопрос

Банк планирует внести изменения во внутренний нормативный документ, регламентирующий  порядок предоставления и расходования средств, выдаваемых работникам  для уменьшения трудозатрат работников бухгалтерии. Изменением является безналичная выдача денежного аванса подотчет на административно-хозяйственные расходы (содержание автотранспорта, нотариальные расходы, покупка проездных билетов и т.д.) путем перечисления их на банковскую карту работника на основании личного заявления этого работника.

Существует ли категоричный запрет от контролирующих органов на проведение вышеуказанных операций?
Ответ

Мнение консультантов.

Законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России запрет на предоставление авансов под отчет работникам посредством перечисления денежных средств их банковские карты, независимо от целевого назначения подотчетных сумм, не установлен.

Обоснование мнения консультантов.

Как указано в тексте вопроса, Банк планирует закрепить во внутреннем нормативном документе, регламентирующем предоставление и расходование средств, выдаваемых работникам под отчет, порядок выдачи денежного аванса на административно-хозяйственные расходы посредством перечисления на банковские карты подотчетных лиц на основании заявлений последних.

Мы предполагаем, что вопрос Банка обусловлен отсутствием в законодательных и нормативных актах перечня допустимых способов выдачи денежных средств под отчет.

О способах выдачи денежных средств под отчет упоминается в Положении № 266-П, в Указании № 3210-У[1] и в утратившем на текущий момент силу Положении № 373-П[2].

Положение № 266-П устанавливает особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами. Из норм пункта 2.3 данного нормативного акта Банка России следует, что клиент - физическое лицо вправе осуществлять с использованием банковских карт любые операции, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение. Кроме того, на основании пункта 2.5 Положения № 266-П клиент - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе снимать наличные денежные средства с банковской карты и оплачивать этой картой расходы, связанные с деятельностью юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе оплачивать командировочные и представительские расходы.

Действующее законодательство не устанавливает запретов или ограничений на выплату подотчетных сумм на банковскую карту работника при условии закрепления такого способа выплаты в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Таким образом, выдача подотчетных сумм независимо от их целевого назначения путем перечисления денежных средств на банковскую карту работника не противоречит действующему законодательству, а также нормативным актам Банка России, в том числе Положению № 383-П.

Вывод о том, что выдача подотчетных денежных средств путем их перечисления на банковскую карту не противоречит действующему законодательству, согласуется с рекомендациями специалистов Минфина РФ (изложены в Письме Минфина РФ от 05.10.2012г. № 14-03-03/728) перечислять подотчетные суммы на зарплатные карты работников при соблюдении следующих условий:

- закрепление порядка безналичного перечисления подотчетных сумм в учетной политике;

- отражение такой формы выдачи подотчетных сумм в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.

В совместном Письме Минфина РФ и Казначейства России от 10.09.2013г. № 02-03-10/37209/№ 42-7.4-05/5.2-554[3] со ссылкой на нормы Положения № 266-П содержатся аналогичные рекомендации, которые дополнительно аргументированы тем, что выдача подотчетных денежных средств в безналичном порядке позволяет минимизировать оборот наличных денежных средств.

Следует отметить несколько лет назад Банк России в Письме от 18.12.2006г. № 36-3/2408 на запрос Ассоциации российских банков указал, что нормативными актами Банка России не предусмотрена выдача денежных средств организацией под отчет своим работникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации. Кроме того, в этом Письме обращалось внимание, что согласно пунктам 10, 11 Порядка № 40 выдача организациями наличных денег под отчет своим работникам для совершения указанных расходов производится наличными деньгами.

Однако, в отношении справедливости изложенного в Письме от 18.12.2006г. № 36-3/2408 разъяснения и его актуальности на текущий момент, можно привести следующие возражения:

- нормативные акты Банка России действительно не предусматривают выдачу денежных средств организацией под отчет своим работникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета, равно как не содержат и запрета на совершение таких операций;

- Положение № 266-П уже в первоначальной редакции от 10.04.2005г. прямо предусматривало возможность выдачи организацией денежных средств под отчет своим работникам путем их безналичного перечисления на корпоративную карту;

- выводы, к которым пришли авторы Письма, основываются на анализе норм Порядка № 40, в задачи которого не входило установление способов и правил выдачи денежных средств работникам под отчет.

В более позднем Письме от 24.12.2008г. № 14-27/513 специалисты Банка России указывают на отсутствие в банковском законодательстве ограничений на осуществление физическими лицами операций с банковскими картами, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Аналогичное разъяснение было приведено в Письме Банка России от 23.07.2009г. № 29-1-1-7/4625.

Как отмечено нами ранее, законодательством Российской Федерации не установлены запреты (ограничения) на осуществление выдачи подотчетных сумм посредством перечисления на банковскую карту работника, независимо от целевого назначения подотчетных сумм.

Документы и литература.

1. Положение № 266-П – Положение Банка России от 24.12.2004г № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;

2. Указание № 3210-У - Указание Банка России от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

3. Положение № 373-П - Положение Банка России от 12.10.2011г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (документ утратил силу с 01.06.2014г.);

4. Порядок № 40 – Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993г. № 40 (документ утратил ситу с 01.01.2012г.).



[1] Консультанты придерживаются позиции о том, что кредитным организациям необходимо руководствоваться нормами Указанием № 3210-У в случае, когда денежные средства под отчет выдаются в наличной форме.

[2] Положение № 373-П утратило силу с 01.06.2014г. в связи с вступлением в силу Указания № 3210-У (пункт 8.2 Указания № 3210-У).

[3] «в целях минимизации наличного денежного обращения, а также принимая во внимание нецелесообразность выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, и специфику осуществления расходов, связанных с компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство считают возможным перечисление средств на банковские счета физических лиц - сотрудников организаций в целях осуществления ими с использованием карт физических лиц, выданных в рамках "зарплатных" проектов, оплаты командировочных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов.

При этом, учитывая положения статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в нормативном акте, определяющем учетную политику организации, по мнению Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, должны быть предусмотрены положения, определяющие порядок расчетов с подотчетными лицами.

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство просят финансовые органы субъектов Российской Федерации довести настоящее письмо до финансовых органов муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации» (Письмо Минфина РФ и Казначейства России от 10.09.2013 № 02-03-10/37209/№ 42-7.4-05/5.2-554).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел