Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о банковских договорах с иностранными налогоплательщиками

Департамент банковского аудита о банковских договорах с иностранными налогоплательщиками

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

19.09.2014
Вопрос

В целях реализации Федерального закона от 28.06.2014г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ, ФЗ № 173) и требований FATCA:
1.    Просим дать рекомендации по критериям, процедурам поиска и выявления клиентов – физических лиц и юридических лиц к категории клиентов – иностранных налогоплательщиков в соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ № 173, а  также для реализации требований FATCA отдельно.
2.    Просим рекомендовать типовую формулировку для договоров банковского обслуживания, оговаривающую расторжение договора в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных частями 7-9 статьи 2 ФЗ № 173.
3.    Необходимо ли включать в договоры банковского обслуживания клиентов – физических и юридических лиц пункты, оговаривающие информирование Банка в случае получения клиентом статуса иностранного налогоплательщика в ходе обслуживания в банке?
Ответ

Мнение консультантов.

1.

1 июля 2014 года вступил в силу Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act) (далее по тексту - FATCA, Закон)[1]. Закон, в локальной его части, вступивший в действие еще 1 января 2013 года, требует от компаний-нерезидентов США идентифицировать американских налогоплательщиков, владеющих напрямую или опосредованно определенными финансовыми счетами, и передавать соответствующую информацию в службу внутренних доходов (IRS) сведения о зарубежных активах, банковских счетах и движениях средств по ним (более 50 тыс. долл.).

Согласно FATCA с 1 июля 2014 года иностранные банки и другие финансовые организации обязаны представлять в IRS информацию о счетах граждан США, а с II квартала 2015 года - юридических лиц и компаний с долей участия США более 10%. Уклонившихся от этого ждут серьезные санкции: выплата в их адрес любого дохода от американских активов (процентов, дивидендов, роялти) будет облагаться 30%-ным налогом (сейчас налог у источника в США - 10% по дивидендам и 0% по процентам).

США разработали два возможных варианта присоединения финансовых организаций к FATCA, выбор которых зависит от позиции государства. В первом случае иностранному государству предлагается заключить с США межправительственное соглашение и затем централизованно передавать сведения из своих банков. В случае отсутствия такого соглашения финансовые организации должны самостоятельно заключать соглашения с IRS и передавать туда сведения напрямую. Ввиду отсутствия соглашения Правительства РФ с США российские финансовые организации должны были самостоятельно зарегистрироваться в IRS через ее сайт до 5 мая 2014 года[2].

Во избежание применения санкций со стороны IRS был принят Закон № 112-ФЗ, который дополнил статью 30 Закона № 395-1 абзацем тринадцатым, предоставляющим кредитным организациям право «отказаться от заключения договора банковского счета (вклада), расторгнуть договор банковского счета (вклада) с физическим лицом - гражданином иностранного государства или юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства, законодательство которого требует от российских кредитных организаций заключить специальное соглашение в целях осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками этого государства на территории Российской Федерации, и осуществления контроля за операциями по ним». Указанное положение Закона № 395-1 действовало в период с 5 мая 2014г. до 30 июня 2014г., то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, направленного на осуществление российскими финансовыми организациями обмена информацией с иностранными налоговыми органами, в том числе в рамках Закона FATCA, и регламентирующий осуществление финансовых операций с иностранными налогоплательщиками.

В соответствии со статьей 2 Закона № 173-ФЗ[3] кредитные организации, являющиеся, по данному в статье 1 Закона № 173-ФЗ определению, одним из субъектов финансового рынка:

  • обязаны выявлять среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков (далее по тексту - клиент);
  • вправе передавать иностранному налоговому органу и (или) иностранному налоговому агенту (далее по тексту - иностранный налоговый орган) информацию о клиенте - при наличии его согласия;
  • вправе в установленных Законом № 173-ФЗ случаях расторгнуть договор об оказании финансовых услуг в одностороннем порядке и (или) принять решение об отказе от совершения операций в пользу или по поручению клиента, если клиент, в отношении которого имеет обоснованное, документально подтвержденное предположение, что он является иностранным налогоплательщиком, по запросу этой кредитной организации не представил информацию или согласия (отказал в предоставлении согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган.

Таким образом, с целью обеспечения соответствия требованиям Закона № 173-ФЗ и FATCA кредитным организациям необходимо в первоочередном порядке решить задачу построения технологии выявления и классификации иностранных (в том числе - американских) налогоплательщиков.

При формировании требований к решению задачи должны быть учтены следующие аспекты:

· разработка и утверждение внутренних нормативных актов по критериям отнесения клиентов кредитной организации к категории иностранных налогоплательщиков, процедурам их поиска и выявления, способам получения информации;

  • обеспечение возможности ввода и хранения в базе данных информации (а также учета истории изменений) о клиентах банка, позволяющей идентифицировать иностранных налогоплательщиков;
  • осуществление процедуры классификации клиента в соответствии с требованиями Закона № 173-ФЗ и FATCA (как для физических, так и для юридических лиц);
  • реализацию процедуры идентификации счетов, принадлежащих американским налогоплательщикам, в соответствии с требованиями Закона № 173-ФЗ и FATCA;
  • формирование и отправку отчетов в российские уполномоченные органы и IRS в регламентированном формате;
  • мониторинг операций клиентов банка, подпадающих под требования Закона № 173-ФЗ и FATCA.

По мнению консультантов, при выполнении указанного выше Банк вправе использовать подходы, аналогичные применяемым при исполнении положений Закона № 115-ФЗ и Положения № 262-П в части идентификации клиента.

Кроме того, на наш взгляд, Банк может обратиться к Рекомендациям НСФР по критериям выявления иностранных налогоплательщиков для целей FATCA[4], разработанным НП «Национальный Совет Финансового Рынка» (далее по тексту - Рекомендации).

Как указано в преамбуле Рекомендаций:

· разработаны для целей использования кредитными организациями, зарегистрированными на территории РФ, при исполнении требований Закона № 173-ФЗ;

· составлены с учетом требований Закона FATCA;

· не являются обязательными к применению, и при разработке внутренних документов кредитные организации вправе использовать содержание настоящих Рекомендаций по собственному усмотрению в соответствии со спецификой своей деятельности.

В пунктах 1 и 2 Раздела I Рекомендаций приведены критерии отнесения клиентов кредитной организации — физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к категории иностранных налогоплательщиков, а в Разделе II способы получения информации для целей отнесения клиентов кредитной организации к категории иностранных налогоплательщиков. Кроме того, в Приложении № 1 к Рекомендациям изложен порядок определения контролирующего лица в отношении юридического лица - корпорации, партнерства или траста, доли косвенного владения юридическим лицом.

2.

Классификатором ОК 029-2014 виды деятельности, которые осуществляются кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) на основании лицензии, выдаваемой Банком России, перечислены в Группировке 64.19[5] «Денежное посредничество прочее» Раздела 64 «Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению», то есть отнесены к деятельности по предоставлению финансовых услуг.

Таким образом, договор банковского счета[6], заключение, исполнение, изменение и расторжение которого регулируется положениями Главы 45 ГК РФ, а также общими положениями статьи 450[7] ГК РФ, по мнению консультантов, можно признать, в общем случае - по сути, договором на оказание финансовых услуг, упоминаемым в Законе № 173-ФЗ.

Согласно абзацу первому пункта 1.2 статьи 859 ГК РФ «Банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением[8] об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета».

Именно такой случай установлен Законом № 173-ФЗ, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 которого «В случае, если у организации финансового рынка имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, но при этом он не предоставил запрашиваемую в соответствии с внутренними документами организации финансового рынка, указанными в части 3 настоящей статьи, информацию, позволяющую подтвердить указанное предположение или его опровергнуть, а также в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса финансовой организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган организация финансового рынка вправе принять решение об отказе от совершения операций[9], осуществляемых в пользу или по поручению указанного клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг (далее - решение об отказе от совершения операций), и (или) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив клиента о принятом решении не позднее дня, следующего за днем принятия решения».

Консультанты считают, что Банку с учетом положений пункта 4[10] статьи 420, пунктов 1[11] и 2[12] статьи 422 ГК РФ можно включать в договор банковского счета (или дополнить ранее заключенные договоры) условие, оговаривающее право расторжения договора в одностороннем порядке, а также принятия решения об отказе от совершения операций, практически в том виде, в котором сформулирован пункт 7 статьи 2 Закона № 173-ФЗ.

3.

Закон № 173-ФЗ не предусматривает обязанности или права включения в договор оказания финансовых услуг условия о предоставлении информации в случае получения клиентом статуса иностранного налогоплательщика в ходе обслуживания

Однако пунктом 4 статьи 421 ГК РФ законодатель установил, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В связи с этим Банк вправе включать в договоры банковского счета пункты, обязывающие клиента информировать Банк в случае получения клиентом статуса иностранного налогоплательщика в ходе обслуживания в Банке.

Документы и литература.

  1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;
  2. Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  3. Закон № 112-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 05.05.2014г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. Закон № 173-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
  5. Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  6. Положение № 262-П - Положение Банка России от 19.08.2004г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  7. Рекомендации - Рекомендации НСФР по критериям выявления иностранных налогоплательщиков для целей FATCA, разработанные НП «Национальный Совет Финансового Рынка»;
  8. Классификатор ОК 029-2014 - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) Russian Classification of Economic Activities, принятый и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. № 14-ст с датой введения в действие 01.02.2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014 г., с установлением переходного периода до 01.01.2015 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).



[1] Цель Закона - сократить налоговые потери США из-за офшорных схем, используемых американцами.

[2] По состоянию на июнь эту процедуру прошли 515 организаций, каждой из которых был присвоен глобальный идентификационный номер в качестве посредника (GIIN). С 1 июля его надо показывать всем участникам FATCA во избежание штрафных санкций. Банки, успевшие зарегистрироваться в IRS, должны письменно сообщить об этом Банку России в течение 10 дней с момента вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

[3] Вступил в силу 30.06.2014г. на основании статьи 9 Закона № 173-ФЗ.

[4] Размещены в сети Интернет по адресу http://fatca.ru/rekomendacii-nsfr-fatca/

[5] Эта группировка включает:

- аккумулирование свободных денежных средств различных экономических субъектов и предоставление их от имени организации на определенных условиях

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдачу банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, за исключением почтовых переводов.

[6] «По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету» (пункт 1 статьи 845 ГК РФ).

[7] «В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным» (пункт 3 статьи 450 ГК РФ).

[8] «Со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи» (абзац второй пункта 1.2 статьи 859 ГК РФ).

«Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого устанавливается Банком России» (пункт 3 статьи 859 ГК РФ).

[9] «Принятие решения об отказе от совершения операций означает прекращение организацией финансового рынка операций по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, включая прекращение кредитными организациями операций по зачислению денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту - иностранному налогоплательщику» (пункт 8 статьи 2 Закона № 173-ФЗ).

«Принятое в соответствии с настоящим Федеральным законом организацией финансового рынка в отношении клиента - иностранного налогоплательщика решение об отказе от совершения операций с денежными средствами не распространяется на осуществление платежей, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на переводы денежных средств на банковский счет клиента - иностранного налогоплательщика, открытый в другой кредитной организации, или выдачу денежных средств клиенту - иностранному налогоплательщику» (пункт 9 статьи 2 Закона № 173-ФЗ).

[10] «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422)» (пункт 4 статьи 420 ГК РФ).

[11] «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения» (пункт 1 статьи 422 ГК РФ)

[12] «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (пункт 2 статьи 422 ГК РФ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел