О применении ставки 0% заводами-производителями при ремонте иностранного изделия
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Вопрос:
Организация заключает договор с Клиентом на организацию ремонта изделия.
Изделия ввозятся из-за рубежа для ремонта на территории РФ (с указанием переработчика в таможенной декларации) в режиме временного ввоза. Работы по ремонту выполняют заводы-производители.
Организация оформляет продажу услуги Клиенту по ставкой 0% и при вывозе изделия указывает переработчика в таможенной декларации и закрывает режим временного ввоза.
Вопрос. Оформлять продажу услуг по ремонту в адрес Организации со ставкой 0% - это право или обязанность завода-производителя?
Коллегия Налоговых Консультантов оказывает и юридические услуги, в т.ч. по налоговым проверкам +7915-329-02-05 |
Ответ:
В случае необходимости ввоза на территорию Российской Федерации иностранных товаров для осуществления операций по их ремонту, как правило, применяется таможенная процедура переработки на таможенной территории (пункт 1 Методических рекомендаций по применению таможенной процедуры переработки на таможенной территории для совершения операций по ремонту товаров, утв. ФТС России 30.12.20 (далее – Методические рекомендации)).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 163 ТК ЕАЭС[1] таможенная процедура переработки на таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке на таможенной территории Союза в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего вывоза с таможенной территории Союза, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 166 ТК ЕАЭС одной из операций по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза является ремонт товаров. Ремонт товаров включает в себя, в том числе, их восстановление, замену составных частей и модернизацию. При этом к операции по ремонту товаров относятся все виды ремонтов, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в том числе и капитальный ремонт (пункт 2 Методических рекомендаций).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории являются:
1) наличие документа об условиях переработки товаров на таможенной территории Союза, выданного уполномоченным органом государства-члена и содержащего сведения, определенные статьей 168 ТК ЕАЭС. В качестве такого документа может использоваться декларация на товары, если целью применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории является ремонт товаров, а также в иных случаях, определяемых Комиссией;
2) возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в продуктах их переработки, за исключением случаев замены таких иностранных товаров эквивалентными товарами в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса;
3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В случае использования декларации на товары в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории Союза сведения об условиях переработки товаров на таможенной территории Союза указываются декларантом в декларации на товары (п. 9 ст. 168 ТК ЕАЭС).
Как следует из вопроса, Организация планирует ввозить иностранные товары (изделия) на территорию РФ для осуществления ремонта, с помещением их в режим временного ввоза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (далее в настоящей главе - временно ввезенные товары), сохраняют статус иностранных товаров (пункт 2 статьи 219 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 220 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) являются:
1) возможность идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при их последующем помещении под таможенную процедуру в целях завершения действия этой таможенной процедуры. Идентификация товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной допускается замена временно ввезенных товаров;
2) частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса временное нахождение и использование товаров на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
3) соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, если такие условия определены Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса и (или) предусмотрены международными договорами государств-членов с третьей стороной;
4) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 220 ТК ЕАЭС условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) являются:
1) соблюдение срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом;
2) соблюдение ограничений по владению и пользованию временно ввезенными товарами, установленных статьей 222 настоящего Кодекса;
3) частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса временное нахождение и использование товаров на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
4) соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса и (или) предусмотренных международным договором государств-членов с третьей стороной.
Пунктом 1 статьи 221 ТК ЕАЭС предусмотрено, что срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо срок, определенный Комиссией в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи[2].
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ТК ЕАЭ временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта, модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при завершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 настоящего Кодекса.
Допускается проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведение опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использование в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов.
Согласно пункту 2 статьи 222 ТК ЕАЭС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, за исключением случаев, когда допускается их передача во владение и пользование иным лицам в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Так, в силу пункта 3 статьи 222 ТК ЕАЭС допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа, в частности:
2) временно ввезенных товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки);
3) временно ввезенных товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов.
В иных случаях, чем установленные пунктом 3 настоящей статьи, передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, в порядке и сроки, которые определяются Комиссией, - после уведомления таможенного органа (пункт 4 статьи 222 ТК ЕАЭС).
Из приведенных норм следует, что в отношении иностранных товаров, ввезенных на территорию РФ в режиме временного ввоза, могут быть проведены операции по техническому обслуживанию и ремонту, за исключением капитального ремонта и модернизации, которые не приведут к изменению данных иностранных товаров (т.е. такие товары по завершении процедуры «временного ввоза» должны оставаться в неизменном состоянии).
В случае, если в рассматриваемой ситуации Организация в отношении ввозимых на территорию РФ иностранных товаров осуществляет именно «поддерживающий» ремонт, после проведения которого иностранный товар останется, по сути, в неизменном состоянии, то Организация вправе заявить режим «временного ввоза». В противном случае (проведение капитального ремонта, модернизации, восстановление и замена составных частей и т.п.), Организация должна использовать режим «переработки»[3].
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Таким образом, в случае, если Организация иностранные товары, которые ввозятся на территорию РФ исключительно для проведения в отношении них капитального ремонта и/или модернизации, замены/восстановления деталей, будет ввозить в режиме «временного ввоза», то проведение таких работ в отношении данных товаров может быть расценено, как распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, что в свою очередь повлечет привлечение Организации и ее должностных лиц к ответственности по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ.
Форма декларации на товары и Порядок ее заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.10 № 257 (далее – Порядок).
Так, в соответствии с подпунктом 42 пункта 15 Порядка в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» в графе 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ.
В графе 44 с новой строки под соответствующим кодом согласно классификатору видов документов и сведений для каждого (отдельного) документа указываются, в частности:
при помещении товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления либо переработки вне таможенной территории, а также при декларировании продуктов переработки, товаров, не подвергшихся операциям по переработке, отходов и остатков товаров - номер и дата выдачи документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, переработки товаров для внутреннего потребления либо переработки вне таможенной территории, а в Республике Беларусь дополнительно указываются срок действия указанного документа и заявляемый срок переработки товаров (XX.XX.XXXX - день, месяц, год);
если ДТ используется в качестве документа об условиях переработки товаров - запрашиваемый срок переработки товаров, наименование лица, осуществляющего операции по переработке товаров, место проведения операций по переработке;
при помещении товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза - заявляемый срок временного ввоза или временного вывоза (XX.XX.XXXX - день, месяц, год) и через знак разделителя "/" указывается цифра "1", если срок временного ввоза (временного вывоза) составляет менее одного года, или цифра "2", если срок временного ввоза (временного вывоза) составляет один год и более;
при завершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза указываются цифра "1", если фактический срок временного ввоза (временного вывоза) составляет менее одного года, или цифра "2", если фактический срок временного ввоза (временного вывоза) составляет один год и более;
номера и даты иных документов и (или) сведения об обязательствах, предоставление которых предусмотрено в соответствии с условиями таможенных процедур, а также номера и даты иных документов и (или) иные сведения, подлежащие указанию в ДТ.
Из приведенных норм следует, что информация о переработчике указывается в декларации на товары только в случае применения режима «переработки». При применении режима «временный ввоз» понятие «переработчик» не используется и информация о нем в декларации на товары не указывается.
По вопросу применения налоговой ставки по НДС отметим следующее.
В общем случае реализация работ (услуг) на территории РФ облагается НДС.
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со статьей 148 НК РФ.
Так, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 148 НК РФ в случае, когда работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации, местом их оказания признается территория РФ.
К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.
Налоговая ставка по НДС определяется статьей 164 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2.6 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
Таким образом, для применения ставки 0%:
- налогоплательщиком должны оказываться услуги по переработке товаров;
- товары должны быть ввезены на территорию РФ в таможенном режиме переработки на таможенной территории РФ.
Как было отмечено нами ранее, в отношении иностранных товаров, ввезенных на территорию РФ по таможенной процедуре «временный ввоз», допускается проведение ремонтных работ, связанных с поддержанием их текущего состояния.
При этом применение ставки НДС в размере 0% в отношении работ (услуг), связанных с движимым имуществом, а также воздушными судами, ввезенными на территорию РФ в таможенной процедуре временного ввоза, нормами пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, выполняемые российскими организациями (заводами-производителями) ремонтные работы в отношении иностранных товаров, ввезенных на территорию РФ в таможенной процедуре временного ввоза, облагаются НДС по ставке в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
В отношении возможности отказа от ставки НДС 0% в случае, если товары будут ввезены в режиме переработки, а заводы-изготовители будут указаны в качестве переработчиков, отметим следующее.
В аудиторском отчете по итогам проверки за 9 месяцев 2020г. аудиторами был сделан вывод о том, что у заводов – фактических переработчиков имелись все основания для применения ставки 0% при выполнении работ по ремонту товаров, ввозимых в таможенной процедуре переработки на территории РФ.
Необходимо отметить, что в силу пункта 7 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 пункта 1 настоящей статьи в отношении таких товаров, налогоплательщик вправе производить налогообложение соответствующих операций по налоговым ставкам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представив заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен не применять налоговую ставку, указанную в пункте 1 настоящей статьи. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.
Налогоплательщик вправе не применять налоговую ставку, указанную в пункте 1 настоящей статьи, только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Из приведенных норм следует, что в некоторых случаях налогоплательщики вправе отказаться от применения налоговой ставки 0%. Однако, рассматриваемая ситуация (подпункт 2.6 пункта 1 статьи 164 НК РФ) к таким случаям не относится.
Кроме того, из содержания Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.07 № 372-О-П следует, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Аналогичные выводы сделаны в Определениях Конституционного Суда РФ от 02.04.09 № 475-О-О, от 28.02.17 № 468-О и др.
Таким образом, заводы-производители, которые выполняют операции по переработке в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ в режиме переработки, и которые были заявлены в качестве переработчиков, обязаны применять ставку НДС 0%.
Отметим, что в случае неприменения указанными контрагентами ставки 0%, риски в большей степени возникают у Организации-заказчика услуг (работ), так как ей может быть отказано в применении права на вычет НДС, предъявленного по ставке 20% (например, Постановление АС УО от 27.02.2018г. № Ф09-1/18).
Коллегия Налоговых Консультантов, 15 июня 2021 года
[1] Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза
[2] Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Союза Комиссия вправе определять более короткий или более продолжительный, чем 2 года, срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (пункт 2 статьи 221 ТК ЕАЭС).
При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) таможенный орган на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств ввоза товаров на таможенную территорию Союза устанавливает срок действия этой таможенной процедуры, который с учетом пункта 4 настоящей статьи не может превышать срок, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, или срок, определенный Комиссией в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (пункт 3 статьи 221 ТК ЕАЭС).
[3] Допускается применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории для приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) путем помещения под нее товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 3 ст. 163 ТК ЕАЭС).
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел