Об обязанности банка с 01.04.2023г. обеспечить информационное взаимодействие с информационной системой «Одно окно»
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Описание ситуации.
До сих пор Банк полагал, что использование банками системы «Одно окно» должно определяться производственной необходимостью его клиентов, однако в письме Российского экспортного центра (прилагаем) указанно на безусловную обязанность банков установить такое взаимодействие. Исполнитель письма по телефону подтвердил изложенную в письме позицию РЭЦ, однако не смог сослаться на конкретную норму закона.
Вопросы.
Установлена ли Законом № 164-ФЗ обязанность банков обеспечить начиная с 01.04.2023 информационное взаимодействие с информационной системой «Одно окно»?
Если Банк обязан зарегистрироваться в системе, какие санкции могут быть применены к банку в том случае, если банк не начнет информационное взаимодействие (не зарегистрируется в системе «Одно окно») до 01.04.2023?
Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации. |
Мнение консультантов.
С целью исполнения распоряжений клиентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по переводу денежных средств, представленных в Банк с использованием информационной системы «Одно окно», Банк обязан обеспечить информационное взаимодействие с системой.
В случае неисполнения обязанности с 01.04.2023г. к Банку могут быть применены меры ответственности, предусмотренные Законом № 395-1 и Законом № 164-ФЗ.
Обоснование мнения консультантов.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности определены Законом № 164-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
Согласно подпункту 13.1 пункта 1 статьи 2 Закона № 164-ФЗ информационная система «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности (далее по тексту – Система) - федеральная государственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности[1] и иных лиц с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности.
На основании пункта 2 статьи 13 Закона № 164-ФЗ Правительство Российской Федерации:
- устанавливает порядок функционирования Системы, в том числе порядок взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности и иных лиц с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией с использованием Системы, права и обязанности оператора Системы, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и предоставляемых с использованием Системы, сроки и порядок предоставления указанных документов и информации участниками внешнеторговой деятельности и иными лицами (подпункт 6.1);
- утверждает перечень государственных услуг и функций, иных необходимых для осуществления внешнеторговой деятельности российскими юридическими лицами и российскими физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) нормами международного права, административных процедур в сфере внешнеторговой деятельности, предоставление и (или) исполнение которых могут осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна» с использованием Системы, с указанием получателей результатов предоставления услуг (исполнения функций) и исполнения административных процедур (подпункт 6.2)[2].
В соответствии с пунктом 6 статьи 46.1 Закона № 164-ФЗ Российский экспортный центр (далее по тексту – РЭЦ):
- осуществляет функции оператора Системы (подпункт 7.1);
- как оператор Системы определяет перечень услуг, в том числе возмездных, предоставляемых участникам внешнеторговой деятельности и иным лицам, включая услуги, обеспечивающие взаимодействие указанных лиц с использованием Системы, в целях развития и поддержки экспорта и импорта, за исключением услуг, предусмотренных подпунктом 6.2 пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (подпункт 7.4).
Статьей 47.1 Закона № 164-ФЗ установлен порядок использования Системы:
- документы и информация, содержащиеся в Системе, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией (пункт 1);
- обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности и иных лиц к Системе осуществляется оператором данной системы на добровольной и безвозмездной основе (пункт 2);
- доступ органов государственной власти Российской Федерации, органов валютного контроля, уполномоченных Правительством Российской Федерации, и иных лиц в соответствии с их компетенцией к документам и информации, содержащимся в Системе, осуществляется на безвозмездной основе (пункт 3).
Правила функционирования Системы утверждены Постановлением № 65.
Согласно Правилам:
- участниками Системы являются пользователи Системы и оператор Системы (пункт 8);
- пользователями Системы являются участники внешнеторговой деятельности, иные лица, органы государственной власти Российской Федерации, а также органы валютного контроля, уполномоченные Правительством Российской Федерации, получившие доступ к Системе в соответствии с настоящими Правилами (пункт 9);
- пользователи Системы - органы государственной власти Российской Федерации, органы валютного контроля и иные организации в соответствии с их компетенцией, предоставление (исполнение) услуг (функций) которых осуществляется с использованием информационных систем, взаимодействующих с Системой, при предоставлении (исполнении) услуг (функций), использовании содержащихся в системе «Одно окно» документов и информации, формировании статистики в соответствии с их компетенцией обязаны обеспечивать (пункт 15):
информационное взаимодействие с пользователями Системы - участниками внешнеторговой деятельности и иными лицами с использованием Системы (подпункт а);
соблюдение и исполнение положений настоящих Правил (подпункт б);
бесперебойную работу собственных информационных систем, участвующих в информационном взаимодействии с Системой (подпункт в);
формирование, ведение и использование нормативно-справочной информации, необходимой при предоставлении (исполнении) услуг (функций) пользователям Системы, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации» (подпункт д);
осуществление иных обязанностей, предусмотренных настоящими Правилами, и (или) в рамках заключенных между пользователями Системы и оператором Системы соглашений (подпункт л);
- пользователи Системы - органы государственной власти Российской Федерации, органы валютного контроля и иные организации в соответствии с их компетенцией, предоставляющие услуги (процедуры) и информацию, необходимые для предоставления (исполнения) услуг (функций) с использованием Системы, обязаны обеспечивать (пункт 16):
бесперебойное предоставление (исполнение) услуг (функций) с использованием Системы (подпункт а);
разработку совместно с оператором Системы целевого бизнес-процесса предоставления (исполнения) соответствующей услуги (функции), включающего в том числе состав, последовательность и сроки выполнения всех процедур услуги (функции), планируемой к предоставлению (исполнению) с использованием Системы (далее по тексту - описание целевого бизнес-процесса) (подпункт б);
утверждение правовым актом, согласованным оператором Системы, описания целевого бизнес-процесса (подпункт в);
взаимодействие информационных систем, участвующих в процессе предоставления (исполнения) услуги (функции), с Системой, а также предоставление (исполнение) услуги (функции) с использованием Системы в соответствии с описанием целевого бизнес-процесса (подпункт г);
инициирование внесения при необходимости изменений в правовой акт, предусматривающий описание целевого бизнес-процесса, при этом предоставление (исполнение) услуги (функции) в соответствии с измененным описанием целевого бизнес-процесса возможно не ранее 1 года со дня принятия правового акта, предусматривающего соответствующие изменения, если иной срок не установлен в правовом акте, предусматривающем описание целевого бизнес-процесса с учетом изменений (подпункт д);
соответствие правового акта, предусматривающего описание целевого бизнес-процесса, законодательству Российской Федерации (подпункт е);
- доступ к Системе предоставляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством портала Системы после прохождения процедур идентификации и аутентификации[3] (пункт 21);
- если иное не установлено настоящими Правилами, доступ пользователей Системы к документам и информации, которые содержатся в Системе, обеспечивается после получения ими доступа к Системе в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил путем (пункт 23):
размещения документов и информации пользователем Системы в пределах его компетенции;
получения указанных документов и информации от участников Системы, в том числе в целях получения (исполнения) услуг (функций) и процедур, или по соответствующим запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов валютного контроля и иных организаций, предоставляющих (исполняющих) услуги (функции) в соответствии с их компетенцией с использованием Системы в случаях, определенных законодательством Российской Федерации;
предоставления оператором Системы пользователям Системы в пределах их компетенции доступа к соответствующим документам и информации;
- в Системе содержатся (пункт 25):
документы и информация, размещаемые участниками Системы (подпункт а);
документы и информация, направляемые через оператора Системы пользователю Системы в соответствии с его компетенцией (подпункт б);
информация и документы, содержащиеся в информационной системе «Реестр экспортеров», созданной оператором Системы (подпункт д);
общедоступная информация, ознакомление с которой не требует регистрации в качестве пользователя Системы (подпункт ж);
иная информация и документы, а также форматы указанных документов, определяемые законодательством Российской Федерации и необходимые для осуществления внешнеторговой деятельности или для получения услуг (исполнения функций), связанных с такой деятельностью (подпункт з);
- пользователи Системы - российские лица, осуществляющие внешнеторговую деятельность и (или) валютные операции, размещают в своем личном кабинете в Системе, в том числе с использованием информационных систем, документы и (или) информацию, которые связаны с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) проведением валютных операций и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью должностных лиц, уполномоченных на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 26)[4]:
- информационное взаимодействие участников Системы с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией, предоставление (исполнение) услуг (функций) которых осуществляется с использованием Системы, осуществляется в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и (или) в соответствии с соглашением, заключаемым между пользователем Системы и оператором Системы (пункт 30);
- пункт 33 Правил содержит перечень информационных систем, с которыми Система может осуществлять взаимодействие - получение, размещение, в том числе в автоматизированном режиме, и использование документов и информации, содержащихся в информационных системах, в Системе, а также представление в информационные системы документов и информации, содержащихся в Системе.
Коллегия Налоговых Консультантов оказывает финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05 |
Законом № 353-ФЗ внесены изменения в Закон № 164-ФЗ.
Так, на основании подпункта «д» пункта 4 статьи 2 Закона № 353-ФЗ статья 47.1 Закона № 164-ФЗ дополняется пунктами 5 и 6 следующего содержания:
«5. Банки, иные кредитные организации осуществляют взаимодействие с информационной системой "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
6. Банк, иная кредитная организация в случае осуществления перевода денежных средств на основании распоряжения о переводе денежных средств, составленного клиентом в результате взаимодействия с информационной системой "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, обязаны при условии достаточности денежных средств на банковском счете клиента для исполнения указанного распоряжения незамедлительно не позднее дня приема к исполнению указанного распоряжения, а при приеме его к исполнению после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению указанного распоряжения, направить информацию о таком переводе денежных средств в информационную систему "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Банк, иная кредитная организация обязаны по поручению клиента, полученному посредством информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, предоставить оператору указанной информационной системы информацию об исполнении указанного клиентом распоряжения в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Согласие клиента на предоставление информации, составляющей банковскую тайну, дается им при направлении посредством информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности для исполнения поручения, указанного в настоящей части.»
На основании пункта 4 статьи 4 Закона № 353-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 01.04.2023г.
Порядок взаимодействия банков, иных кредитных организаций с Системой утвержден Приказом № 142н и вступает в силу с 01.04.2023г.
В соответствии с порядком:
- взаимодействие банков с Системой осуществляется посредством информационного взаимодействия Системы и информационных систем банков, подключенных к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предусмотренной Постановлением № 697 (далее по тексту - СМЭВ) (пункт 1);
- для организации взаимодействия банки формируют в используемых информационных системах в форме электронного документа заявку на взаимодействие с Системой и направляют ее оператору Системы посредством СМЭВ (пункт 2);
- перечень информации, необходимой для перевода денежных средств, передаваемой в адрес банка посредством Системы, перечень информации о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств, составленного участником внешнеторговой деятельности или иным лицом, являющимся плательщиком и клиентом банка в результате взаимодействия с Системой, передаваемой банком в адрес Системы, и перечень информации об исполнении распоряжения, передаваемой банком в адрес оператора Системы на основании поручения клиента, включают в себя информацию о плательщике, получателе, банке плательщика, банке получателя, сумме платежа и иную информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, предусмотренную Положением № 762-П, и формируемую в соответствии с форматами взаимодействия (пункт 8).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ в редакции Закона № 443-ФЗ уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля[5] для целей осуществления валютного контроля в отношении валютных операций резидентов, получивших доступ к Системе, получают документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием Системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции и получившие доступ к Системе, обязаны представлять уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием Системы (пункт 2.2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, внесшему изменения в Закон № 173-ФЗ[6], внедрение Системы направлено на оптимизацию административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли и организацию взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля[7] и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу «одного окна».
«Взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в электронной форме с использованием информационной системы "Одно окно" позволит:
создать удобный инструмент для участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), обеспечивающий доступ к услугам (функциям) органов государственной власти, в том числе контролирующих органов, услугам акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") и иных организаций из одной точки;
сократить количество бумажных документов при взаимодействии с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями, а также время предоставления услуг (исполнения функций) за счет перехода к электронному взаимодействию, в том числе посредством имеющихся механизмов информационного взаимодействия, включая цифровые платформы, с учетом действующего законодательства;
обеспечить однократное предоставление документов и многократное их использование в последующем при получении услуг (исполнении функций);
минимизировать личное взаимодействие участников ВЭД и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями;
обеспечить возможность круглосуточной подачи заявок для получения услуг органов государственной власти, в том числе контролирующих органов, услуг АО "РЭЦ" и иных организаций;
обеспечить мониторинг и управление качеством оказания услуг (исполнения функций), реализуемых с использованием механизма "одного окна";
обеспечить доступ к аналитической информации; создать персонифицированную электронную среду; обеспечить дистанционную экспертную поддержку».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Консультация размещена не полностью.
Полный текст консультации размещен в нашем телеграм-канале https://t.me/knk_banki. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста также можно обратиться к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106, +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
[1] Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности (статья 10 Закона № 164-ФЗ).
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Закона № 164-ФЗ).
[2] Перечень государственных услуг и функций, предоставление и (или) исполнение которых могут осуществляться в электронной форме с использованием Системы, утвержден Распоряжением № 1776-р..
[3] для пользователей Системы - органов государственной власти Российской Федерации, органов валютного контроля в соответствии с их компетенцией – доступ предоставляется через их личный кабинет в Системе с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
[4] Пункт 26 Правил вступает в силу с 01.12.2023г. (пункт 4 Постановления № 65).
[5] Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона № 173-ФЗ).
[6] Проект Федерального закона № 1021303-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности»
[7] Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". (пункт 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ).
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki