Департамент общего аудита по вопросу заполнения граф 10-11 счета-фактуры
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Обязаны ли мы требовать от поставщика заполнение графы 11 в счете-фактуре на импортные товары указывать номер таможенной декларации? Несем ли мы ответственность если поставщик не проставит данные в гр.11 счета фактуры?
В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны, в том числе: страна происхождения товара, номер таможенной декларации.
При этом в последнем абзаце пункта 5 статьи 169 НК РФ сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Следовательно, графа 11 счёта-фактуры при реализации импортных товаров должна быть заполнена.
Аналогичное мнение содержится Письме Минфина РФ от 07.04.17 № 03-07-09/20667:
«Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу заполнения графы 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры при реализации на территории Российской Федерации товаров, ввезенных в Российскую Федерацию и подвергшихся вторичной упаковке в Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должны быть указаны страна происхождения товаров и номер таможенной декларации в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом в соответствии с пунктом 4 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января
Таким образом, при реализации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации и подвергшихся вторичной упаковке, в результате которой страна происхождения товаров не изменилась, налогоплательщику при заполнении счета-фактуры следует указывать в графе 11 данные таможенной декларации, по которой товары были ввезены в Российскую Федерацию.»
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.
Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.
Таким образом, поскольку отсутствие информации в графах 10 и 11 счёта-фактуры не может препятствовать налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, то данный факт не может послужить основанием для отказа в вычете НДС.
Данное мнение подтверждается в Письме Минфина РФ от 18.02.11 № 03-07-09/06:
«Согласно п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету при выполнении требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 данной статьи. На основании пп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 Кодекса обязательными реквизитами счета-фактуры являются страна происхождения товара и номер таможенной декларации.
В то же время в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Таким образом, в случае если в графе 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры указана неполная информация о номере таможенной декларации (отсутствует порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров)) и такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.»
Аналогичное мнение содержится в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.16 № 08АП-13789/2015 по делу № А70-5889/2015:
«При этом, доводы налогового органа о нарушении требований постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", ввиду не указания в выставленных счетах-фактурах на товар страны происхождения товара - Китай (в графе 10 "Страна происхождения" счетов-фактур указано "РФ", графа 11 "Номер грузовой таможенной декларации" не заполнена), правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны содержаться сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Данная информация указывается в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в Налоговом кодексе Российской Федерации закреплена прямая норма, запрещающая налоговым органам отказывать в вычете по НДС по формальным основаниям: пункт 2 статьи 169 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие реальность совершенных хозяйственных операций между заявителем и указанным контрагентом.»
В Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.16 № Ф05-7118/2016 по делу № А40-112900/2015[1] указано:
«Также, суды указали, что судебная практика исходит из того, что неверный номер ГТД, указанный в счете-фактуре, не может служить основанием для отказа в вычете НДС если импортный товар покупается на внутреннем рынке у российского поставщика и в счете-фактуре номер ГТД указан с ошибкой.»
Решение в пользу налоговых органов содержится в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.02.16 № Ф01-6045/2015 по делу № А43-29967/2014:
«Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 (пункт 1 статьи 169) Кодекса.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Кодекса).
Таким образом, для применения вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделка носила реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию об участниках хозяйственных операций.
<…>
Ряд счетов-фактур, оформленных от имени ООО "Далес" и ООО "ТД Далес", содержит номера грузовых таможенных деклараций, по которым ввоз товара был осуществлен в более поздние периоды. Так, счета-фактуры, датированные февралем, маем 2011 года содержат реквизиты грузовой таможенной декларации, зарегистрированной в ноябре 2011 года, а счета-фактуры от сентября 2011 года содержат ссылку на грузовую таможенную декларацию, зарегистрированную в мае 2012 года.»
В данном Постановлении указание неверного номера таможенной декларации послужило одним из доводов налогового органа. Однако, как и в вышерассмотренном Постановлении, суть претензий заключалась в нереальности хозяйственных операций. Кроме того, указание неверного номера таможенной декларации не является единственным нарушением порядка заполнения счетов-фактур: они были подписаны неуполномоченными лицами.
Резюмируя вышеизложенное, счёт-фактура с незаполненными графами 10 и 11 может послужить основанием для претензий налоговых органов. Однако, учитывая норму пункта 2 статьи 169 НК РФ, официальное разъяснение Минфина РФ и судебную практику, у Организации существуют высокие шансы отстоять свою позицию в суде, при условии проявления должной степени осмотрительности при выборе контрагента.
Помимо вышеизложенного, обращаем Ваше внимание, что при реализации товаров, ввезённых в РФ из стран Таможенного союза, в графах 10 и 11 счёта-фактуры следует проставлять прочерки[2].
Также, одной из причин незаполнения данных граф может служить приобретение поставщиком товаров у контрагента, не являющегося плательщиком НДС. В данном случае, поставщику следует ставить прочерки в данных графах[3].
Коллегия Налоговых Консультантов, 30 мая 2017г.
[1] Не смотря на то, что судебное решение принято в пользу налогового органа, необходимо учесть тот факт, что ошибка в графе 11 счёта-фактуры не была основной претензией налоговых органов: ими ставилось под сомнение сама реальность совершения хозяйственных операций
[2] Письмо Минфина РФ от 25.07.12 № 03-07-13/01-43
[3] Письмо Минфина России от 20.08.15 № 03-07-08/48092
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел