Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу заполнения граф 10-11 счета-фактуры

Департамент общего аудита по вопросу заполнения граф 10-11 счета-фактуры

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

29.06.2017
Вопрос

Обязаны ли мы требовать от поставщика заполнение графы 11 в счете-фактуре на импортные товары указывать номер таможенной декларации? Несем ли мы ответственность если поставщик не проставит данные в гр.11 счета фактуры?
Ответ

В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны, в том числе: страна происхождения товара, номер таможенной декларации.

При этом в последнем абзаце пункта 5 статьи 169 НК РФ сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Следовательно, графа 11 счёта-фактуры при реализации импортных товаров должна быть заполнена.

Аналогичное мнение содержится Письме Минфина РФ от 07.04.17 № 03-07-09/20667:

«Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу заполнения графы 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры при реализации на территории Российской Федерации товаров, ввезенных в Российскую Федерацию и подвергшихся вторичной упаковке в Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должны быть указаны страна происхождения товаров и номер таможенной декларации в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом в соответствии с пунктом 4 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О единых правилах определения страны происхождения товаров", товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Таким образом, при реализации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации и подвергшихся вторичной упаковке, в результате которой страна происхождения товаров не изменилась, налогоплательщику при заполнении счета-фактуры следует указывать в графе 11 данные таможенной декларации, по которой товары были ввезены в Российскую Федерацию.»

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.

Таким образом, поскольку отсутствие информации в графах 10 и 11 счёта-фактуры не может препятствовать налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, то данный факт не может послужить основанием для отказа в вычете НДС.

Данное мнение подтверждается в Письме Минфина РФ от 18.02.11 № 03-07-09/06:

«Согласно п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету при выполнении требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 данной статьи. На основании пп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 Кодекса обязательными реквизитами счета-фактуры являются страна происхождения товара и номер таможенной декларации.

В то же время в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Таким образом, в случае если в графе 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры указана неполная информация о номере таможенной декларации (отсутствует порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров)) и такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога

Аналогичное мнение содержится в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.16 № 08АП-13789/2015 по делу № А70-5889/2015:

«При этом, доводы налогового органа о нарушении требований постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", ввиду не указания в выставленных счетах-фактурах на товар страны происхождения товара - Китай (в графе 10 "Страна происхождения" счетов-фактур указано "РФ", графа 11 "Номер грузовой таможенной декларации" не заполнена), правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны содержаться сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Данная информация указывается в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в Налоговом кодексе Российской Федерации закреплена прямая норма, запрещающая налоговым органам отказывать в вычете по НДС по формальным основаниям: пункт 2 статьи 169 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие реальность совершенных хозяйственных операций между заявителем и указанным контрагентом.»

В Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.16 № Ф05-7118/2016 по делу № А40-112900/2015[1] указано:

«Также, суды указали, что судебная практика исходит из того, что неверный номер ГТД, указанный в счете-фактуре, не может служить основанием для отказа в вычете НДС если импортный товар покупается на внутреннем рынке у российского поставщика и в счете-фактуре номер ГТД указан с ошибкой.»

Решение в пользу налоговых органов содержится в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.02.16 № Ф01-6045/2015 по делу № А43-29967/2014:

«Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 (пункт 1 статьи 169) Кодекса.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Кодекса).

Таким образом, для применения вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделка носила реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию об участниках хозяйственных операций.

<…>

Ряд счетов-фактур, оформленных от имени ООО "Далес" и ООО "ТД Далес", содержит номера грузовых таможенных деклараций, по которым ввоз товара был осуществлен в более поздние периоды. Так, счета-фактуры, датированные февралем, маем 2011 года содержат реквизиты грузовой таможенной декларации, зарегистрированной в ноябре 2011 года, а счета-фактуры от сентября 2011 года содержат ссылку на грузовую таможенную декларацию, зарегистрированную в мае 2012 года.»

В данном Постановлении указание неверного номера таможенной декларации послужило одним из доводов налогового органа. Однако, как и в вышерассмотренном Постановлении, суть претензий заключалась в нереальности хозяйственных операций. Кроме того, указание неверного номера таможенной декларации не является единственным нарушением порядка заполнения счетов-фактур: они были подписаны неуполномоченными лицами.

Резюмируя вышеизложенное, счёт-фактура с незаполненными графами 10 и 11 может послужить основанием для претензий налоговых органов. Однако, учитывая норму пункта 2 статьи 169 НК РФ, официальное разъяснение Минфина РФ и судебную практику, у Организации существуют высокие шансы отстоять свою позицию в суде, при условии проявления должной степени осмотрительности при выборе контрагента.

Помимо вышеизложенного, обращаем Ваше внимание, что при реализации товаров, ввезённых в РФ из стран Таможенного союза, в графах 10 и 11 счёта-фактуры следует проставлять прочерки[2].

Также, одной из причин незаполнения данных граф может служить приобретение поставщиком товаров у контрагента, не являющегося плательщиком НДС. В данном случае, поставщику следует ставить прочерки в данных графах[3].

Коллегия Налоговых Консультантов, 30  мая 2017г.



[1] Не смотря на то, что судебное решение принято в  пользу налогового органа, необходимо учесть тот факт, что ошибка в графе 11 счёта-фактуры не была основной претензией налоговых органов: ими ставилось под сомнение сама реальность совершения хозяйственных операций

[2] Письмо Минфина РФ от 25.07.12 № 03-07-13/01-43

[3] Письмо Минфина России от 20.08.15 № 03-07-08/48092


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел