Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу заключения трудового договора с гражданином РБ на выполнение трудовой функции за пределами РФ

Департамент общего аудита по вопросу заключения трудового договора с гражданином РБ на выполнение трудовой функции за пределами РФ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

12.12.2014
Вопрос

Прошу помочь нам разобраться с вопросом приема гражданина Белоруссии по бессрочному трудовому договору.
Место работы – РБ (включая местные однодневные командировки). В РБ у нас нет обособленного подразделения/филиала и мы не будем их открывать.
1. Можем ли мы заключить трудовой договор с гражданином Республики Беларусь, согласно которому он будет работать по месту проживания (в Минске)?
2. Нужно ли уведомлять миграционную службу в Москве о приеме на работу надомника в РБ?
3. Нужно ли оформлять страховое пенсионное свидетельство на данного сотрудника, учитывая что он не будет являться резидентом и налоги и взносы будет оплачивать самостоятельно?
Ответ

Статьей 13 ТК РФ установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Между РФ и Республикой Беларусь заключен Договор «О равных правах граждан» от 25.12.98 (далее - Договор).

Статьей 7 Договора предусмотрено, что договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Таким образом, при заключении трудового договора с гражданами Белоруссии, такие граждане приравниваются в правах к гражданам РФ.

На основании изложенного, считаем, что между российской организацией и гражданином Белоруссии может быть заключен трудовой договор, подлежащий регулированию в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Статьей 57 ТК РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

В свою очередь главой 49.1 ТК РФ установлены особенности регулирования труда дистанционных работников.

На основании статьи 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Кроме того, в силу статьи 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают.

На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ.

На основании изложенного, считаем, что Организация вправе заключить с гражданином РБ трудовой договор на дистанционную работу или предусматривающий выполнение работы на дому, который будет позволять осуществлять сотруднику трудовую функцию за пределами РФ, в частности, на территории РБ.

2. Нужно ли уведомлять миграционную службу в Москве о приеме на работу надомника в РБ?

В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ[1] работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

В свою очередь пунктом 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» от 22.06.96 № 4 установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

Документы, выданные в Республике Беларусь и РФ для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

Таким образом, требования Закона № 115-ФЗ на граждан РБ не распространяются.

В этом случае у Организации в принципе не возникает обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии.

В свою очередь, в соответствии с положениями подпункта 20а) пункта 2 статьи 22 Закона № 109-ФЗ[2] для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.

При этом принимающей стороной является, в том числе, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (подпункт 7 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ).

Из приведенных положений следует, что у российской организации может возникнуть обязанность по уведомлению органа миграционного учета только в случае прибытия гражданина Белоруссии на территорию РФ в целях его постановки на миграционный учет[3].

В рассматриваемой ситуации сотрудник будет осуществлять трудовую функцию за пределами территории РФ.

Соответственно, по нашему мнению, у Организации не возникает обязанности по уведомлению миграционной службы.

3. Нужно ли оформлять страховое пенсионное свидетельство на данного сотрудника, учитывая что он не будет являться резидентом и налоги и взносы будет оплачивать самостоятельно?

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях, в частности:

- при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 7 Закона № 27-ФЗ).

При этом статьей 1 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 № 167-ФЗ застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства[4], временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Поскольку в рассматриваемом нами случае сотрудник, заключивший трудовой договор, не является гражданином РФ, и не будет выполнять трудовую функцию на территории РФ, он не признается застрахованным лицом, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, между РФ и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный в г. Санкт-Петербурге 24.01.06 (далее - Договор).

В силу пункта 1 статьи 5 Договора застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Пунктом 2 статьи 5 Договора предусмотрено, что из положений пункта 1 настоящей статьи устанавливаются следующие исключения:

1) на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.

Поскольку из вопроса следует, что сотрудник будет уплачивать страховые взносы самостоятельно, считаем, что в данном случае сотрудник будет признаваться застрахованным в соответствии с законодательством РФ.

В этом случае, считаем, что с точки зрения международного законодательства, сотрудник также не признается застрахованным лицом, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, по нашему мнению, у Организации не возникает обязанности оформить страховое свидетельство на такого сотрудника.



[1] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.02 № 115-ФЗ.

[2] Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.06 № 109-ФЗ.

[3] Статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей установлено, что трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.

[4] за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел