Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу возможного нарушения валютного законодательства

Департамент общего аудита по вопросу возможного нарушения валютного законодательства

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

15.03.2017
Вопрос

Компания «В» - российская организация имеет на территории Украины представительство. Компания «В» приобретает товары у компании «А» (Германия) и без ввоза на территорию РФ поставляет их в адрес своего украинского представительства. В свою очередь, представительство реализует полученные товары на территории Украины, а выручка зачисляется на расчетный счет, открытый в украинском банке. В дальнейшем выручка конвертируется в евро и переводится на счет компании «В», открытый в российском банке. После чего компания «В» производит оплату за товар компании «А».
Какие валютные риски возникают при данной схеме работы?
Ответ

В соответствии со статьей 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Из указанных норм, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что представительства не обладают самостоятельным правовым статусом, отдельным от правового статуса создавшего их юридического лица. В связи с этим, украинское представительство не может быть признано отдельным юридическим лицом, а является частью российской компании «В».

При этом, представительства могут совершать сделки только от имени юридического лица на основании доверенности. Соответственно, договор, заключенный представительством является сделкой совершенной самой организацией.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, сделка заключенная украинским представительством компании «В», является сделкой, совершенной самой компанией «В».

Согласно статье 2 Закона № 173-ФЗ[1], настоящий закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сами юридические лица, для целей настоящего закона признаются резидентами.

Таким образом, украинское представительство компании «В» и сама компания «В», с точки зрения Закона № 173-ФЗ, являются резидентами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в общем случае, валютные операции могут осуществляться резидентами только через счета открытые в банке на территории РФ.

Валютные операции через счета, открытые в банках, расположенных за пределами РФ, осуществляются в порядке установленном статьей 12 Закона № 173-ФЗ и за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом № 173-ФЗ.

Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.13 № 79-ФЗ[2], открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ).

Порядок зачисления средств на счета, открытые резидентами за пределами РФ установлен статьей 12 Закона № 173-ФЗ.

Так согласно указанной статье, резиденты вправе совершать следующие операции (пункты 4, 5, 5.1):

1. переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках  или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации;

2. на счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены:

-суммы процентов на остаток средств на таких счетах,

-денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета,

-наличные денежные средства, вносимые на счет,

-денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета,

-средства, полученные в случаях:

-перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

-перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

-операций, связанных с расчетами и переводами иностранной валюты при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

-операций, предусматривающих расчеты и переводы иностранной валюты для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

-переводов физическим лицом - резидентом иностранной валюты из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящей части;

-операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров.

-переводов физическими лицами - резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

-операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также на счета постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории Российской Федерации через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории Российской Федерации, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием;

-юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

-дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, с представителями или сотрудниками представительств указанных в пункте 18 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона федеральных органов исполнительной власти и организаций.

-юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами по операциям в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

-дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

-при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

-при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

-при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;

-при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;

3. на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Указанный перечень валютных операций является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

В данном перечне отсутствуют такие операции как зачисление валютной выручки на счет, открытый в банке, расположенном за пределами РФ.

В связи с этим, по нашему мнению, в отношении выручки, получаемой от сделки, заключенной представительством компании «В», действуют общие нормы, установленные Законом № 173-ФЗ, а именно: расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, т.е. счета открытые в банках на территории РФ (пункт 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ).

Кроме того, расходование представительством выручки, поступившей на счет, открытый в банке на территории Украины, на оплату своих текущих расходов (например, заработной платы) также является неправомерным, так как оплата таких расходов может производиться только за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом № 173-ФЗ (абзац 2 пункта 2 статьи 14). Как было указано выше, зачисление выручки от продажи товаров на счет , открытый в банке на территории Украины, незаконно.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что зачисление выручки от продажи товаров на счет, открытый в банке на территории Украины, а также расходование указанной выручки представительством компании «В» неправомерно.

В связи с этим, обращаем Ваше внимание, что согласно пункту 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Таким образом, по нашему мнению, изложенная в вопросе схема противоречит нормам действующего валютного законодательства, в связи с чем, компания «В» может быть привлечена к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ.

На наш взгляд, в целях избежания указанных нарушений рекомендуем предусмотреть зачисление выручки от продажи товаров на счет, открытый в уполномоченном банке (в РФ). Зачисленная выручка в дальнейшем может быть перечислена в качестве оплаты компании «А», а также перечислена на счет, открытый за пределами РФ для оплаты представительством своих текущих расходов.

Обращаем Ваше внимание, что вышеуказанные положения статьи 12 Закона № 173-ФЗ не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.

Соответственно, если компанией «В» будет открыт счет в украинском филиале уполномоченного банка (т.е. филиале российского банка), то выручка от продажи может быть зачислена на этот счет для последующего перечисления на счет, открытый в РФ и расходования ее представительством.

Коллегия Налоговых Консультантов, 15 февраля 2017 года



[1] Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

[2] «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел