Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу уплаты утилизационного сбора

Департамент общего аудита по вопросу уплаты утилизационного сбора

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

16.03.2017
Вопрос

До 15 апреля 2017 г. импортеры должны сдать расчет по экологическому сбору в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и заплатить этот сбор.

Компания является импортером широкой линейки оборудования, в т.ч. горно-шахтное, компрессорное, дорожно-строительное, промышленный инструмент и запчасти к ним.
При этом, компания по некоторым товарам (передвижные ТС, самоходные машины) уже платит утилизационный сбор на таможне.


1)    Является ли Компания плательщиком экологического сбора и должна ли она предоставлять расчет, если она является импортером дрелей ТНВЭД 8467119000
2)    Если Компания является импортером АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКА ТНВЭД 8479100000, который в своем составе имеет: лобовое стекло, аккумулятор, резиновые шины/покрышки и проч., но в ГТД товар называется как единый объект (асфальтоукладчик) является ли Компания плательщиком экологического сбора и должна ли она предоставлять расчет.
3)    Если Компания является импортером компрессоров групп ТНВЭД 8479.. и 8414..,   которые не являются приборами бытовыми указанными в группе 31  (Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р) является ли Компания плательщиком экологического сбора и должна ли она предоставлять расчет.
4)    Если Компания является импортером компрессоров групы ТНВЭД 8415.. указанных в группе 34  (Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р) является ли Компания плательщиком экологического сбора и должна ли она предоставлять расчет.


*** В своем ответе просим не учитывать тот факт, что по товарам, указанным в вопросах 1-4 не везде утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2015-2016 гг.
Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее по тексту – Перечень № 1886-р).

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно (пункт 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

-со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;

-со дня уплаты экологического сбора.

Таким образом, импортеры, ввозящие товары, включенные в Перечень № 1886-р, обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования этих товаров.

Импортеры, которые не выполняют данное требование, уплачивают экологический сбор.

Как следует из вопроса, Организация ввозит следующие товары:

-дрель (код ТНВЭД 8467 119000);

-компрессоры (относящиеся к группам кодов ТНВЭД 8479, 8414, 8415).

Рассмотрим каждый товар в отдельности.

Дрель

Перечень № 1886-р включает в себя группу № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом». Данная группа содержит только один пункт товаров, а именно «Инструменты ручные электрические».

К данному товару относятся товары с кодом ТНВЭД 8467 211000 - 8467 890000 «Инструменты ручные со встроенным электрическим двигателем».

В группу кодов ТНВЭД 8467 211000 включены дрели всех типов, способные работать без внешнего источника питания.

Но при этом товар с кодом ТНВЭД 8467 119000 к указанной группе не относится, а включен в группу 8467 11 «Инструменты ручные вращательного действия (включая комбинированные вращательно-ударного действия)». Группа 8467 11, в свою очередь, не включена в Перечень № 1886-р.

В связи с этим, по нашему мнению, поскольку дрель с кодом ТНВЭД 8467 119000 не включена в Перечень № 1886-р, Организация не обязана платить экологический сбор при ее ввозе на территорию РФ.

Компрессоры

Перечень № 1886-р не содержит такого вида товара как компрессор.

При  этом в данном перечне указаны товары, входящие, также как и компрессоры,  в одну группу кодов ТНВЭД (8414, 8415), но не являющиеся компрессорами (например, кондиционеры промышленные и бытовые).

В связи с этим, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что в Перечень включаются не все товары группы, а только некоторые, которые прямо в нем поименованы.

Поскольку, компрессоры прямо не указаны в Перечне № 1886-р, на наш взгляд, Организация не обязана платить экологический сбор при их ввозе на территорию РФ.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, дрель и компрессоры, указанные в вопросе, не подпадают под действие статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Соответственно, у Организации отсутствует обязанность предоставлять расчет по экологическому сбору.

В отношении асфальтоукладчика отмечаем следующее.

Положения статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не распространяются на колесные транспортные средства, в отношении которых установлены иные требования согласно статье 24.1 Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи[1], уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Перечень указанных транспортных средств Постановлением Правительства РФ от 06.02.16 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Перечень № 81).

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

-осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Как следует из вопроса, Организация импортирует асфальтоукладчик под кодом ТНВЭД 8479 100000.

Перечень № 81 содержит группу транспортных средств X «Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 100000)».

Таким образом, утилизационный сбор уплачивается в отношении импортируемых транспортных средств для содержания дорог (относимые к группе кодов ТНВЭД 8705, 8479 100000). Исключение составляют машины для содержания дорог, созданные на базе шасси колесных транспортных средств.

Согласно имеющейся в свободном доступе в сети Интернет информации[2] асфальтоукладчик — это дорожно-строительная машина, которая предназначена для укладки асфальтного покрытия при строительстве дорог, а также для асфальтирования тротуаров и промышленных площадей.

            По типу ходовой части выделяют:

  • Гусеничные асфальтоукладчики. 
  •  Колёсные асфальтоукладчики. 

Учитывая изложенное, по нашему мнению, в случае, если ходовая часть асфальтоукладчика колесная, то утилизационный сбор при его ввозе не платится.

Если импортируемый асфальтоукладчик гусеничный, то Организация, на наш взгляд, будет признаваться плательщиком утилизационного сбора.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.16 № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Перечнем № 81 (пункт 5 Правил).

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 рублей (сноска 4 к Перечню № 81).

Отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп (пункт 8 Правил).

Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении № 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Таким образом, если импортируемый асфальтоукладчик гусеничный, то Организация, по нашему мнению, должна уплатить утилизационный сбор и предоставить соответствующий расчет в таможенный орган.

Коллегия Налоговых Консультантов, 21 февраля 2017 года



[1] Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

-ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

-которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

-с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел