Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент Общего аудита по вопросу уплаты торгового сбора в г. Москве

Департамент Общего аудита по вопросу уплаты торгового сбора в г. Москве

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

01.07.2015
Вопрос

Наша организация зарегистрирована в Московской области, имеет филиалы в г.Москве, Тульской области и г.Стерлитамаке республики Башкортостан.
В каждом из указанных филиалов есть отделы продаж. Однако сотрудники отдела продаж филиала в г.Москва занимаются только поиском покупателей, проведением маркетинговых исследований, организацией выставок. Договоров на продажу продукции они не заключают.
Все договоры заключаются и подписываются сотрудниками филиала в Тульской области и филиала в г.Стерлитамак республики Башкортостан на основании доверенностей, выданных генеральным директором, так как производство и отгрузка продукции происходит именно в этих филиалах.

Возникает ли у нас обязанность уплачивать торговый сбор по филиалу в г.Москве?
Ответ

Федеральным законом от 29.11.14 № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ) Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) был дополнен главой 33 «Торговый сбор» (статьи 410 – 418 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с главой 33 части второй НК РФ может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с Законом от 17.12.14 № 62 (далее – Закон № 62) с 01.07.15 торговый сбор вводится на территории города Москвы.

В иных регионах РФ торговый сбор пока вводиться не будет.

Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 410 НК РФ).

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 410 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества (пункт 2 статьи 411 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Пунктом 1 статьи 413 НК РФ предусмотрено, что торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В соответствии с пунктом 2 статьи 413 НК РФ в целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

В целях настоящей главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (пункт 3 статьи 413 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 413 НК РФ в целях настоящей главы используются следующие понятия:

1) объект осуществления торговли:

в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 настоящей статьи, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;

в отношении деятельности по организации розничных рынков - объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;

2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;

3) деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Таким образом, торговый сбор устанавливается в отношении следующих видов торговой деятельности:

- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);

- торговля через объекты нестационарной торговой сети;

- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

- деятельность по организации розничных рынков.

При этом торговый сбор применяется в отношении розничной, мелкооптовой и оптовой купли-продажи товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации через филиал Организации, расположенный в г. Москве, фактически торговая деятельность путем отпуска товаров через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, а также со склада не осуществляется.

В таком случае у Организации отсутствует обязанность уплачивать торговый сбор по филиалу, расположенному в г. Москве.

Коллегия Налоговых Консультантов, 01 июля 2015

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел