Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу уплаты страховых взносов с сумм выходного пособия, выплачиваемого по соглашению сторон

Департамент общего аудита по вопросу уплаты страховых взносов с сумм выходного пособия, выплачиваемого по соглашению сторон

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

08.02.2017
Вопрос

В свете последних разъяснений Конституционного суда проконсультируйте пожалуйста по следующему вопросу:

Необходимо ли  при увольнении по соглашению сторон,   при выплате «выходного пособия» в пределах трех заработков  удерживать  НДФЛ и начислять взносы?
Ответ

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 2 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Таким образом, не облагаются страховыми взносами и НДФЛ выплаты, установленные законодательством РФ[1], связанные с увольнением работников в части превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Конституционным Судом РФ в Определении от 25.02.16 № 388-О были даны следующие разъяснения в отношении применения указанных выше норм в отношении выходного пособия, выплачиваемого по соглашению сторон:

«Как следует из представленных материалов, В.Н. Берсеневу в связи с увольнением было выплачено выходное пособие, предусмотренное дополнительным соглашением к коллективному договору, с удержанием налога на доходы физических лиц. Решениями судов общей юрисдикции в возврате суммы данного налога как излишне удержанной ему отказано. При этом суды руководствовались тем, что выходное пособие заявителя предусмотрено не действующим законодательством или решениями представительных органов местного самоуправления, а коллективным договором, и, следовательно, на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения оно не освобождается.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они исключают коллективные договоры из системы правовых актов, регулирующих трудовые отношения, и делают невозможным освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц предусмотренных коллективным договором выходных пособий.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации установлены случаи выплаты выходных пособий при расторжении трудового договора (части первая и третья) и предусмотрено право сторон трудовых отношений или социального партнерства установить в трудовом или коллективном договоре повышенные по сравнению с закрепленными непосредственно законодательством гарантии для работников, подлежащих увольнению, в том числе расширить круг случаев выплаты выходных пособий и увеличить размер таких пособий (часть четвертая).

Данное правовое регулирование направлено на предоставление сторонам трудовых отношений или социального партнерства возможности установления работникам дополнительных гарантий и, следовательно, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

Что касается места коллективного договора в системе источников трудового права, то в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, которое состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами. При этом пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность освобождения от налогообложения всех видов компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не упоминая при этом выплаты, установленные коллективными договорами.

Такое законодательное регулирование освобождения от уплаты налога, льготное по своей природе, принято федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте».

Таким образом, Конституционным судом был сделан вывод, что выходное пособие по соглашению сторон считается установленным трудовым законодательством, а не законодательством РФ и поэтому не подпадают под пункт 3 статьи 217 НК РФ. Т.е. выходное пособие, выплачиваемое по соглашению сторон, облагается НДФЛ в полном размере.

Ранее контролирующие органы придерживались мнения, что положения пункта 3 статьи 217 НК РФ распространяются на выходное пособие, выплачиваемое по соглашению сторон (например, письма Минфина РФ от 21.03.16 № 03-04-06/15454, от 23.04.14 № 03-04-06/18780, от 27.11.15 № 03-03-06/69190).

Более поздние разъяснения отсутствуют.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В связи с этим, можно предположить, что, скорее всего, и налоговые органы, и арбитражные суды поддержат мнение, высказанное Конституционным судом.

Подтверждением, на наш взгляд, может служить Постановление АС Северо-Западного округа от 27.10.16 по делу № А42-7562/2015, в котором суд, ссылаясь на Определение № 388-О, поддержал налоговый орган в отношении налогообложения НДФЛ выплаты выходного пособия по соглашению сторон.

В отношении страховых взносов отметим следующее.

Разъяснения в отношении норм главы 34 НК РФ на данный момент отсутствуют.

Вместе с этим, учитывая, что положения главы 34 НК РФ, касающиеся выплат необлагаемых страховыми взносами, и положения Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.09, идентичны, то можно предположить, что подход контролирующих органов в отношении обложения выходного пособия по соглашению сторон будет аналогичен.

Ранее в отношении выходного пособия контролирующие органы придерживались мнения, что выходное пособие, выплачиваемое по соглашению сторон, не подлежит обложению страховыми взносами в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (например, письмо Минтруда России от 28.01.16 № 17-4/В-34, от 21.07.16 № 17-4/В-283, от 04.03.15 № 17-3/В-94).

Однако, учитывая идентичность формулировок пункта 3 статьи 217 и пункта 2 статьи 422 НК РФ, можно предположить, что налоговый орган будет придерживаться единого подхода, как в отношении НДФЛ, так и в отношении страховых взносов, которые с 01.01.17 также администрирует ФНС РФ.

При этом можно предположить, что и суды будут придерживаться схожего мнения, исходя из аналогичности норм статей 217 и 422 НК РФ.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, не включение в облагаемую базу по НДФЛ и страховым взносам сумм выходного пособия по соглашению сторон, повлечет, скорее всего, претензии налогового органа.

Коллегия Налоговых Консультантов, 24 января 2017 года



[1] законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел