Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент Общего аудита по вопросу уплаты НДФЛ с материальной помощи при рождении ребенка

Департамент Общего аудита по вопросу уплаты НДФЛ с материальной помощи при рождении ребенка

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

05.05.2017
Вопрос

В каком размере освобождается от обложения НДФЛ материальная помощь при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, если она предоставляется обоим родителям, работающим в разных организациях (п. 8 ст. 217 НК РФ)?
Ответ

В соответствии с абзацем 7 пункта 8 статьи 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка.

Положения настоящего пункта применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

При этом положения НК РФ не конкретизируют распространяется ли ограничение по величине освобождаемой от налогообложения суммы (50 000 руб.) к суммам, выплачиваемым в адрес одного или обоих родителей.

Кроме того, нормы НК РФ не требуют предоставлять какие-либо документы, которые бы свидетельствовали о получении или не получении соответствующей материальной помощи вторым родителем.

Вместе с тем, позиция контролирующих органов по данному вопросу, сводится к тому, что не облагается НДФЛ сумма материальной помощи в размере 50 000 руб. в расчете на обоих родителей. При этом при получении материальной помощи работник должен предоставить документ, свидетельствующий о том, что второй родитель материальную помощь не получал.

Так, в Письме Минфина РФ от  15.07.16 № 03-04-06/41390 указано следующее:

«В соответствии с абзацем седьмым пункта 8 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

Следовательно, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 рублей, одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 рублей.

Специальных положений, устанавливающих право работодателя при расчете материальной помощи, освобождаемой от обложения налогом на доходы физических лиц, требовать представления сведений по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" с места работы другого родителя, в Кодексе не содержится.

Вместе с тем, поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания налога на доходы физических лиц возлагается Кодексом на организацию, являющуюся налоговым агентом, для подтверждения факта получения (неполучения) материальной помощи одним из родителей может использоваться форма 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год", содержащая данные о доходах, выплаченных физическому лицу его работодателем за период в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, а также справка, выданная работодателем в произвольной форме, свидетельствующая о получении (неполучении) им материальной помощи».

 

Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина РФ от 24.02.15 № 03-04-05/8495, от 25.01.2012 № 03-04-05/8-67.

В Письме ФНС РФ от 28.11.13 № БС-4-11/21330@ указано:

«В соответствии с п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Таким образом, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 руб.

При этом Кодекс не содержит положений, устанавливающих право работодателя при расчете указанной материальной помощи требовать представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ с места работы другого родителя, а также иных документов, свидетельствующих о неполучении такой помощи.

Вместе с тем, поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания налога на доходы физических лиц возлагается Кодексом на организацию, для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи один из родителей может представить в организацию любой документ, подтверждающий данный факт (например, справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ), либо заявление, подписанное другим родителем, о неполучении указанной выплаты».

 

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 07.12.12 № 03-04-06/8-346.

 

В Письме Минфина РФ от 01.07.13 № 03-04-06/24978 сделан вывод:

«В соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Таким образом, указанной нормой размер единовременной материальной помощи, выплачиваемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении ребенка, ограничен суммой, не превышающей 50 тыс. руб. одному из родителей по их выбору либо двум родителям исходя из расчета общей суммы.

Для подтверждения факта получения (неполучения) материальной помощи одним из родителей может использоваться форма 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год", содержащая данные о доходах, выплаченных физическому лицу его работодателем за период в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка.

Для подтверждения отсутствия трудовых отношений у одного из родителей могут использоваться данные его трудовой книжки, а также соответствующие справки, выданные органами службы занятости».

 

Вместе с тем по данному вопросу существует и иная точка зрения.

Как было отмечено нами ранее, нормы пункта 8 статьи 217 НК РФ не содержат прямого указания на то, что при освобождении от налогообложения материальной помощи, выплачиваемой при рождении ребенка, необходимо суммировать выплаты, выплачиваемые обоим родителям.

Из указанной нормы следует, что для применения льготы необходимо, чтобы материальная помощь была выплачена единовременно в течение первого года жизни ребенка.

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). В связи с этим можно предположить, что не облагается НДФЛ сумма материальной помощи в связи с рождением ребенка, выплачиваемая каждому их родителей в пределах 50 000 руб. (на каждого).

Необходимо отметить, что арбитражная практика по данному вопросу практически отсутствует.

Вместе с тем, в Постановлении 17 ААС от 15.04.15 № 17АП-3132/2015-АК по делу № А60-41079/2014 суд фактически поддержал позицию контролирующих органов:

«Также заявитель жалобы не согласен с выводами арбитражного суда о том, что заинтересованным лицом не доказан факт нарушения заявителем требований п. 8 ст. 217 Кодекса.

Решением арбитражного суда доначисление НДФЛ, пени, соответствующих штрафных санкций признано незаконным.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.

В рассматриваемом случае основанием для доначисления НДФЛ послужил вывод инспекции о необоснованном применении налоговым агентом положений абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ в связи с тем, что выплата материальной помощи была осуществлена при отсутствии документов, подтверждающих факт неполучения указанной материальной помощи другим родителем по месту своей работы (л.д. 45. т. 1).

В соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые работодателями работникам (родителям) при рождении ребенка в течение первого года после рождения, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Из анализа указанной нормы следует, что указанная материальная помощь не облагается НДФЛ при следующих условиях:

1) материальная помощь выплачивается единовременно;

2) материальная помощь выплачивается в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка;

3) материальная помощь составляет не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка одному из родителей по их выбору либо двум родителям исходя из расчета общей суммы;

4) материальная помощь выплачивается работодателем своим работникам.

Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 02.04.2013 N ЕД-17-3/36@.

Таким образом, доводы налогового агента о том, что законодателем не установлено ограничение по льготированию материальной помощи в зависимости от того, получена ли она обоими родителями по 50 000 руб., либо одним в сумме 50 000 руб., основан на неверном толковании законодательства.

Порядок обложения НДФЛ единовременной материальной помощи при рождении ребенка напрямую зависит от того, получал ли такую материальную помощь другой родитель. При этом льготируемая материальная помощь действительно может быть выплачена двум родителям, но из расчета общей суммы 50 000 руб.

Иное толкование влечет несоблюдение условия, предусмотренного вышеприведенной нормой, о предельном размере необлагаемой материальной помощи, устанавливаемой в зависимости только от количества рожденных детей.

В ходе проверки налоговый орган установил, что в случае получения материальной помощи работниками налогового агента, являющимися родителями одного ребенка, налогообложение произведено в точном соответствии с вышеприведенной нормой.

При этом, в случае, если работником налогового агента являлся только один родитель, налоговому органу при проверке не было представлено доказательств неполучения аналогичной помощи и предоставления приведенной льготы по месту выплаты второму родителю.

Указанные обстоятельства явились основанием для доначисления НДФЛ, пени, штрафных санкций, обязании налогового агента исчислить и удержать соответствующие суммы налога.

Однако, непредставление документов по требованию налогового органа, проводящего проверку налогоплательщика (налогового агента), влечет иную ответственность, предусмотренную налоговым законодательством.

В ходе проверки нарушения применения абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ налоговым органом не выявлены: представленные акт проверки и решение, принятое по ее результатам, не содержат ни одного факта необоснованного применения поименованной льготы, в ходе проверки не опрошены непосредственные получатели материальной помощи (налогоплательщики), у них не истребованы конкретные документы.

Таким образом, обязав налогового агента доначислить соответствующие суммы НДФЛ, налоговый орган не установил, в чем заключаются нарушения условий освобождения от обложения НДФЛ (с учетом отсутствия законодательно установленного порядка ее применения), безусловно предложив агенту удержать соответствующие суммы, фактически лишил при этом льготы конкретного налогоплательщика (работника).

Учитывая изложенное, налоговым органом не доказано нарушение налогоплательщиком положений абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ, что влечет недействительность принятого по указанному основанию решения».

В данном случае суд вынес решение в пользу налогоплательщика, но лишь по причине того, что налоговым органом не были выявлены факты необоснованного применения льготы (не был проведен опрос получателей материальной помощи, не были запрошены документы).

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

Нормы пункта 8 статьи 217 НК РФ не содержат прямого указания на то, что при освобождении от налогообложения материальной помощи, выплачиваемой при рождении ребенка, необходимо суммировать выплаты, выплачиваемые обоим родителям.

При этом позиция контролирующих органов сводится к тому, что не облагается НДФЛ сумма материальной помощи в размере 50 000 руб. в расчете на обоих родителей. Имеющееся на сегодняшний день судебное решение подтверждает данный подход.

В связи с этим, в случае, если организация – работодатель не удержит НДФЛ при выплате материальной помощи на рождение ребенка в размере 50 000 руб. одному из родителей при отсутствии документов, подтверждающих, что второй родитель такую помощь не получал, это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговым органом. При этом предположить исход судебного разбирательства в случае его возникновения не представляется возможным.

Коллегия Налоговых Консультантов, 21 апреля 2017г.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел