Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу уплаты экологического сбора и платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Департамент общего аудита по вопросу уплаты экологического сбора и платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

24.05.2017
Вопрос

Просим проконсультировать нас по вопросу экологического сбора и других платежей по загрязнению окружающей среды. У нас нет обязательств по уплате этих платежей?
Ответ

В ответе мы исходим из следующего:

1.                  Организация ведет свою хозяйственную деятельность в офисных помещениях, а также имеет склад. В процессе хозяйственной деятельности у Организации образуются исключительно бытовые отходы.

2.                  Организация не имеет стационарных источников загрязнения окружающей среды и не осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

3.                  Организация занимается импортом оборудования на территорию РФ и его последующей реализацией на территории РФ.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ[1] плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В силу статьи 1 Закона № 7-ФЗ под стационарным источником загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) понимается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

Поскольку, по имеющейся у нас информации Организация не осуществляет сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух через стационарные источники загрязнения окружающей среды, а также не осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, то по данным основаниям Организация, по нашему мнению, не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, из приведенных норм следует, что в случае, если Организация осуществляет свою деятельность исключительно на объектах IV категории, то она не обязана вносить плату за негативное воздействие.

Критерии отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) к IV категории приведены в пункте 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.15 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»:

- наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

 

В соответствии со статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС (в том числе и IV категории) подлежат постановке на государственный учет путем предоставления соответствующих заявок.

За неподачу заявки на постановку НВОС (в том числе IV категории) на учет предусмотрена ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

При этом обращаем Ваше внимание на следующие разъяснения контролирующих органов.

Информация Росприроднадзора, размещенная на сайте http://rpn.gov.ru по состоянию на 06.12.16:

«При определении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в целях соблюдения требования Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о постановке таких объектов на государственный учет, необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с определением объекта НВОС (п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС).

При этом земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся. В соответствии с определением ст. 1 Закона N 7-ФЗ имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.

Согласно п. 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.

Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена».

 

В Письме Росприроднадзора от 31.10.16 № АС-09-00-36/22354 (пункты 4-6) сделаны следующие выводы:

«4. По вопросу постановки на учет офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т.д.

Как отмечалось выше, у объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:

наличие стационарных источников выбросов;

наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;

отсутствие выбросов радиоактивных веществ;

отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;

отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

5. По вопросу постановки на учет объектов образования и обращения с отходами производства и потребления.

Образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС.

В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС.

Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подпункт "п" п. 1, подпункт "р" п. 2 Критериев).

Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам НВОС только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (подпункты "н", "о" п. 1, подпункт "ч" п. 2 Критериев).

6. По вопросу рассмотрения заявок с указанием сведений об объектах, не являющихся объектами НВОС.

В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом НВОС в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.

На основании п. 1 ст. 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты НВОС подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует».

 

Из приведенных разъяснений можно сделать вывод, что офис не является объектом НВОС.

 Соответственно, если в процессе осуществления хозяйственной деятельности в офисе у Организации образуются отходы, при этом иные виды негативного воздействия на окружающую среду Организация не осуществляет, то у нее отсутствует объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), подлежащий постановке на учет.

 

В отношении складов аналогичные разъяснения контролирующих органов отсутствуют.

Отметим, что, как правило на складах отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, в связи с этим, по нашему мнению, склад также не будет являться объектом НВОС.

В то же время, учитывая отсутствие разъяснений контролирующих органов в отношении складов, не исключаем, что они могут быть отнесены к объектам НВОС IV категории.

При этом, как было отмечено нами ранее, в случае, если Организация ведет деятельность на объекте НВОС IV категории, то она обязана поставить его на соответствующий государственный учет (пункт 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ), но при этом такая организация освобождается от обязанности внесения платы за негативное воздействие (пункт 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим рекомендуем Организации обратиться за соответствующими разъяснениями к контролирующим органам (Росприроднадзор) по вопросу является ли склад объектом НВОС, подлежащим постановке на учет.

В отношении деятельности по образованию и размещению отходов отметим следующее.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона № 89-ФЗ[2] внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно абзацу 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом в отношении твердых коммунальных отходов плательщиком платы за негативное воздействие являются региональные операторы.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

 

Из приведенных формулировок, по нашему мнению, следует, что, если в результате деятельности организации образуются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то такие отходы являются твердыми коммунальными отходами, в отношении которых внесение платы за негативное воздействие осуществляют региональные операторы.

Отметим, что, как правило, при осуществлении деятельности в офисе и на складе образуются именно твердые коммунальные отходы.

 

В Письме Росприроднадзора от 21.02.17 № АС-06-02-36/3591 даны следующие разъяснения:

«Абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст. 16 Закона N 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Одновременно необходимо обращать внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии).

Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время Критерии пересматриваются с учетом вопросов обращения с отходами и получения разрешительной документации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):

внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;

плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в части касающейся обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.01.2019) при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.05.2018) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (не позднее 01.07.2018).

Вместе с тем, в указанный период продолжают функционировать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов. Указанные субъекты хозяйственной деятельности соответствуют статусу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленному в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, положения которого не содержат никаких дополнительных условий.

Таким образом, за 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов.

Разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, поручаю удалить с официальных сайтов территориальных органов в сети "Интернет"».

Таким образом, из приведенных норм и разъяснений можно сделать вывод, что организации, ведущие свою деятельность на объектах НВОС IV категории или на объектах, которые не являются объектами НВОС, а также не образующие в процессе своей деятельности никаких других отходов кроме твердых коммунальных отходов, не являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Применительно к рассматриваемой ситуации,  по нашему мнению, офисы и склады Организации не являются объектами НВОС. Вместе с тем, в отношении складов рекомендуем уточнить позицию Росприроднадзора.

Соответственно, в случае, если Организация ведет свою деятельность на объектах, не являющихся НВОС (или отнесенных к IV категории), и в процессе ее деятельности образуются исключительно твердые коммунальные отходы, то у нее отсутствует обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический сбор

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона 89-ФЗ отходы от использования товаров  представляют собой готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее по тексту – Перечень № 1886-р).

Отметим, что в Перечень № 1886-р включены, в частности, некоторые виды оборудования (например: компьютеры, коммуникационное оборудование, оборудование прочее и т.п.), а также упаковка (например: мешки для упаковки, пакеты, изделия упаковочные прочие, поддоны деревянные и др.).

При этом в Перечне № 1886-р содержится наименование товаров (видов упаковки), а также соответствующий им код по классификатору ОК 034-2014 и ТН ВЭД.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно (пункт 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

-со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;

-со дня уплаты экологического сбора.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

В Письме Росприроднадзора от 20.02.17 № ОД-06-02-32/3380 указано следующее:

«В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (ч. 10 ст. 24.2 Закона).

При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от наличия/отсутствия видов товаров, которые они выпускают в обращение, в Перечне.

Соответственно, в отношении упаковки производители и импортеры товаров в данной упаковке представляют декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки" и отчетность о выполнении нормативов утилизации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров"».

 

Таким образом, импортеры, ввозящие товары (в том числе упаковку), включенные в Перечень № 1886-р, обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования этих товаров (упаковки).

Импортеры, которые не выполняют данное требование, уплачивают экологический сбор.

Порядок уплаты экологического сбора установлен статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2[3] настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации[4] (пункт 5 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 08.10.15 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

Нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.15 № 2491-р.

Отметим, что в случае, если норматив утилизации равен 0, то и сумма экологического сбора будет равна 0.

В соответствии с пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации[5].

Необходимо отметить, что экологический сбор был введен в 2015 году. При этом форма расчета суммы экологического платежа была утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488.

В связи с этим  Минприроды России были даны следующие разъяснения, размещенные на сайте http://www.mnr.gov.ru по состоянию на 21.10.2015:

«В условиях отсутствия утвержденной формы расчета суммы экологического сбора выполнение представителями бизнеса обязательства по ее представлению в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не возможно. С учетом изложенного производителям, импортерам товаров необходимо будет представить первые расчеты суммы экологического сбора за тот отчетный период, в котором Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет принят приказ по утверждению соответствующей формы».

 

Таким образом, первый расчет сумм экологического сбора представляется за 2016 год.

Учитывая, приведенную информацию в случае, если товар, который импортирует Организация, и/или его упаковка включены в Перечень № 1886-р, и Организация не обеспечивает утилизацию отходов от использования данных товаров (упаковки), то она должна уплачивать экологический сбор в порядке, установленном статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ, а также представлять соответствующие формы отчетности.

Утилизационный сбор

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6[6] настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26.12.13 № 1291 утверждены перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень колесных ТС).

Постановлением Правительства РФ от 06.02.16 № 81 утверждены перечень видов и категорий самоходных машин и (или) прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее – Перечень самоходных машин).

В силу пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).

 

Из изложенного следует, что в случае, если Организация осуществляет ввоз на территорию РФ транспортного средства, включенного в соответствующие Перечни, или приобретает на территории РФ транспортное средство, включенное в соответствующие Перечни, у лиц, не уплативших утилизационный сбор, то у нее возникает обязанность уплатить соответствующий утилизационный сбор.

 

Отметим, что отметка об уплате утилизационного сбора делается на бланке паспорта транспортного средства (ПТС).

При этом на бланке ПТС, в отношении которого сбор не уплачивается, проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора (пункты 7, 8, 12, 18 Постановления Правительства РФ от 26.12.13 № 1291, пункты 7, 8, 13, 20 Постановления Правительства РФ от 06.02.16 № 81).

Обращаем Ваше внимание, что уплата утилизационного сбора производится в отношении колесных транспортных средств, по которым ПТС выдан с 01.09.12, а в отношении самоходных машин и прицепов к самоходным и колесным транспортным средствам – выпущенным в обращение с 10.02.16.

Коллегия Налоговых Консультантов, 11 мая 2017г.



[1] Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

[2] Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[3] Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.

[4] Постановление Правительства РФ от 09.04.16 № 284

[5] Постановление Правительства РФ от 08.12.15 № 1342

[6] Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел