Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу смены ответственного подразделения

Департамент общего аудита по вопросу смены ответственного подразделения

12.12.2017
Вопрос

Наша головная организация стоит  на учете в Межрайонной ИФНС  как крупнейший налогоплательщик.
Наши   розничные магазины, зарегистрированные как  обособленные подразделения по Москве стоят в ИФНС № Х.
В  2012 году, в соответствии со  Ст.83 п.4 НК РФ мы выбрали одно из обособленных подразделений в ИФНС № Х как ответственное подразделение по уплате налога на прибыль  и подали соответствующие уведомления в налоговые.   Выбор был сделан еще до того, как наша организация была переведена в налоговую по учету крупнейших налогоплательщиков.
При распределении долей по налогу на прибыль , перечисляемому в субъект г. Москва , мы выделяем долю по головной организации и по ответственному подразделению.
В декларации по налогу на прибыль заполняем  отдельно Приложения № 5 по головной организации и по ответственному подразделению.

Налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам неоднократно обращается к нам с НАСТОЯТЕЛЬНЫМ требованием  выбрать в качестве ответственного  подразделения головную организацию и осуществлять платежи в бюджет субъекта по всем подразделениям, зарегистрированным в Москве по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Причем настаивает на изменении схемы «прямо сейчас» не дожидаясь окончания налогового периода.

Насколько нам известно что, согласно  второго абзаца пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса выбор ответственного подразделения возможен:
- либо с начала следующего налогового периода, уведомив об этом соответствующие налоговые органы до 31 декабря года, предшествующему налоговому периоду;
- либо начиная с отчетного периода, в котором созданы новые обособленные подразделения, направив уведомления в налоговые органы в срок в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса.
Считаем наши  действия законны. Т.к. на основании
Ст.83 п.4
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.

           Просим при ответе на вопрос учесть. Что в настоящее время у нас имеется переплата по налогу на прибыль, мы планируем подать уточненную декларацию в уменьшение прибыли за предыдущий налоговый период

Вопросы
- Насколько законны и на чем основаны  требования инспекции по учету крупнейших налогоплательщиков?
Ответ

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

 

Из изложенных норм следует, что в случае если налогоплательщик на территории одного субъекта РФ (Москва) имеет несколько обособленных подразделений, то налогоплательщик вправе выбрать обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ.

Отметим что, по мнению Минфина РФ, изложенному в Письме от 03.07.17 № 03-03-06/1/41778,  в случае если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта РФ за свои обособленные подразделения. Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 25.01.10 № 03-03-06/1/22.

Кроме того, аналогичные разъяснения изложены в Письме ФНС РФ от 30.12.08 № ШС-6-3/986[1]:

«…Если налогоплательщик принял решение об уплате им налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения за все обособленные подразделения, расположенные на территории этого же субъекта Российской Федерации, то Уведомления N 1 и N 2 вместо направления в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения необходимо направлять в налоговый орган по месту нахождения организации. Соответственно, в данном случае направлять в этот же налоговый орган копию Уведомления N 1 нет необходимости…».

 

Таким образом, Организация вправе принять решение об уплате ею налога на прибыль в бюджет субъекта РФ за все свои обособленные подразделения, если головная организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта.

 

В силу пункта 2 статьи 288 НК РФ уведомления представляются в налоговый орган в случае:

-  если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога,

- изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации

- или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

 

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ предусмотрены сроки предоставления уведомления:

1)                       При выборе налогоплательщиком обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога в бюджет субъекта РФ в срок до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Указанные случаи предоставления уведомления относится к уведомлениям о выборе ответственных обособленных подразделений при переходе налогоплательщика, ранее уплачивавшего налог по месту нахождения каждого обособленного подразделения, находящегося на территории одного субъекта РФ, на новый порядок уплаты налога или при замене ответственных обособленных подразделений в случаях, не связанных с их закрытием. Вышеизложенное, подтверждается в Письме Минфина РФ от 25.01.10 № 03-03-06/1/22.

2)                       При выборе налогоплательщиком обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога в бюджет субъекта РФ в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода в срок в течение 10 дней после окончания отчетного периода.

 

Иные случаи  и сроки для представления в налоговые органы уведомлений статьей 288 НК РФ не предусмотрены, в том числе в случае постановки налогоплательщика на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

 

Также в Письме ФНС РФ от 30.12.08 № ШС-6-3/986 изложено, что в форме Уведомления № 1 предусмотрено указание суммы ежемесячных авансовых платежей на I квартал налогового периода, с которого налогоплательщик переходит на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответственного обособленного подразделения или производит замену ответственного обособленного подразделения, а также суммы ежемесячных авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты при выборе нового ответственного обособленного подразделения в случае закрытия (ликвидации) ответственного обособленного подразделения в течение текущего налогового периода.

При возврате налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения составляется Уведомление N 1.

В Приложении № 1 и в Приложении № 2 к Письму ФНС РФ от 30.12.08 № ШС-6-3/986 приведены рекомендуемые типовые формы Уведомления № 1 и Уведомления № 2, в которых указывается причина, по которой уведомление предоставляется в налоговый орган.

 

Отметим, что формы уведомлений имеют рекомендательный характер и приведены  в силу пункта 2 статьи 288 НК РФ и могут применяться налогоплательщиками, если их содержание не противоречит нормам НК РФ.

В Уведомлении № 1 и № 2 указаны следующие причины для подачи уведомлений:

1. С принятием решения о переходе на уплату налога в бюджет субъекта  Российской Федерации по месту нахождения одного обособленного подразделения (ответственного обособленного подразделения).

2. С выбором ответственного обособленного подразделения при создании в субъекте Российской Федерации более одного обособленного   подразделения.                                                     

3. С ликвидацией (заменой) ответственного обособленного подразделения и выбором нового ответственного обособленного подразделения.    

4. С возвратом на порядок уплаты налога по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения.             

5. С созданием нового обособленного подразделения в субъекте Российской Федерации, в котором уже имеется ответственное обособленное подразделение .                                    

 

В приложении № 3 к  Письму ФНС РФ от 30.12.08 № ШС-6-3/986 приведена схема представления в налоговые органы уведомлений.

1. Схема направления уведомлений при изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации:

- при переходе налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответственного обособленного подразделения;

- при возврате налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

 

2. Схема направления уведомлений при изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта Российской Федерации:

- при создании нового обособленного подразделения в субъекте Российской Федерации, в котором уже имеется ответственное обособленное подразделение;

- при создании нового (новых) обособленного подразделения и выборе ответственного обособленного подразделения в субъекте Российской Федерации, в котором ранее имелось только одно (или не имелось) обособленное подразделение;

- при закрытии обособленного подразделения, через которое уплата налога не производилась;

- при закрытии (замене) ответственного обособленного подразделения и выборе нового ответственного обособленного подразделения;

- при закрытии всех обособленных подразделений на территории субъекта Российской Федерации.

 

Таким образом, рекомендуемые формы уведомлений содержат основания для их предоставления, в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 288 НК РФ. Следовательно, в рекомендуемых формах уведомлений также отсутствуют основания для подачи уведомлений при постановке налогоплательщика на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

 

Приказом № 85н[2] утверждены особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков:

«…1. Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

2. Процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.

3. Инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.

4. Межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП), имеющих значение 50…

…7. Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика в случае создания им своего обособленного подразделения и/или регистрации принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Инспекция ФНС России, осуществившая постановку на учет крупнейшего налогоплательщика по указанным основаниям, не позднее следующего рабочего дня после выдачи соответствующего уведомления о постановке на учет направляет сведения об этом в инспекцию ФНС России по месту нахождения организации. Инспекция ФНС России по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения сведений от инспекции ФНС России, осуществившей постановку на учет крупнейшего налогоплательщика, направляет указанные сведения в межрегиональную (межрайонную) инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам…».

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

 

В пункте 1.4. Приказа № ММВ-7-3/572@[3] изложено следующее:

«…1.4. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям в соответствии со статьей 289 Кодекса или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии со вторым абзацем пункта 2 статьи 288 Кодекса (далее - группа обособленных подразделений).

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют Декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений Декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, Декларацию, составленную в целом по организации, а также Декларации по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений) представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

В Титульных листах Деклараций по обособленным подразделениям крупнейшего налогоплательщика, представляемых им в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, указываются коды причины постановки на учет (далее - КПП), присвоенные организации налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, и коды этих налоговых органов. По реквизиту "по месту нахождения (учета) (код)" указывается код "220"…».

 

Таким образом, в связи с постановкой на учет крупнейшего налогоплательщика присваивается КПП по месту учета налогоплательщика как крупнейшего и изменяется процесс подачи налоговых деклараций по налогу на прибыль в целом по организации и по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений).

 

Нормы налогового законодательства не содержат какие-либо особенности в изменении порядка уплаты налога на прибыль в случае постановки налогоплательщика на учет как крупнейшего.  Также, в соответствии с пунктом статьи 11 НК РФ  под обособленным подразделением организации  понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

 

С учетом вышеизложенного, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не приводит к изменению порядка уплаты налога или к закрытию (открытию) обособленного подразделении.

Таким образом, по нашему мнению, Организация вправе не выполнять незаконные требования налогового органа и его должностных лиц. Следовательно, Организация не обязана повторно подавать уведомление в налоговый орган о выборе ответственного подразделения либо о смене ответственного подразделения.

В рассматриваемом случае, смена ответственного подразделения является правом Организации. Уведомление в таком случае подается в срок до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

В Письме Минфина РФ от 14.03.06 № 03-03-04/1/225 также указывается на тот факт, что в данном случае сена ответственного подразделения является правом налогоплательщика:

«…1. Согласно п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

В связи с этим постановка на учет организации в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не ведет к изменению бюджета субъекта Российской Федерации, в который уплачивается налог на прибыль.

Согласно абз. 2 п. 2 указанной выше статьи Кодекса, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он вправе принять решение об уплате с 1 января 2006 г. налога в бюджет данного субъекта Российской Федерации через одно из этих обособленных подразделений. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения (разъяснено Письмом Минфина России от 24.11.2005 N 03-03-02/132).

Из письма следует, что организация, находящаяся в г. Томске, стоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 и имеет в своем составе обособленное подразделение, расположенное в Томской области.

В данном случае организация может принять решение об уплате ею в бюджет Томской области налога на прибыль, исчисленного в целом по организации (по налоговой ставке, установленной для уплаты его в бюджет субъекта Российской Федерации). Соответственно, Декларации по налогу на прибыль организаций представляются только в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2…».

 

Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 25.01.06 № 01-2-03/108@.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 10 ноября 2017г.

 



[1] Письмо ФНС РФ от 30.12.08 № ШС-6-3/986 «Об уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации»

 

[2] Приказом Минфина РФ от 11.07.05 № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»

 

[3] Приказ ФНС России от 19.10.16 3 ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»

 


Назад в раздел