Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу реорганизации в форме выделения

Департамент общего аудита по вопросу реорганизации в форме выделения

24.01.2018
Вопрос

Просим проконсультировать по вопросу реорганизации в форме выделения.

В 2018г грядут изменения Законодательства 214-ФЗ в части ужесточения требований к Застройщикам, а именно:
• наличие опыта в строительстве не менее 3-х лет,
• наличие разрешений на ввод не менее 10 000 м2,
• отсутствие обязательств по кредитам…,
• запрещается одновременно осуществлять строительство по нескольким разрешениям на строительство, и тд.

Для дальнейшей возможности реализации проектов по строительству жилья, на наших компаниях-застройщиках предполагается реорганизация в форме выделения из существующего Общества, например АО «Т», нового Общества с активами (готовая продукция в виде непроданных квартир, ОС…) и обязательствами (кредитные обязательства, гарантийные обязательства перед подрядчиками…).
После чего, новое Общество продолжает реализацию квартир, расплачивается по обязательствам.
А «очищенный» АО «Т» получает разрешение на строительство и занимается строительством нового объекта.

Вопрос: Существуют какие-либо налоговые риски при таком выделении? С какого периода новому Обществу исчислять двухлетний срок в отношении льготы по налогу на имущество жилых домов/помещений согласно п. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003г. № 64.
Ответ

Согласно  подпункту 1 статьи 2[1] Закона № 214 –ФЗ[2] под застройщиком понимается:

- хозяйственное общество:

которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее десяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда;

которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.08 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;

наименование которого содержит слова «специализированный застройщик».

 

Таким образом, под застройщиком понимается хозяйственное общество, созданное в порядке предусмотренным действующим законодательством, которое:

- имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее десяти тысяч квадратных метров в совокупности;

- имеет в наличии полученные в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика;

- имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.08 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;

- содержит в наименовании слова «специализированный застройщик».

 

В статье 3[3] Закона № 214-ФЗ предусмотрены положения, которые дают право застройщику на  привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ)

Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, в соответствии с проектной документацией при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство. Застройщик не вправе одновременно осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости по нескольким разрешениям на строительство (пункт 1.1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ).

 

На основании пункта 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий следующим требованиям:

1) наличие проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации;

1.1) размер собственных средств застройщика должен составлять не менее чем десять процентов от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона (далее - проектная стоимость строительства). Порядок расчета собственных средств застройщика устанавливается Правительством Российской Федерации;

1.2) наличие на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, денежных средств в размере не менее десяти процентов от проектной стоимости строительства на банковском счете застройщика, открытом в уполномоченном банке в соответствии с частью 2.3 настоящей статьи;

1.3) отсутствуют обязательства по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство;

1.4) застройщиком не осуществлены выпуск или выдача ценных бумаг, за исключением акций;

1.5) обязательства застройщика, не связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство, на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, не превышают один процент от проектной стоимости строительства;

1.6) имущество, принадлежащее застройщику, не используется для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также для обеспечения исполнения собственных обязательств застройщика, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство;

1.7) отсутствуют обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;

2) в отношении застройщика не проводятся процедуры ликвидации юридического лица - застройщика;

3) в отношении юридического лица - застройщика отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

4) в отношении юридического лица - застройщика отсутствует решение арбитражного суда о приостановлении его деятельности в качестве меры административного наказания;

5) в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;

6) в реестре недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведение которого осуществляется в соответствии с пунктами 28 и 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица);

7) у юридического лица - застройщика отсутствует недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год. Застройщик считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату направления проектной декларации в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, не принято;

8) лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа застройщика, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа застройщика, или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляет функции единоличного исполнительного органа застройщика, либо временный единоличный исполнительный орган застройщика (далее - руководитель застройщика), физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем двадцать пять процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком, главный бухгалтер застройщика соответствуют требованиям, установленным статьей 3.2 настоящего Федерального закона;

9) наличие выданного до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства в соответствии с частью 2.1 статьи 19 настоящего Федеральное закона заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

 

Застройщики, не удовлетворяющие требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, не имеют права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов (пункт 2.2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ).

 

С учетом изложенного, застройщик вправе привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов, если он удовлетворяет требованиям, указанным в части 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ.

 

Закон № 214-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений на право застройщика, соответствующего понятию предусмотренному статьей 2 Закона № 214-ФЗ, привлекать денежные средства  граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов, в случае если указанное хозяйственное общество реорганизовалось, в том числе  в форме выделения из указанного хозяйственного общества нового хозяйственного общества.

 

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (пункт 1 статьи 57 ГК РФ).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

 

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

 

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).

 

С учетом изложенного, права и обязанности реорганизованного юридического лица (далее по тексту – Организация) переходят к выделенному юридическому лицу по передаточному акту.

 

Таким образом, Организация при реорганизации в форме выделения вправе передать права на активы и обязательства выделенному юридическому лицу.

 

При этом сама Организация может после такого выделения соответствовать понятию застройщика и требованиям пункта 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ.

 

На основании пункта 8 статьи 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

 

С учетом изложенного, у выделившегося юридического лица правопреемства в части исполнения налоговых обязательств реорганизованного юридического лица не возникает, за исключением случая, если такое выделение было направлено на неисполнение реорганизованным юридическим лицом налоговых обязательств.

 

НДС

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ для целей налогообложения НДС не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ.

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.

 

Статьей 162.1 НК РФ предусмотрены особенности налогообложения НДС при реорганизации организаций.

При реорганизации организации в форме выделения вычетам у реорганизованной (реорганизуемой[4]) организации подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав (пункт 1 статьи 162.1 НК РФ).

Вычеты сумм налога, указанных в настоящем пункте, производятся в полном объеме после перевода долга на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав.

При реорганизации организации в форме выделения налоговая база правопреемника (правопреемников) увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника (правопреемников) (пункт 2 статьи 162.1 НК РФ).

Вычеты суммы налога, исчисленной и уплаченной с сумм авансовых или иных платежей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также сумм налога, указанных в пункте 3 настоящей статьи, производятся правопреемником (правопреемниками) после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника (правопреемников) операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата (пункт 4 статьи 162.1 НК РФ).

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 162.1 НК РФ в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур[5] (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником (правопреемниками) этой организации.

 

В целях настоящей главы не признается оплатой товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиком права требования правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации. При переходе права требования от реорганизованной (реорганизуемой) организации к правопреемнику (правопреемникам) налоговая база определяется правопреемником (правопреемниками), получающим (получающими) право требования, в момент определения налоговой базы в соответствии с порядком, установленным статьей 167[6] настоящего Кодекса, с учетом положений, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 162 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 162.1 НК РФ).

 

Также отметим, что на основании пункта 8 статьи 162.1 НК РФ при передаче правопреемнику (правопреемникам) товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы налога были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной (реорганизуемой) организацией.

 

Таким образом, суммы НДС правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам) реорганизованной организацией не подлежат восстановлению и уплате в бюджет при их передаче правопреемнику.

 

Отметим что, по мнению Минфина РФ, в случае дальнейшего использования правопреемником имущества, полученного при реорганизации организации, для осуществления операций, не облагаемых НДС, суммы этого налога по такому имуществу, принятые к вычету реорганизованной организацией, подлежат восстановлению правопреемником в общеустановленном порядке (Письмо Минфина РФ от 10.11.09 № 03-07-11/290, от 30.07.10 № 03-07-11/323).

 

В Определении Верховного Суда РФ от 17.10.14 № 307-КГ14-1534 по делу № А52-1617/2013 суд встал  по данному вопросу вынес решение в пользу налогоплательщика:

«…Какой-либо обязанности по восстановлению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость правопреемниками реорганизованной организации в отношении получаемого имущества, в том числе и в случае дальнейшего использования такого имущества для операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, действующее налоговое законодательство не устанавливает.

Таким образом, судами первой и кассационной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, правомерно принятый к вычету обществом "Евроком", не подлежал в дальнейшем восстановлению обществом "ТрансЕвро" при использовании названного имущества в деятельности, налогообложение которой производится с применением упрощенной системы налогообложения…».

 

Со ссылкой на вышеизложенное решение Верховного суда в Письме Минфина РФ от 08.11.16 № СД-4-3/21123 по вопросу  о восстановлении НДС правопреемником при получении ОС от реорганизованной организации сделан вывод:

«…случае передачи реорганизованным юридическим лицом правопреемнику основных средств суммы налога, ранее правомерно принятые реорганизованным юридическим лицом к вычету, восстановлению и уплате в бюджет не подлежат…».

 

Однако, позднее в Письме от 05.04.17 № 03-07-11/20201 Минфин РФ изложил противоположную позицию по вопросу восстановления НДС правопреемником при реорганизации в форме присоединения:

«…Таким образом, к правопреемнику организации, реорганизованной в форме присоединения, переходит в том числе обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, полученных при присоединении, предусмотренная вышеуказанными пунктом 3 статьи 170 и статьей 171.1 Кодекса…».

 

Отметим, что в ситуации когда, реорганизация проведена с целью получения необоснованной налоговой выгоды, суды в данной ситуации принимают решения в пользу налоговых органов.

Так, к примеру, в Определении Верховного Суда РФ от 28.02.17 № 308-КГ16-18903 по делу № А32-2471/2015 изложена следующая позиция:

«…Основанием для доначисления спорных сумм налогов послужил вывод налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде неисполнения обязанности по восстановлению принятого к вычету налога на добавленную стоимость, в связи с совершением учредителями и руководителями обществ с ограниченной ответственностью "Эшфорд инвестмент", "Монерон" и налогоплательщика согласованных действий по реорганизации названных обществ и дальнейшего перехода на упрощенную систему налогообложения.

Признавая выводы налогового органа обоснованными, суды учли установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства, свидетельствующие о получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Так, налоговым органом установлено, что реорганизованное лицо - общество "Эшфорд инвестмент" в целях уклонения от восстановления налога на добавленную стоимость, принятого ранее к вычету по основным средствам (в налоговом периоде 4 квартал 2013 года), предшествующему переходу (с 01.01.2014) на специальный режим налогообложения (УСН), в порядке выделения создало общество "Монерон", которому передало свои основные средства, прочие оборотные активы и товарно-материальные ценности, и которое впоследствии в порядке слияния реорганизовано с налогоплательщиком, уже находящимся на упрощенной системе налогообложения. При этом все участники являются взаимозависимыми, а их действия совершены в отсутствие деловой цели и носят согласованный характер.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды, учитывая, что последующая реорганизация общества "Монерон" путем слияния с обществом, имевших тех же руководителей и учредителей, произведена в период налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения абзацев 4, 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 и пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о возможности в спорной правовой ситуации возложить обязанность по восстановлению налога на добавленную стоимость на налогоплательщика…».

 

Таким образом, в случае если Организация при осуществлении реорганизации в форме выделения преследует цель получения налоговой выгоды[7], нами не может быть исключен налоговый риск в части требования восстановления  правопреемником НДС, ранее правомерно принятого к вычету реорганизованной организации.

 

Налог на прибыль

Нормами главы 25 НК РФ предусмотрены особенности, связанные с проведением реорганизации организации.

Так, на основании пункта 3 статьи 251 НК РФ в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

 

Таким образом, ни у реорганизованной организации,  ни у правопреемника не возникает доходов при передаче (получении) в порядке правопреемства  имущества, имущественных и неимущественных прав и (или) обязательств.

 

Пунктом 2.1 статьи 252 НК РФ установлено, что расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283[8], 304, 318 - 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

 

Также отметим, что из анализа положений пункта 5 статьи 259 НК РФ следует, что в случае проведения реорганизации в форме выделения правопреемник продолжает начислять амортизацию по основным средствам в порядке, установленном реорганизованной организацией.

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 259 НК РФ если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией - по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;

2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

 

В Письме Минфина РФ от 04.12.15 № 03-03-06/1/70995 даны разъяснения по вопросу о начислении амортизации при реорганизации в форме выделения, если запись о создании юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 1-го числа месяца:

«...если момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, возникшего из реорганизованного юридического лица, определен как 1 сентября, то первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций созданной организации является период с 1 сентября по 31 декабря.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, если момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, возникшего из реорганизованного юридического лица, приходится на 1-е число календарного месяца, такая созданная организация начинает начислять амортизацию по амортизируемому имуществу, полученному в порядке правопреемства, с 1-го числа указанного календарного месяца. При этом для указанного реорганизованного юридического лица последним месяцем начисления амортизации по амортизируемому имуществу, переданному в порядке правопреемства, является календарный месяц, предшествующий месяцу, в котором создана организация, возникшая из такого реорганизованного юридического лица…».

 

Налог на имущество

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ  не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

 

Согласно пункту  25 статьи 381 НК РФ[9] освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.

.

Таким образом, из буквального толкования нормы пункта  25 статьи 381 НК РФ следует, что налогоплательщик не вправе применять льготу в отношении движимого имущества, принятого им на учет с 01.01.2013 года в результате реорганизации, в том числе реорганизации в форме выделения.

 

Аналогичное мнение изложено в Письмах Минфина РФ от 23.12.16 № 03-05-05-01/77572, от 19.07.16 №  03-01-18/42315.

 

В соответствии с  подпунктом 4 пункта 1 статьи  378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности:

- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

 

На основании пункта 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

 

Статьей 1.1. Закона № 64[10] определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 статьи 1.1. Закона № 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении  жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

 

С учетом изложенного, жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, являются объектом налогообложения исходя из кадастровой стоимости по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

 

Согласно пункту 2 ПБУ 5/01[11]  к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы предназначенные для продажи.

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

 

Следует отметить, что на основании принципов действующего в настоящее время российского законодательства по бухгалтерскому учету (в частности, План счетов и инструкция по его применению[12], ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 5/01) на балансе организации подлежит отражению имущество, принадлежащее Организации на праве собственности.

 

Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона № 129-ФЗ[13] реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

 

В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» изложено:

«…Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")…».

 

При формировании бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций следует руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.05.03 № 44н (далее - Методические указания).

 

Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме выделения установлены Главой VII Методических указаний.

Согласно пункту 33 Методических указаний при реорганизации в форме выделения организация, у которой в процессе выделения из нее другой организации на основании решения учредителей меняется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность применительно к положениям пункта 9 настоящих Методических указаний не формирует (пункт 33 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 34 Методических указаний при реорганизации организации в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.

При этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации не производится.

На основании пункта 36 Методических указаний до внесения в Реестр записи о возникших организациях при реорганизации в форме выделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемой организации (расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам, осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды, по списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемой организации.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний хозяйственные операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации в форме выделения организаций, в том числе указанные в пункте 36 настоящих Методических указаний, а также операции по вводу в действие (эксплуатацию) основных средств должны найти отражение в бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации, составленной на дату внесения в Реестр записи о возникших организациях (пункт 37 Методических указаний)

Согласно пункту 38 Методических указаний вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в пунктах 36 и 37 настоящих Методических указаний.

Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации.

 

Из совокупности изложенных норм следует, что имущество, переданное реорганизованной организацией по передаточному акту, учитывается в бухгалтерском учете вновь возникшей организацией на дату ее государственной регистрации.

 

Аналогичного мнения придерживаются контролирующие органы (Письмо Минфина РФ от 27.06.12 № БС-4-11/10561):

«…Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н утверждены Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.

Согласно п. 38 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций вступительная бухгалтерская отчетность возникшей компании на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в п. п. 36 и 37 Методических указаний.

Возникшей организацией переданное на основании разделительного баланса имущество должно быть учтено в бухгалтерском учете на дату ее государственной регистрации.

Если в составе принятого к бухгалтерскому учету возникшей организацией имущества имеется имущество, признаваемое в соответствии со ст. 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, то согласно ст. 373 Кодекса возникшая организация признается налогоплательщиком налога на имущество организаций, что в соответствии со ст. 386 Кодекса обязывает организацию к представлению налоговой отчетности по налогу…».

 

Косвенно, указанная нами позиция подтверждается нормами, изложенными в пункте 25 статьи 381 НК РФ, согласно которым движимое имущество принимается на учет в результате реорганизации.

 

С учетом изложенного, по нашему мнению, объекты, указанные в пункте 4 статьи 1.1. Закона № 64,  переданные в порядке правопреемства вновь возникшей организации не подлежат налогообложению налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости в течение двух лет со дня государственной регистрации  вновь созданной организации.

 

Какие-либо официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, таким образом, мы не можем исключить иное толкование норм анализируемых нами.

Для нивелирования налоговых рисков рекомендуем обратиться за разъяснениями в компетентные органы.

 

Кроме того, отметим, что  с 19.08.17 вступила в силу статья 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Как следует из разъяснений ФНС России в Письме от 31.10.17 № ЕД-4-9/22123@: «…Введенная Законом № 163-ФЗ статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.

Статья 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление Пленума N 53), а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям)…».

 

Пункт 1 статьи 54.1. НК РФ (злоупотребление правами)

Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

 

В Письме ФНС РФ от 16.08.17 № СА-4-7/16152@ даны следующие разъяснения в отношении применения нормы пункта 1 статьи 54.1 НК РФ:

«…Пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Указанная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п.

В указанной связи налоговым органам при доказывании фактов неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или необоснованного получения права на их возмещение (возврат, зачет) необходимо обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика, обеспеченном в том числе действиями его должностных лиц и участников (учредителей), в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды.

Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности и т.п.

При этом при доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме…».

 

В Письме ФНС России от 31.10.17 № ЕД-4-9/22123@ изложено:

«…Так, пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Данные положения следует применять в случае доказывания умышленных действий самого налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом. При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Характерными примерами такого "искажения" являются: создание схемы "дробления бизнеса", направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения; совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения; создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения; нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения). К числу способов искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, могут быть отнесены: неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Таким образом, доказывание умысла состоит в выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.

При выявлении таких фактов налоговый орган должен учитывать, что обстоятельства подконтрольности сами по себе не могут служить основанием для вывода об умышленном характере действий налогоплательщика.

В актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны указывать обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика (его должностных лиц) на условия и результат экономической деятельности, манипулирования условиями, сроками и порядком осуществления расчетов по сделкам (операциям), искусственного создания условий для использования налоговых преференций.

При этом установление умысла не может сводиться к простому перечислению всех сделок (операций), в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию, и приведению анализа возможности влияния фактов подконтрольности на условия и результат экономической деятельности. Необходимо указывать конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц), которые обусловили совершение правонарушения, и приводить доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

При взаимодействии налогоплательщика с формально независимыми лицами в ряде случаев об умышленности действий могут свидетельствовать обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, предопределенности движения денежных и товарных потоков, совершения ряда неслучайных действий (операций), подчиненных единой цели - возможности отражения заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, создания искусственного документооборота и получения налоговой экономии. Также, при проведении мероприятий налогового контроля в целях устранения последствий нарушений в виде неуплаты налогов устанавливаются фактические обстоятельства, связанные с использованием полученной налоговой экономии, которые позволят определить, в чьих интересах оформлены соответствующие сделки (операции).

Таким образом, налоговые органы для целей применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ должны доказать совокупность следующих обстоятельств: существо искажения (то есть в чем конкретно оно выразилось); причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями; умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога; потери бюджета…».

 

Следовательно, в силу нормы пункта 1 статьи 54.1. НК РФ недопустимо злоупотребления правами (умышленные действия) налогоплательщика направленными на создание схем налогообложения исключительно  целью занижения налоговой базы и неуплаты налога в бюджет.

В таком случае, налоговым органам необходимо получить доказательства об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на неуплату налога в бюджет.

 

Отметим, что в Вашем случае об умышленных действиях налогоплательщика может свидетельствовать такая совокупность факторов, как взаимозависимость налогоплательщиков, согласованность налогоплательщиков, дробление бизнеса, передача в порядке правопреемства товаров выделенному обществу, в то время как их учет на балансе Организации не препятствуют ее деятельности как специализированного застройщика и др.

 

С учетом изложенного, в случае если налоговыми органами будет выявлена совокупность факторов, свидетельствующих об умышленных действиях  налогоплательщика, направленных исключительно на минимизацию налоговых обязательств к уплате в бюджет налога на имущество, то налоговыми органами налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 07 декабря 2017г.

 



[1] Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения статьи 2 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.17 № 218-ФЗ (пункт 3 статьи 25  Федерального закона от 29.07.17 № 218-ФЗ)

[2] Федеральный закон от 30.12.04 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

 

[3] Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения частей 1 - 2.6 статьи 3 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.17 № 218-ФЗ (статьи 25  Федерального закона от 29.07.17 № 218-ФЗ).

 

[4] В целях настоящей главы под реорганизуемой организацией понимается организация, реорганизация которой осуществляется в форме выделения, до момента завершения ее реорганизации (до даты государственной регистрации последней из вновь возникших организаций) (пункт 11 статьи 162.1 НК РФ).

[5] В случае реорганизации организации положения, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 настоящего Кодекса для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной (реорганизуемой) организации (пункт 7 статьи 162.1 НК РФ),

 

[6] При переходе права требования от реорганизованной организации  к ее правопреемнику у последнего отсутствуют основания исчисления и уплаты  в бюджет НДС от стоимости реализованных товаров (работ, услуг),  в случае если момент определения налоговой базы по реализации товаров (работ, услуг) наступил до реорганизации и указанный налог исчислен и уплачен в бюджет реорганизованной организацией (Постановление ФАС Московского округа от 08.12.10 № КА-А40/15310-10 по делу № А40-12269/10-129-52).

 

[7] Отметим, что с 19.08.17 налоговые органы при предъявлении претензий к налогоплательщику в части получения налоговой выгоды руководствуются нормами вступившей в силу  статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

[8] Налогоплательщик, выделившийся из состава реорганизуемой организации, не вправе учитывать в целях налогообложения ее убытки, т.к. реорганизованное юридическое лицо не прекращает свою деятельность (Письмо Минфина РФ от 24.06.10 № 03-03-06/1/428).

 

[9] С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пункте 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации (статья 381.1 НК РФ).

 

[10] Закон г. Москвы от 05.11.03 № 64 «О налоге на имущество организаций»

[11] Приказ Минфина России от 09.06.01 № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»

[12] Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н

[13] Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»


Назад в раздел