Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу предоставления премии иностранным поставщиком

Департамент общего аудита по вопросу предоставления премии иностранным поставщиком

27.12.2017
Вопрос

Наша организация закупает товар у иностранных поставщиков.
В настоящее время мы рассматриваем возможность получения премии от иностранного поставщика за выборку объемов товара в целях стимулирования нашей покупательской активности. То есть мы хотим провести переговоры с иностранным поставщиком, заключить с ним соглашение на выплату нам премии, если мы выберем у него по определенному товару определенный объем. При этом хотим рассмотреть два варианта получения такой премии:

1)    путем перечисления денег на наш валютный счет,
2)    путем проведения зачета долга по выплате данной премии в счет погашения нашей кредиторской задолженности перед ним.

Вопросы:

1)    Допускает ли валютное законодательство РФ получение такой премии по договору поставки с иностранным поставщиком? Зависит ли это от того, в каком иностранном государстве зарегистрирован поставщик?
2)    Какой пакет документов нам нужно подписать с поставщиком для получения такой премии? Достаточно ли подписать соглашение, отчет о закупке товара у иностранного поставщика? Поскольку для нас это валютная выручка, какие налоги мы должны будем исчислить и уплатить в бюджет (только налог на прибыль)? Правильно ли мы понимаем, что мы не должны исчислять и уплачивать НДС с этой премии?
3)    Для проведения зачета нам достаточно подписать двухсторонний акт зачета встречных однородных требований? Будет ли его достаточно для российского банка?
Ответ

Поскольку у нас отсутствует иная информация, то при ответе мы будем исходить из того, что указанная премия не предполагает изменение цены товара.

 

Получение денежных средств на счет

 

Порядок осуществления валютных операций регулируется Законом № 173-ФЗ[1].

В соответствии  с подпунктом б) пункта 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютной операции относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

 

Согласно статье 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7,  8  и 11  настоящего Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Нормы статей 7 и 8 Закона № 173-ФЗ утратили силу.

Нормы статьи 11 Закона № 173-ФЗ не относятся к рассматриваемой нами ситуации.

 

При этом Закон № 173-ФЗ не предусматривает каких-либо исключений в зависимости от места регистрации нерезидента.

 

Таким образом, по нашему мнению, Организация вправе осуществлять валютные операции без ограничений, в том числе не только оплату приобретаемых товаров, но и получение от продавца премий.

 

Взаимозачет

 

Нормы валютного законодательства прямо не запрещают проводить зачет встречных требований между резидентом и нерезидентом.

Вместе с тем,  в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ[2] при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

 

Таким образом, действующим валютным законодательством предусмотрено «правило репатриации», согласно которому резидент обязан своевременно получить на счет в уполномоченном банке выручку в иностранной валюте или валюте РФ.

 

Из указанной нормы можно сделать вывод, что в случае, если у резидента существует обязанность по зачислению валютной выручку на счет, то он не вправе проводить взаимозачет, так как это будет являться нарушением подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

 

Пунктом 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ закреплен перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;

7) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств.

 

По нашему мнению, из системного толкования пункта 1 и 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ следует, что исключительные случаи, при которых валютным законодательством допускается зачет взаимных требований между резидентом и нерезидентом, предусмотрены в пункте 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

В иных случаях, взаимозачет требований не допускается.

 

В рассматриваемой ситуации стороны планируют осуществить взаимозачет по договору поставки. При этом Организация является по указанному договору покупателем, а обязательства поставщика по перечислению денежных средств представляют собой премию, а не выручку покупателя от реализации.

В связи с этим, формально, рассматриваемая ситуация не подпадает под требования о репатриации выручки. Следовательно, Организация вправе провести взаимозачет с продавцом-нерезидентом.

Вместе с этим, мы не исключаем, что официальные органы будут придерживаться иного подхода, при котором премия будет рассматриваться как выручка Организации, а, значит, подлежит получению на счет. При таком подходе взаимозачет будет рассматриваться как нарушение валютного законодательства.

 

Так, в соответствии с частью 4 статьи 15.25 КоАП РФН невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

 

В целях нивелирования риска, рекомендуем обратиться за разъяснениями в уполномоченный банк.

 

Оформление премии

 

Возможность выплаты премии, ее размер, порядок выплаты и иные условия определяется соглашением сторон.

 

Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о сделке между резидентом РФ и нерезидентом, по нашему мнению, документы оформляются в соответствии с требованием законодательства одной из сторон.

Исходя из практики делового оборота, к оформлению документов принято применять нормы законодательства продавца, т.е. в рассматриваемом случае, нерезидента.

 

По нашему мнению, выплата премии может быть оформлена документом, в котором указывается, что за выполнение определенных договорных условий (например, за определенный объем товара) продавцом покупателю выплачивается некое денежное поощрение.

 

Документы, предоставляемые для валютного контроля

 

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

 

Согласно пункту 9.1, а также подпункту 9.1.4 Инструкции Банка РФ № 138-И[3], при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк паспорта сделки одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту, документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору), в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

 

В рассматриваемом случае, документами, подтверждающими прекращение (частичное прекращение обязательства) являются соглашение с нерезидентом о выплате премии, документ, подтверждающий факт предоставления премии, а также акт взаимозачета (если премия не будет перечислятся на счет Организации).

 

В силу пункта 9.2 Инструкции Банка РФ № 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 этой Инструкции, представляются резидентом в банк паспорта сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 этой Инструкции.

 

Налог на прибыль

 

В соответствии с подпунктом 8 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

 

Пунктом 2 статьи 248 НК РФ установлено, что для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 271 НК РФ датой получения дохода в виде безвозмездно полученного имущества признается дата  подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг). В рассматриваемом случае, датой получения дохода будет дата документа, которым нерезидент оформит предоставление Организации премии.

 

С учетом вышеизложенного, премия, полученная от поставщика, включается в состав внереализацилнных доходов на дату документа о предоставлении премии, оформленного нерезидентом.

 

НДС

 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Пунктом 2 статьи 160 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

 

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых на территорию Таможенного союза товаров установлен Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства РФ от 25.01.08[4] (далее по тексту – Соглашение).

 

Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.

 

Соответственно, основным методом определения таможенной стоимости товара является стоимость товара, определенного договором.

 

Согласно пункту 6 статьи 112 Закона № 311-ФЗ[5] в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрена корректировка таможенной стоимости в случае ее неправильного определения на основании недостоверных сведений.

 

 В рассматриваемой ситуации, считаем, что таможенная стоимость товара на момент ввоза товаров была определена исходя из достоверных сведений – цены согласованной сторонами договора.

 

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории.

В связи с тем, что корректировка таможенной стоимости не производилась, и сумма НДС, подлежащего уплате, а также документы, подтверждающие фактическую сумму уплаты, не корректировались, считаем, что в данном случае у Организации сохраняются условия для правомерного вычета по НДС в размере, который был изначально уплачен.

 

Также отметим, что пунктом 3 статьи 170 НК РФ установлен перечень ситуаций, когда сумма НДС, ранее правомерно принятая к вычету, подлежит восстановлению. Данный перечень является закрытым и не предусматривает обязанности по восстановлению сумм НДС в случае предоставления скидки, не вызвавшей перерасчета таможенной стоимости товара.

На основании изложенного, считаем, что у Организации не возникает обязанности по восстановлению суммы НДС в случае, когда предоставление в последующем скидки на товар не привело к изменению таможенной стоимости.

 

Аналогичное мнение было изложено в Письме Минфина РФ от 04.06.08 № 03-07-08/141:

«В соответствии с п. 1 ст. 160 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Особенностей вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам, в зависимости от расчетов с иностранными поставщиками Кодексом не установлено.

Учитывая изложенное, в случае если предоставление скидки иностранным поставщиком не уменьшает таможенную стоимость ввезенного на территорию Российской Федерации товара и, соответственно, сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате таможенному органу, то восстановление сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету, в связи с получением такой скидки не производится».

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 04 декабря 2017г.

 



[1] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ

[2] Федеральный закон от 10.12.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[3] Инструкция Банка РФ от 04.06.12 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

[4] Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

[5] Федеральный закон от «О таможенном регулировании в РФ» 27.11.10 № 311-ФЗ.


Назад в раздел